44 страница21 июня 2021, 21:23

43. Основы мироведения

«Слишком много мыслей и мало дел» — подумал Никанор, открывая глаза. Да, он усердно трудился всю неделю с докторым Степновым, но это его никак не приблизило к исполнению своих желаний. А могут ли вообще, в этом мире с дикими нравами, но порой жесткими правилами, исполняться желания? Сидя на кровати, он развернул портативное электронное устройство в небольшой экранчик. Вместе со вторым уровнем ему открылась возможность углублять знания не только в своей дисциплине «биоинженерия», но и в дополнительных, которые определил сканер ещё в Раю. Почти четверть времени своей жизни он мог тратить на изучение кибернетики, основы которой изучил ещё в раннем детстве в школе, шесть-семь процентов в равной степени на хирургию и мироведение, а самую малость имел право выделить на селекцию живых существ. Пришло время заняться расширением кругозора. «Но только после завтрака!» — принял решение Никанор и перешёл по вкладке в раздел питания.

Электронное устройство отдавало холодом и отчего-то вспотевшие ладони сделались совсем ледяными. Ники взглянул на каплевидный стол, принюхался, показалось что запахло кукурузой — сочными ярко-жёлтыми кочерыжками, покрытыми солью. Аромат вызвал бурю эмоций. Радость от предвкушения приёма пищи смешались со злостью и тоской. «Лучше бы другой еды заказал» — фыркнул Никанор, недовольно поглядывая на входную дверь. Сегодня ему захотелось наградить себя приятным завтраком в честь первого выходного дня после комы. Но теперь каждое событие было подточено мрачными воспоминаниями, будто трухлявое дерево, в котором жуки прогрызли извилистые ходы, нарушив его природную структуру. Ники бросил планшет на кровать, нацепил тапочки и, лениво переставляя ноги, открыл входную дверь. Сонное пространство в ту же секунду наполнилось жизнью. Утренняя свежесть окончательно разбудила парня, словно изумрудная трава и снующие над ней пчёлы, забрались в самые тёмные уголки мыслей парня, прогоняя прочь уныние и грусть. Он прикрыл глаза и, наслаждаясь летним солнцем, вдохнул пахнущий росой воздух полной грудью.

У тоненькой каменной дорожки, которую рабочие делали по его заказу несколько дней, уже лежало несколько коробок. Одна с подогревом — в ней кукуруза, а другая, с охлаждением, для мороженого. Рядом с ними небольшой мешочек из быстро разлагающейся ткани, в нём питательные шарики на обед. Вкус вкусом, а нужные для работы организма микроэлементы лучше употреблять в концентрированном виде. Так быстрее и полезнее. Никанор схватил коробки и, оставив дверь открытой нараспашку, чтобы тепло живого дня проникало в жилище, уселся за широкую часть стола.

— А делать надо что? — спросил он в голос сам у себя, составляя из мыслей концентрат действий.

— Вы можете делать всё, что захотите, — встрепенулась синеволосая девушка, — вот список задач.

На стене без окон появился перечень доступных работ.

— Неееет, — чавкая кукурузой, прокомментировал её ответ Никанор, — я не могу делать всё, что захочу. Это обманка, иллюзия, понимаешь? Они дают большой список задач, ты видишь эти все варианты и думаешь, что у тебя есть выбор. А его нет!

Никанор хлопнул ладонью по столу и тарелка, в которую превратилась коробка-трансформер, легонько подпрыгнула.

— А я хочу что? — продолжил Ники, выковыривая оставшиеся жёлтые зёрна и их отправляя в рот, — Я хочу точно знать кто я, что я делаю и зачем. И почему за гениев идёт борьба. Разве можно заставить человека идти туда, куда он не хочет?

Никанор замолчал и положил кочерыжку на тарелку, пододвигая к себе пёстрые шарики мороженого.

— Вот ты скажи, кто даёт эти задания? Почему сканер делит на три категории людей, а не на десять, например? Разве я не могу быть тем, кем хочу, культуроведом скажем? А мне назначена биоинженерия.

Выковыривая языком застрявшие в зубах кусочки кукурузы, парень развёл руками и повернулся к наигранно задумавшейся над вопросами синеволосой помощнице. Она наверняка их уже определила в категорию «риторические», но делала вид, что проявляет участие в беседе.

— Я могу посмотреть твой исходный код и отредактировать?

— Функция недоступна на данном уровне.

— Вот видишь! Никакой свободы! Никакого выбора! Дураки! Они все дураки!

Рассмеявшись, Никанор попросил вывести на экран всю ветвь своего развития, включая ещё не достигнутые им уровни. Он был в самом начале пути, там, где была сплошная прямая линия, только через несколько пунктов начинающая разветвляться. По маленькому кусочку от каждого цветного шарика парень отправлял мороженое в рот и, с наслаждением смакуя, то и дело прикрывал глаза. После поверхностного обзора своей карьерной лестницы, Ники запросил данные для получения образования по мироведению. Помощница предупредила, что он может изучать дисциплину не больше часа и показала список тем. «Должно быть достаточно» — буркнул Никанор и открыл тему «Управленческие круги мира». Схемка простая, а вот текста с примечаниями, нюансами и частными случаями оказалось больше, чем на час чтения.

Ни единого имени, конечно, во всеобщей базе не указано. Двадцать семь точек, вершин треугольников — девять треугольников по три человека, один из которых управленец, двое других отвечают за поддержание и развитие направления. Эти люди становятся во главе мира благодаря результатам тех самых сканеров, не раньше, чем им исполнится двадцать пять лет и пройдя ряд испытаний для закалки характера. После высших кругов следует сама простая древовидная структура, одинаковая для любой сферы. Руководители среднего звена из числа великих или гениев с соответствующим потенциалом управляют БПДшными рабочими. Всё слишком просто устроено для больше, чем десяти миллиардов людей, живущих на планете. С другой стороны, чем проще, тем удобнее. Наверняка за этой, элементарной для понимания, организационной схемой скрываются множество дополнительных деталей.

— Ну! — с досадой крикнул Никанор, когда синеволосая помощница без предупреждения скрыла материалы по мироведению.

Он, раздув ноздри, злобно посмотрел на виртуальную девушку, которая делала вид, что не видит его взгляда. Хотя, конечно, видела. Камера почти круглосуточно следит за парнем, отмечая каждое его движение. Приняв тот факт, что на сегодня он уже исчерпал свой лимит на обучение второстепенным наукам, Ники сделал небольшую зарядку, размял суставы, потянул мышцы и снова вернулся к маленькому экрану персонального устройства. Он плотно прислонил прямоугольник к запястью и отдал команду выпустить наночип для проверки состояния организма. Всё в норме, только сердцебиение слегка учащенное.

Синеволосая леди наотрез отказалась открывать всемирную базу с личными запросами. Он, видите ли, план образования на неделю не выполнил и если будет тратить время впустую, то с учетом затраченного времени на выполнение рабочих задач не успеет изучить плановый материал. Скривившись, Никанор отправился выбрасывать одноразовые коробки от еды в небольшое устройство, расположенное рядом с домом. Утилизатор вжихнул и после звонкого щелчка в доме пиликнул планшет, сигнализируя о начислении пары монеток за быструю утилизацию мусора.

— Ладно, — вернулся Никанор к виртуальной помощнице, подышав свежим воздухом, — давай кибернетику, буду через виртуалку учить.

Он, не без усилий, натянул костюм для погружения, надел шлем и через секунду подгрузился интерфейс. Настраиваясь на рабочий лад, Ники почувствовал как виртуальном пространстве кто-то внизу дёрнул его за штанину и он удивлённо опустил голову. У его ног стояла жирненькая крупная гусеница с передними лапками по форме напоминающими беличьи. Если у насекомого может быть выражение лица, то это существо явно взирало вопросительно, будто в ожидании чего-то. Подняв брови, Никанор огляделся. Он находился на бесконечной белой поверхности, а в нескольких метрах от него стоял огромный прилавок с разделителями и бумажками вместо товаров. Ники пошел к нему, дергая правой ногой и волоча за собой противное виртуальное существо, которое вцепилось в брючину мёртвой хваткой.

«А, понятно» — кивнув самому себе парень вспомнил, что остановился на модульных нейросетях. Талантливые программисты прошлого столетия позаботились о будущих поколениях и разработали сотни тысяч структур, которые можно набирать как дополнительные элементы быта в системе и использовать на своё усмотрение. Хочешь, чтобы система нашла залежи ископаемых, возьми готовый модуль нейросети, покажи ему как выглядит то, что тебе нужно и где оно обычно находится, модуль самостоятельно обучится и сэкономит время целого отдела производственной фракции. Окинув взглядом бумажки с текстом, Ники то и дело усмехался, представляя реальные возможности искусственного интеллекта, который даже в современное время не используется на полную. Да, по всему миру натыканы видеокамеры, которые считывают человеческие реакции, а затем андроиды, уподобляясь людям, шутят, подкалывают и ждут похвалы. Но, в целом, есть ещё отрасли, которые не подверглись тотальным усовершенствованиям. Например, те же эксперименты в Министерстве. Результаты всё равно документируют люди.

— А ты, видимо, модель для опытов. — Никанор озадаченно рассматривал складки гусеницы, не выпускающей его штанину из лап.

Глаза толстого существа будто смотрели на него с надеждой, страхом и неким благоговением.

— Знаешь, мы даже чем-то похожи. Я тоже никому не нужен и надо мной все издеваются, — Ники присел и погладил существо по бугристой белой кожице, — могу представить, как другие тебя мучают. Но мы им всем обязательно покажем, кто есть кто, правда?

Кивнув сам себе, парень поднялся и прошел вдоль прилавка с разными наборами функций для гусеницы. Он выбрал умение говорить и взял бумажку, изучая требования и особенности модуля, напечатанные на обратной стороне листка. Судя по коду, существо подключается к базе, выделенной для искусственного интеллекта, где виртуальный объект её считывает сразу на машинном уровне, без преобразования в человеко-понятную форму. «Скорее всего, — подумал Никанор, — Тимур использует для обучения своих нейросетей ту же базу, но даже не подозревает об этом». Парень громко сказал «Да» и бумага с описанием функции превратилась в огромный, больше ладони, зелёный листик берёзы.

— Это, наверное, тебе надо съесть, — сказал Ники, присаживаясь на корточки рядом со своим подопытным существом.

Громко чавкая, гусеница слопала лист и даже будто бы благодарно улыбнулась, но всё ещё не разжимала свою беличью лапу, держась за штанину.

— Ты, похоже, хочешь что-то ещё.

Никанор встал, взглянув с тоской на сужающийся вдали прилавок. Сколько же времени нужно, чтобы все модули изучить хотя бы поверхностно... Должен быть поиск!

— Эй, синеволосая, найди какой-то модуль вроде самостоятельности или умения принимать решения?

Подняв голову, он искал глазами свою помощницу, которая обычно появляется на облачке, будто королева небес. Взглянув на жаждущую пропитания гусеницу, Ники пожал плечами.

— Помоги мне, Ники... — услышал он еле различимые слова, сказанные до боли знакомым голосом.

Парень замер, поглядывая вниз на озадаченное существо, которое двумя лапами обхватило его ногу и тряслось.

— Пожалуйста... — раздалось сзади тихо, мягко, как-то зачарованно, но в каждом звуке слышалось обречённое отчаяние.

Сцепив зубы, Никанор, медленно переступая с ноги на ногу, повернулся. Он увидел девушку с двумя длинными чёрными хвостиками, переброшенными на грудь. Алые губы выделялись ярким пятном на белом, меловом лице. Широко распахнутыми глазами она смотрела на Никанора и шептала неразличимые слова. Никанор сглотнул, попытался рвануться навстречу, но был не в силах шевельнуться. Он с болью рассматривал эту для него новую, до невозможного красивую, такую взрослую, но очень сильно страдающую Рину. Через несколько секунд он понял причину ею неестественного оттенка кожи, девушка была прозрачной! Призрак, сквозь которого видно бескрайнее поле обучающей виртуальной программы. Ники облизал губы и поднял глаза на пространство над её головой. Что-то блеснуло там, сверху. Он всмотрелся и увидел точно такую же нить, которые видел, пока был в коме. Пульсирующая серебром верёвка поднималась от головы Рины вверх, но не проходило ни доли секунды, как она падала снова и снова на её тёмные волосы, будто добавляя седины. И так бесконечно.

— Найден набор модулей «самостоятельность», — где-то в высоте произнесла голосовая помощница.

Вскинув голову, Ники увидел наконец-то явившуюся синеволосую леди и тут же испуганно вернул взгляд на то место, где секунду назад стояла Рина. Рина, которой, как любого мимолётного видения, уже рядом с ним не было. 

44 страница21 июня 2021, 21:23