Рассказ XXXIII
Если настроение во время ходьбы можно было сравнить с похоронной процессией, то привал выглядел как самые настоящие похороны. Им всем было необходимо отдохнуть и поесть после многочасового броска, но в такой атмосфере Микки опасался, как бы не заработать несварение желудка. Они быстро разложили на кариматке обед из запасов, заботливо подкинутых им итальянкой, и так же быстро сьели его. Разговор не вязался даже у Тиара с Микки - дурачится при постороннем не хотелось, начинать серьёзную тему тем более. Сико коршуном наблюдал с края поляны за каждым движением Браяна, зашугав его настолько, что рыжий браконьер наконец не выдержал:
- Он так и будет на меня смотреть?..
- Да, - невозмутимо ответил Тиар, прихлёбывая чай из термоса.
- Я ведь и так не могу вам сейчас ничего сделать - незачем натравливать на меня своего зверя!.. Пусть лучше больше по сторонам смотрит - я не ручаюсь, что за вами не послали кого-нибудь ещё из банды.
- Если ты сделаешь что-то подозрительное, - с чувством произнёс Тиар, от души наслаждаясь новой ролью, - Сико оторвёт тебе голову. Ясно?
Браян неуютно поёжился под обеими взглядами: зверя и заклинателя. В угрозе сомневаться не приходилось - если заклинатель что-то приказал зверю, значит, тот так и сделает. Вот только такие расплывчатые приказы добром не оканчивались ни в одном известном браконьеру анекдоте. И хоть он и был фанатом чёрного юмора по жизни, сейчас смеяться что-то не хотелось.
- Э-э-э... И что значит "подозрительное"?..
Тиар философски пожал плечами, давая понять, что определение действительно широкое и это задача Браяна сделать так, чтобы его поведение точно под него не подпало. Потом он встал, хлопнул Микки по плечу, передавая эстафету, и предательски смотался в лес. Микки понял, что ему досталась самая сложная и неблагодарная роль: сыграть "доброго" полицейского.
- Брай... - Неуверенно начал наёмник, взглядом витая где-то в кронах деревьев. - Слушай, я тут подумал... Забудем старые обиды, окей?..
- А... Ага, - угрюмо подтвердил тот.
- Э... В общем... Не знаю, встречался ли ты с другими древними за свою... длинную карьеру - но Тиар не такой, каким кажется. И... Э-э... Он тебе понравится. Потом. Когда-нибудь.
Рыжий великан принялся сосредоточенно вытряхивать из сапога несуществующие камни.
- Я... Кхм - не учавствовал в охоте. Ни разу, честно. Да и, - он с опаской покосился на неподвижного соглядатая, и понизил голос, - я ни разу не видел живого индриг-зверя. А заклинателя и подавно. Мне кажется, "Волчья Пасть" с ними связываться боялась. А индриг-зверей ведь и диких хватает - оно безопасней как-то.
- Честно не видел, что-ли?..
- Да... Я всё больше готовый продукт развозил - там же навыки иметь надо чтобы... Ну... Ты понял, - неуклюже заключил он под немигающим взглядом Сико. - Слушай... А этот... Ну, можно попросить твоего Тиара, чтобы он хотя бы не пялился? Он меня всю дорогу пасёт, я и так уже весь извёлся.
Микки оценивающе посмотрел на Сико, очень сомневаясь, что тот действует Браяну на нервы именно по приказу заклинателя. Упрекать его в этом было бы несправедливо - это же Браян, в конце концов, промышлял убийством и продажей его сородичей. Может, этих двоих тоже как-то примирить с мыслью о сосуществовании?.. Вряд ли это такая уж сложная задача.
- Сико, а ну иди сюда!..
Рыжий чертыхнулся и вскочил с места как был - в одном ботинке, когда зверь послушался команды и лениво, не спеша направился к отдыхающим.
- Дебил, что ты делаешь..?! - Громким, отчётливо слышным шёпотом пробасил он . - Заклинателя здесь нет, какого ты позвал зверюгу..?! Он тебя не послушает в любом случае, и кто знает, какие там у него на наш счёт приказы..!
- Послушал же, - резонно заметил Микки, забавляясь страхом бывшего приятеля перед индриг-зверем.
- Ты не понимаешь, Микки!.. Это не собака, не играй с ним!..
- В общем так: Брай, извинись-ка перед Сико!
Рыжий браконьер посмотрел на Микки, как на умалышенного, и рефлекторно сделал маленький шажочек назад - будто начиная искать пути к возможному бегству. Мать всегда учила его, что от сумасшедших лучше держаться подальше. Но внезапно его озарило и на лице великана появилось забавное, по детски обиженное выражение:
- Ты что, издеваешься? Нет, я понимаю - но можно ведь и прямо сказать...
- Я знаю, как это выглядит... Но тебе не кажется, что от Сико ты не вправе что-то требовать прежде, чем хотя бы извинишься?..
- Микки... - Браян неуютно перешагнул с ноги на ногу, очень жалея, что пропустил школьный курс психологии. Во всяком случае, тогда он бы наверняка знал, как вести себя с больным человеком. - Ты хорошо себя чувствуешь?.. Это индриг-зверь. Это минерал. Даже не животное. Чего мне перед ним извиняться?..
- Но ты-то не минерал! Вот и отвечай, чтоб тебя, за свои же поступки!.. Сколько ты их продал? Хорошие, наверное, были деньги! Может, ты в детские годы так же кошек и собак резал?... Эти полезные ископаемые, к твоему сведению, жи-вы-е! Так что посмотри ему в глаза и будь добр извиниться, за то, что хотел сделать!
- Э-э... Остынь, ты чего?.. - В глазах Браяна по кличке Медведь отразилось полнейшее непонимание. Нет, этот Романтик всегда был немного не от мира сего, но какие-то азы ведь ему должны быть известны! - Слушай, это же не кошка и не собака! И не человек тем более, хоть и выглядит им!.. Чего ты на меня смотришь, как на убийцу?.. Да, я нарушал закон и не горжусь этим, но не убивал никогда - и не буду!.. - Он нервно облизал губы под пристальным, немигающим взглядом индриг-зверя, неслышно ставшего рядом с Микки - совсем близко. Белая тварь будто слушала - до жути внимательно и оценивающе - нагоняя какой-то первобытный страх перед неизвестным. Но, распалившись, он уже не готов был замолчать. - Или тебя смущает, что они двигаются?.. Так чтоб ты знал, у них даже крови нет! Даже чёртовой крови - чистый анобтаниум без примесей, и ничего более! Да, земные алмазы не убегали от алмазо-добытчиков - так ведь на Земле и воздух почище был и ночи посветлее! А нам повезло родиться на Пангее!..
Браян перевёл дух и исподлобья, вызывающе посмотрел на Сико:
- И чувств у них нет. Просто миллиарды соединений белого минерала, передающих и анализирующих информацию. Это сложная система - и полезная, не спорю. Но кто-то, как заклинатели, умеет ею пользоваться, а другие - нет. И поэтому люди им нашли другое применение - вот и всё.
Микки стало противно. Пусть просто минерал, пусть бездушные компьютеры - но так бездумно уничтожать что-то настолько уникальное лишь потому, что конкретно для тебя этому нет применения?.. Это то же самое, что найти сложнейший инопланетный компьютер с самообучающимся искусственным интеллектом и разобрать его на запчасти - ведь они такие гладкие и прочные!
- Это не доказано.
- ...Что? - Не понял Браян.
- Я говорю, что это научно не доказано - то, что у индриг-зверей нет чувств, - мстительно повторил Микки.
Медведь застыл на секунду, не в силах поверить в услышанное. Майк, добрый и доверчивый Майк вёл себя как ребёнок, которому на день рождения купили роботическую кошку - удобно, ни убирать ни кормить не надо, а поломается - так починят... А ребёнок занят - играется с ней, гладит и разговаривает, думая, что кошка настоящая. Вот только дети со временем учатся и понимают разницу между заводной грудой металлолома и настоящим, тёплым и мурчащим зверем. Но наёмнику, очевидно, никто в детские годы не покупал робо-кошку, и тот этап приходилось проходить сейчас со зверем побольше.
"Вот так всегда, когда что-то не делается вовремя. Проблемы становящийся больше и серьёзней - разговором по душам и новой игрушкой уже не решить. Ну почему, скажите на милость, я должен исправлять недочёты его воспитателей?.." - Обречённо подумал Браян.
- Хорошо, - браконьер расставил руки в примирительном жесте. - Твоя взяла: не будем верить ничему, что не доказано в лабораториях, хоть это и знает каждый ребёнок. На протяжении долгих веков известно, что камни не чувствуют - но оспорим и этот факт!.. Как бы нам это проверить?.. - Он показательно поискал взглядом по сторонам, будто в раздумье, и воскликнул: - О, знаю!.. Тут же есть один индриг-зверь - какая удача! Смотри, даже на человека похож - подходит идеально, не думаешь?.. Ну что ж, приступим!
Он потёр руки, будто перед началом спортивного состязания и встал "в готовность" напротив подражателя.
- Сико, кажется? Милое имя для домашней зверушки!.. Так вот, Сико: некий Романтик здесь считает, что я должен перед тобой извиниться за трагические смерти твоих товарищей-полезных-ископаемых а так же (заодно) за недостойные порывы моей чёрной души к краже чужого... Я правильно говорю, Майк?..
Микки с плотно сжатыми губами наблюдал за всем этим, лишь с трудом удерживаясь от того, чтобы встретить лицом раскрытую ладонь. В сложившейся ситуации он не вполне был уверен, стоит ему бояться за Браяна, или насладиться уникальным зрелищем. Но с высоты чуть больше, чем недельного опыта безпристанного общества зверя и заклинателя, в одном он не сомневался - Сико определённо не был просто следующей приказам машиной.
- Так что, Сико: что ты об этом думаешь? Плохо я поступил?.. Дай знать как-нибудь, если так - обещаю исправиться и до конца дней своих чтить долбанный закон!.. И я даже перед тобой на колени стану, раз уж на то пошло - полные официальные извинения!..
Выражение, с которым зверь смотрел на браконьера, вроде бы не изменилось, но Микки стало не по себе. Закралась мысль, что с огнём играть действительно не стоило, ведь он понятия не имеет, что может сделать неконтролируемый зверь - и уж тем более - не сможет его остановить.
- Ну что?.. Не хочешь?.. - Продолжал паясничать осмелевший браконьер, в запале подойдя так близко к подражателю, что мог бы рассмотреть каждую чёрточку на белой радужке его глаз. - Знака не будет?.. А знаешь, почему, Майк?.. Потому, что не было, мать его, приказа!
Откричавшись наконец, и уверившись в своей правоте, Браян выдохнул и резко развернулся, чтобы уйти:
- Ну всё, с меня хватит!.. Сам целуйся со своим зверем, раз он тебе так нравится!
Внезапно Сико чуть повернул голову в сторону Микки и, вроде бы, приглашающе улыбнулся.
"Потому, что не было приказа?" - Задумчиво повторил про себя наёмник. Вот Сико, кажется и намекал на то, что решение принимать придётся человеку. Разумному минералу гораздо интереснее было наблюдать за последствиями таких решений со стороны - но не принимать их самому. Активное участие в событиях, а отличии от людей, вовсе не было необходимым условием их жизни - и вперёд их двигали не инстинкты или эмоции, но скорее неиссякающий интерес ко всему на свете. Микки зря боялся: все эти разглагольствования рыжего никак не могли задеть существо, руководствующееся одной лишь логикой.
"Логикой и любопытством", - поправил себя Микки. Чего-чего, а любопытства зверю было не занимать.
"Ну и что мне сделать? Хочешь, остановлю его? Но будут последствия - он испугается, сильно испугается. Тебе это нужно?.. Сам решай, заканчивать начатое, или нет. Идея-то была твоя... Всё ещё хочешь его приструнить?" - Насмешливо спрашивал взгляд зверя, и каким-то образом Микки и впрямь был уверен, что исход зависит только от него.
Он чуть заметно кивнул и этого лёгкого жеста оказалось достаточно. Индриг-зверь пружинисто потянулся и кошачьим движением цепко схватил браконьера за плечо. Просто рукой, без никакой трансформации - но этого хватило. Микки показалось, что он никогда не видел ни на чьём лице такого ужаса, какой отразился в глазах обернувшегося мужчины.
- Ну что? На колени становиться будешь? - Пытаясь придать своему голосу саркастических ноток, победно осведомился Микки.
Браян и рад бы был стать на колени - да что угодно сделать, лишь бы оказаться подальше от вцепившейся в него белой твари - но не мог пошевелиться от сковавшего его иррационального страха. Неживые, пустые глаза подражателя пристально смотрели, будто проникая под самую кожу. В этом взгляде при доле воображения можно было прочитать что угодно - потому что в действительности он не выражал ничего. Рука со снежно белой кожей держала железной хваткой и испускала каменный холод даже через ткань куртки. На кукольном лице не дрогнул ни один мускул, это тело не дышало и не содрогалось от ударов сердца - не жило.
"Господи, Микки... Ты не знаешь, с чем играешь. И я не знаю. Пусть это будет просто трюк, загодя отданный приказ или те самые мои "подозрительные" действия. Лучше уж пусть он открутит мне голову - потому что если этот монстр имеет волю... Тогда лучше бы их уничтожили всех с самого начала", - холодея, подумал рыжий.
Будто решив, что с жертвы достаточно, Сико убрал руку, внезапно развернулся - и просто ушёл, оставляя Микки наедине с застывшим Браяном.
Вернувшийся Тиар как раз успел увидеть молча стоящих мужчин и удаляющегося индриг-зверя. Он удивлённо проводил взглядом прошедшего мимо подражателя, а потом преувеличенно бодро осведомился:
- Ну что, я вижу, вы нашли общий язык?..
