Глава 11. Судейство
Оливье Четвертый Де Клиссон, очнулся безоружный, в грязной и в смрадной городской тюрьме. Он оказался в списке богатых и знатных пленников, за который его семья должна отдать хороший выкуп. Он знал, что Жанна - не оставит его, даже если им нечего будет есть и они все лишатся крова... Но к счастью, его супруга вскоре заплатила огромный выкуп и Де Клиссон вернулся к своей семье...
***
Вновь семейная идиллия и Оливье не верилось, что он со своими детьми и супругой...
Вскоре, был объявлен Королевский турнир. И сам Король Филипп Шестой пригласил отважного Оливье де Клиссон, а также некоторых рыцарей из Нормандии и Бретани, принять участие в столь важном событии.
-Это значит, что Король Филипп наслышан о ваших подвигах и злоключениях, мой супруг! - Радостно поцеловала своего мужа Жанна. Супруг был в добром расположении и легко поднял её на руки и закружил. Дом был полон смеха и радости.
-Скорее! Прикажи собрать моим слугам лучшие одежды! И пусть начистят мои доспехи, а конюху нужно приказать, подковать коня у кузнеца! Я должен явится ко Двору не осрамившись! Пусть запомнят Славный дом Де Клиссон! - Супруг был в возбуждённом настроении. Жанна торопливо отдавала распоряжения слугам, не забыв дать наказ кухаркам для яств в пути, до самого Парижа.
Это был последний раз, когда они видели друг друга, ничего не подозревая, улыбаясь и радуясь...
***
Едва Оливье ступил за врата Парижа, его обступили стражи с 20-ю алебардами и столько же лучших мечников. С крыш домов, был десяток опытных лучников.
-Не такой приём мы ожидали... - Тихо сказал молодой оруженосец Де Клиссона.
- Я Оливье Четвертый Де Клиссон! Прибыл по приглашению Короля Франции Филиппа Шестого на Королевский Турнир!
-Громогласно объявил своё имя военачальник.
-Оливье Де Клиссон, опустите оружие! - Ответил громко главный командующий стражей.
Оливье пришлось подчинится, ибо острые алебарды плотно угрожающе лязгнули. На землю был брошен меч и кинжалы.
- Именем Короля Франции! Оливье Четвертый Де Клиссон, вы обвиняетесь в измене Французской Короне! Вы вступили в заговор с врагами Короны и перешли на сторону Англии, добровольно отдав город Ванн, а также подрываете суверенитет и безопасность всего Государства! Взять под стражу, до выяснения обстоятельств!!!
-Это поклёп! Это поклёп!
-Закричал юный оруженосец.
-Молчать!- грубо приказал один из стражей и больно ударил юнца.
-Господин! Это ошибка! Это ошибка, Господин! Оливье Де Клиссон -герой! Он предан Короне! - Кричал оруженосец, получая жесткого тумака от мечника.
-Молчи! - Грубо приказал Оливье юноше и тот подчинился, бессильно видя, как его Господина уводят, как преступника...
***
Дознаватели пытали всех неугодных... И Оливье узнал в темнице всех знакомых рыцарей из Нормандии и Бретани, таких же как и он - ложно обвиненных в государственной измене Короне. Это были славные воины, из знатных семей и одни из лучших рыцарей. В груди сжался горький ком. Было страшно, но он рыцарь и ему неведомы слезы, лишь вкус крови и песнь Смерти, поющей в полях битвы...
Его не оправдали. Оливье молчал и шёл на плаху. 14 человек, таких же как и он, шли на казнь.
2 августа 1343 год. Эту дату передадут его любимой Жанне, с которой он был искренне счастлив, которая подарила ему кусочек Рая...
Напротив сидел сам Король Франции, ради которого он сражался и ради него погибали сотни и тысячи мужчин. Это был холёный, надушенный мужчина, с жидкими, светлыми волосами, приятной наружности, обладающей властью казнить и помиловать... Тот, кто не знает в лицо своих верных рыцарей и воинов, тот, кто верит сладким и ядовитым речам лицемеров и лжецов...
В душе был камень и горечь, но Оливье шёл на смерть, в разорванной и грязной одежде, мало напоминавшей его знатное происхождение. Он послушно положил голову на плаху, ощущая ненависть и негодование незнакомой черни, хотя были и те, кто знал его и молча качал головой, не соглашаясь с его смертью...
«Вжух!»
Яркая вспышка боли, голова покатилась, слетела белая повязка с глаз; Оливье увидел кружащийся танец голубого неба, крови, помоста и лиц незнакомых
людей...
***
По приказу Короля Франции, Филиппа Шестого, обезглавленные тела казненных подвесили за стены Парижа на Монфоконской виселице, в назидании всем, тем, кто желает пойти против Помазанника Божьего. А голова Де Клиссона была отправлена в Нант -в столицу герцогства Бретань и насажена на пику над городскими воротами. Люди тихо шептались и испуганно роптали, осуждая действие короля. Несправедливость власти и клевета недругов Оливье стали вызывать возмущение...
***
Возлюбленная супруга получила дурные вести от оруженосца, но было слишком поздно... В то мгновение, когда её любимого казнили, её сердце словно перестало биться, на какое-то мгновение. Она уже знала, что её супруг мёртв... Жанна упала на каменный пол, ощущая горе, чувство рвущей несправедливости, невосполнимой потери...
-Они, даже не позволили ему оправдаться... -Убитая горем, прошептала женщина. Она была бледна и растрёпана.
-Матушка... Прошу вас, встаньте! Матушка... -Поднимая с пола просил один из старших сыновей. Дети подбежали к ней и многие лили горькие слёзы. Их отца казнили...
-Матушка, сжальтесь, над собой! Не упивайтесь горем...
-Он не погиб -его подло убили! Обманом, заманили, оклеветали и убили! Это они -все душегубы! Это они- виновны в его смерти! Ваш отец был честным и преданным слугой Французской Короны! -Тихий шепот, перерастал в твердый голос, полный ярости, гнева и боли.
-Матушка...
-Они все ответят за смерть Оливье Де Клиссона! Отныне, да будут свидетелями Земля и Небо, я стану мстить за моего супруга, за клевету, ложь и несправедливое судейство над ним! Поднимайтесь, сыны мои! Мы идём в Нант!
Их мать встала с пола, но в этот миг умерла Жанна де Бельвиль и родилась Новая, Кровавая Жанна Де Клиссон...
***
Два сына шли рядом с Жанной, вдовой Оливье Де Клиссон. На улицах Нант, резко смолкли голоса людей, лишь были слышны шаги благородного семейства. Женщина бесстрашно показала на голову отца, сыновьям.
- Смотрите и никогда не забывайте! Вот что король Франции сделал с вашим отцом!- Тихим, срывающимся голосом от ярости, произнесла женщина. Глаза полыхали огнём гнева, а её красивое лицо притягивало и выглядело устрашающе. Они ещё какое-то время смотрели на гниющую голову отца, облупленную мухами и, затем, тихо покинули столицу Бретани...
***
Вдова Де Клиссон выставила на торги всё своё имущество: все земли поместья, замки, пашни, скот и прекрасных лошадей. На последние драгоценности она купила 3 боевых корабля.
- Что делает эта безумная женщина?! Что за глупость! - Полушепотом говорил пьяный старый моряк.
-Вдова, верно, совсем обезумела, несчастная женщина!!! - Отвечал другой голос в шумном трактире.
-Конечно, если её супруга обвинили в измене Французской Короне и такой срамной казни подвергли...
-Я до сих пор не могу поверить... Оливье де Клиссон был верным рыцарем и преданным Королю... Возможно его оклеветали... - Тише вторил третий голос.
-Он был предателем своей Отчизны ! И погиб как пёс! - Пьяно и громко сказал тот же старый моряк.
Один из ночных гостей трактира, долго слушал разговоры и наконец не выдержал и скинул капюшон. Это был безусловно рыцарь. Он гневно стукнул тяжелой кружкой по столу. Все замолчали.
-Оливье Де Клиссона оклеветали недруги, он был вернейшим из поданных Филиппа Шестого! Я знаю его и сражался с ним бок о бок за земли Бретани против Английских сторон! Отважнее рыцаря я не видал! Его оболгали, как и многих других вассалов Франции в Бретани! 14 оклеветанных рыцарей, позорно обезглавили на площади Парижа и выставили на обозрение людям! Тщательного расследования не было! Его вдова -добрейшая женщина и мудрая хозяйка! Никто не смеет порочить честь и имя этой женщины! Кто осмелится, тот сразится с домами многих рыцарей! -Громогласно закончил незнакомец в плаще, а все мужчины притихли и сделали вид, что заняты своими делами: играми в кости или распитием темного пива и хмеля.
Рыцарь вышел из трактира, оставив знатную пригоршню монет на столе за напитки и жареного гуся. С ним шли четверо высоких и крупных мужчин под плащами. Все они были рыцарями. Из трактира выбежал щуплый мальчонка лет 10-ти.
-Монсеньор, прошу, выслушайте меня! - Рыцари обернулись, а мальчик пугливо стал озираться.
-Мы слушаем тебя, дитя!
-Монсеньоры! Если вы и в правду считаете казнь Оливье де Клиссона не справедливой, то вам следует идти к самой Госпоже Де Клиссон! -Торопливо, шепотом сказал мальчонка, шмыгая носом. Он был гол и бос.
-Для чего ты нас туда отправляешь? - Подозрительно и с угрозой в голосе спросил второй рыцарь в плаще.
-Монсеньоры! Я слышал, что Госпожа Де Клиссон собирает людей и команды на свои корабли! Я видел её супруга, покойного Оливье Де Клиссона, он спас моих братьев и меня, и велел уходить из города Ванн, ещё до наступления английских войск. И такой человек, не мог быть трусом и предателем! Он был благородным рыцарем!
-Мальчонка сказал настолько искренне, что воинственные Господа прониклись его историей.
-Хорошо, идем в дом к вдове Де Клиссон! -Сказал один из рыцарей, на ходу, кидая золотую монету ребёнку. Но мальчик поклонился.
-Монсеньоры, позвольте отказаться от вашего злата, у меня лишь одно прошение к вам!
Рыцари удивлённо переглянулись и мальчонка продолжил.
-Возьмите меня на службу! Моё имя Вивьен Жаком. Я желаю стать оруженосцем и возможно, когда-нибудь, удостоюсь чести стать таким же, как вы, странствующим рыцарем! - Ребёнок не ловко отвесил поклон, а рыцари еле подавили смешок.
-У меня уже есть свой оруженосец!
-И у меня!
Третий рыцарь молчал. Четвертый наконец, подумав ответил:
-У нас у всех есть оруженосцы, обученные к бою и к обороне, однако, возьму тебя в свой путь, как слугу, но будешь обучаться и получать жалование, на ровне с моим оруженосцем.
-Благодарю, Монсеньор! - Мальчишка пал ниц. Мужчины заулыбались. Лишь третий пробубнил.
-Зачем тебе еще один голодный рот? Он ведь погибнет в первом же бою или от болезни?
Рыцари выдвинулись дальше, шагая по ночной улице Нанта, а новый счастливый слуга, побрел вслед за своим Господином...
