Глава 47. Советы опытного бизнесмена.
Чайник издал приглушенный звук, носик выбросил облачко белого пара, а затем переключатель щелкнул и отключился.
Чжэн Фейлуань достал чашки, налил кипятку и опустил в них пакетики, предоставленные гостиницей. Чай получился бледно-желтым, но с крепким земляным ароматом. Хэ Ань взял чашку и медленно сделал маленький глоток. Горячий чай согрел его желудок, стало не так холодно.
Чэн Сю тоже замерз и немедленно схватил вторую чашку, но прежде, чем он успел ее выпить, его строго отругали:
- Всего год после ухода с работы — и все? Квалификация полностью потеряна, не осталось даже способности управлять гостевым домом. Малейшая проблема — и ты готов драться с гостями?
Чэн Сю растерялся, едва не выпустив чашку. Кипяток плеснул ему на руки. Бета вскрикнул, торопливо дуя на пострадавший участок кожи.
Хэ Ань поспешно сбегал в ванную за мокрым полотенцем. Вернувшись, он сделал Чэн Сю холодный компресс и сказал Чжэн Фейлуаню:
- Это я непрофессионален, не упрекайте его.
Чжэн Фейлуань заметил:
- Он проработал в «Цзюшэне» четыре года, а ты — нет. Я не могу требовать профессионализма от тебя, но если человек, профессионально обучавшийся гостиничному бизнесу все еще допускает ошибки в основных операциях, он заслуживает того, чтобы его ругали.
Даже защита Хэ Аня не могла смягчить отношение Чжэн Фейлуаня.
Тем не менее, Чэн Сю не считал себя виноватым. Вытирая кожу влажным полотенцем, он пробормотал:
- У нас небольшой бизнес, который работает на самофинансировании. Это не похоже на отель со звездами. Смена номеров — для нас не совсем ерунда. Если всегда уступать, то не получится ли так, что нас будут считать мягкой хурмой? Если об этом станет известно, новых любителей халявы будет появляться все больше и больше...
- Тогда перекройте лазейки и не давайте людям шанса воспользоваться ими.- перебил его Чжэн Фейлуань. - Отели со звездным рейтингом защищены ценностью бренда. Единичная негативная оценка не повлияет на лояльность клиентов. Вы себе такое можете позволить? Подсчитали ли вы, к каким потенциальным потерям в среднем приведет каждая отрицательная оценка?
-......нет.
Чэн Сю быстро увял.
Чжэн Фейлуань оперся о стол обеими руками, наклонился и сказал глубоким голосом:
- Маленькая гостиница и большой сетевой отель – это разные вещи. Отель имеет высокий уровень устойчивости, но все его бизнес-процессы прописаны очень жестко. Большие объемы, все стандартизировано. Маленькие гостиницы - это полная противоположность. Они обладают низкой отказоустойчивостью, но высокой степенью свободы и возможностями для маневра. Однако такая свобода даром не дается. Если вы не можете пойти даже на простейший компромисс между плюсами и минусами, не будете придерживаться правил или позволите себе злиться, то любая гостиница в ваших руках будет иметь только один конец: провал.
-......
У Чэн Сю возникла иллюзия, что он вернулся в «Цзюшэн», и Бета внезапно поник еще больше.
Хэ Ань сел рядом с другом и тайком толкнул его локтем, бросив успокаивающий взгляд. Затем поднял глаза на Чжэн Фейлуаня и совершенно серьезно кивнул:
- Что ж, вы правы.
В это время он выглядел как примерный отличник. Он излучал энтузиазм и жизненную силу, сияя ясными глазами.
Как бы ни был зол Чжэн Фейлуань, от комплимента Хэ Аня его гнев немедленно рассеялся.
Мужчина подсознательно потянул себя за вырез одежды, но понял, что на нем нет галстука, поэтому дважды неловко кашлянул, чтобы скрыть смущение. Затем он выпрямился, засунул руки в карманы и медленно отвернулся. Спрятав лицо от парочки неопытных «предпринимателей», Альфа не смог удержаться от смешка, тут же сделав серьезное лицо. Чтобы не нагнетать обстановку, ему пришлось притвориться терпимым и отпустить Чэн Сю.
Однако был один человек, к которому у него оставались серьезные претензии.
- Где Дай Сяо? Куда он делся, когда потребовалось вмешательство Альфы? Почему проблему решал не он?
Чжэн Фейлуань повернулся и сердито хлопнул по столу.
Хэ Ань поспешно объяснил:
- Дело не в том, что Дай Сяо не хочет решать сложные вопросы, а в том, что я не позволяю ему это делать. Проблема с баром возникла не сегодня и даже не вчера. Она была уже даже тогда, когда мы с Чэн Сю впервые приехали сюда. Эта проблема – хроническая, и ее невозможно решить. Последний раз Дай Сяо ходил к ним сегодня утром, но никакого прогресса добиться не удалось, зато он полностью вышел из себя. Я знал, что он сегодня зол, и побоялся, что случится что-то нехорошее, если позволить ему говорить с этими любителями халявы. Поэтому я решил, что ему стоит остаться в своей комнате...
-... на самом деле, я запер его там. – внезапно дополнил речь Омеги Чэн Сю, вытянув палец и покрутив на нем маленький серебристый ключик.
Чжэн Фейлуань в шоке посмотрел на них.
Да, похоже, в этой гостинице Альфы вообще не имеют прав человека...
Он прислонился к столу и на мгновение задумался, затем выдвинул стул и сел:
- Тогда расскажите мне, почему нет никакого прогресса? Дело в том, что владелец бара занимает жесткую позицию и отказывается общаться, или это сговор между чиновниками и владельцем бара, и пожаловаться невозможно?
- И то, и другое. – Хэ Ань немного удивился точности мышления Чжэн Фейлуаня. Тот буквально из нескольких фраз мгновенно сумел сделать правильные выводы.
Чжэн Фейлуань улыбнулся:
- Что ж... Тогда давайте подумаем вместе, что можно сделать.
Хэ Ань отчаянно нуждался в совете и помощи, поэтому рассказал Чжэн Фейлуаню обо всех разногласиях между «Цингуо» и баром через дорогу.
Бар носил довольно властное название «Сяо» (嚣 - "шумный"), отличался грубым стилем и специализировался на кантри-дэт-роке, что казалось несколько неуместным в старинном, расслабленно-пасторальном Луотане. Каждый день по вечерам в нем на полную врубали громкую музыку и устраивали дискотеку. Владелец бара приглашал артистов, которые пели всю ночь напролет, а страстный ведущий обнимал их за шею и ободряюще кричал, пока небо не становилось цвета белесого рыбьего брюшка. Лишь на рассвете музыка переставала греметь и веселье затухало. Шум доносился до трех невезучих гостевых домов, расположенных вдоль реки, сильно портя им бизнес.
Беда в том, что баром владел местный процветающий клан, которым заправляли три брата-Альфы.
Этот клан имел в Луотане подавляющее влияние, рассадив своих членов на все важные должности города. Куда бы вы ни пошли, обязательно наткнетесь на их родственников. Короче говоря, в городе Луотане никто не мог их подвинуть.
- Если не получается убрать бар, то, может, переехать самим? – спросил Чжэн Фейлуань. - Почему бы вам просто не арендовать другое здание?
Чэн Сю поднял руку:
- Потому что Дай Сяо заключил договор на десять лет.
- И сколько лет осталось?
- Восемь с половиной...
Чжэн Фейлуань растерялся, не зная, что сказать.
Видя, что он молчит, Хэ Ань понял, что проблему решить не удастся, но все же осторожно спросил:
- Неужели нет никакого способа с этим справиться? А что бы вы сделали, если б попали в такую ситуацию?
- Я бы рискнул разорвать договор, чтобы наконец остановить рост убытков. А потом переехал и начал все сначала.
Каждая спонтанно организованная гостиница - это кактус, посаженный в пруд. <П/п: странная метафора, не понимаю ее, но пусть остается...> Рано или поздно все заканчивается тупиком, и наступление этого момента не зависит ни от качества обслуживания, ни от стиля или ценовой стратегии. И тогда лучше отказаться от затяжного следования к погибели из-за роста неоправданных затрат. Однако, судя по текущей ситуации в «Цингуо», Дай Сяо нелегко даже просто поддерживать ее работу. Где же ему взять свободные деньги для возмещения предполагаемого ущерба? Даже если от этого здания получится избавиться, для начала бизнеса на новом месте потребуются деньги. А их ни у Дай Сяо, ни у Хэ Аня с Чэн Сю нет.
На самом деле, Хэ Ань имел довольно крупную сумму на карте с «алиментами», но не желал брать с нее ни цзяо...
Чжэн Фейлуань подумал, встал и сказал:
- Хорошо, я поговорю с владельцем бара.
- Мы говорили много раз, а толку? – Хэ Ань помолчал и тихо вздохнул: - Это бесполезно.
- Я все равно попробую. - Чжэн Фейлуань улыбнулся, как будто его совсем не беспокоило, что он потерпит неудачу. Он снова облокотился на стол, пристально посмотрел на Хэ Аня, улыбнулся и сказал: - А вы пока подумайте, как можно улучшить привлекательность вашей гостиницы.
- Хм... – Хэ Ань задумался, потом пошутил. – Обеспечить гостям тишину по ночам?
Чжэн Фейлуань кивнул:
- Можно. Закончишь пить чай – возвращайся к себе, отдохни и нормально выспись. Завтра утром я сообщу вам хорошие новости.
Он сказал это торжественно, взял пальто и вышел за дверь.
-... все кончено... Мы будем ему должны. - Чэн Сю лег на стол с апатичным выражением лица, поставив чайную чашку себе на лицо и прикусил губами ярлычок от чайного пакетика.
Хэ Ань сказал:
- Это может оказаться и безуспешным.
- Нет, нет... Ты не понимаешь стиля Чжэн Фейлуаня. - Чэн Сю поднял указательный палец и погрозил им юноше. – Позвольте, господин Хэ, привести вам аналогию: предположим, в нашей гостинице есть дерево, и птицы свили на нем гнездо, устраивая шум по утрам. Что вам надо сделать?
Хэ Ань на некоторое время задумался:
- Прогнать птиц?
Чэн Сю:
- А что, если птицы вернутся?
Хэ Ань ответил:
- Разрушить птичье гнездо?
Чэн Сю:
- А если они снова его совьют?
- Э-э... – Хэ Ань больше не мог ничего придумать. – И что же мне следует сделать?
Чэн Сю растерянно посмотрел на него, напряженно размышляя, потом рассмеялся:
- Ха-ха-ха... Посмотри на себя! Самое безжалостное, что ты можешь придумать – это разрушить птичье гнездо. Но если поручить решить вопрос Чжэн Фейлуаню, то он сначала срубит дерево, чтобы птицам было негде строить гнезда, а потом еще зальет оставшуюся яму цементом, чтобы никто и никогда снова не посадил дерево на этом месте.
- Когда ты так говоришь, я, кажется... немного понимаю...
Хэ Ань взял чашку и с трудом отпил глоток чая.
Как он мог не помнить о множестве способов Чжэн Фейлуаня? Он сам был той невезучей птицей. Гнездо было разрушено, а дерево срублено. Он едва успел схватить лапками своего птенца и улетел жить в чужой двор...
