37 страница17 мая 2025, 18:37

XXXVII


Рагнар потерял брата. Ингвар погиб. Нет. Он отправился в Вальхаллу. Но от этого, знаете, не легче. В любом случае это Рагнар виноват в его смерти. Он как старший брат должен был, обязан был помочь. Спасти, подставить плечо. Как мучительны эти «был». Был должен. Был обязан. А что сейчас? Сейчас брата нет, и Рагнар должен в одиночку сообщать о его смерти матери и сестре.

Когда драккар приставал к берегу, Рагнару было страшно. Действительно по-настоящему страшно. Он не боялся так еще ни перед одной битвой. Он боялся слез Кэриты. У них с Ингваром всегда был этот страх. С Ингваром. Один на двоих. И они несли его вместе. А теперь Ингвара нет. И стало в два раза страшнее. Но это было не самое плохое. Он боялся глаз матери. Пустых и в то же время бесконечных. Ничего не видящих и проникающих в самую душу. Он знал, как она будет смотреть. Она уже смотрела так однажды. На своего брата, который сообщил ей о смерти мужа. Теперь Рагнару придется говорить матери и сестре о смерти брата, в которую он сам еще не до конца поверил. Его тело, ставшее просто телом только вчера, лежало в трюме. Просто лежало, как будто спит. Рагнар просидел рядом с этим телом всю ночь. Он долго говорил с Ингваром. Обо всем. О том, что тот погиб как честный воин, о том, что ждет его в Вальхалле. О маме и сестре, о том, что Ингвар не успел. И каждый раз, делая долгие паузы, Рагнар не мог заставить себя понять, что холодные губы брата уже никогда не ответят ему язвительной шуткой. С рассветом Рагнар нашел в себе силы успокоиться. Он попрощался с братом. И позволил ему с честью уйти в Вальхаллу.

Как только драккары были привязаны, воины высыпали на берег, расталкивая друг друга. Рагнар не успел еще спрыгнуть в воду, как увидел в бегущей толпе жену. Отталиа мчалась к нему, толкаясь среди сумасшедших людей. Рагнар представлял ее тысячи раз, но она была лучше, чем самые яркие его мечты. На ней простое, забрызганное водой платье, вокруг головы — коса белых волос. Она смотрела на него ласковыми, любящими глазами. Она единственная из встречающих смогла протолкнуться к кораблям. Рагнар сделал шаг вперед и наконец-то не в своих мечтах смог прижать ее головку к груди. Они стояли по колено в воде в самой гуще толпы. Но вокруг них не было ничего.

Через несколько самых счастливых секунд она оторвалась от него и задумчиво-серьезно посмотрела в глаза.

— Ты принес честь нашей семье?

Рагнар кивнул, улыбаясь и проводя кончиками пальцев по ее щекам.

— А ты сохранила нашу удачу? Тогда пойдем домой.

И только тут она заметила. Отстранилась и внимательно осмотрела его.

— Милый, — прошептала она с дрожью в голосе, — что случилось?

Рагнар вздохнул. Да, это надо сделать.

— Ингвар отправился в Вальхаллу.

Отталиа зажала рот руками и вздрогнула. Она стояла в исступлении несколько секунд. Потом, совладав с собой, взяла его руку своими ледяными пальцами и твердо произнесла:

— Пойдем. Нужно рассказать Хельге и Кэрите. Я буду рядом.

Рагнар кивнул. Они медленно пошли к берегу. Он чувствовал ее прикосновение и чувствовал, что она делилась с ним своей силой.

Хельгу и Кэриту оказалось несложно найти. Они стояли рядом, у самой воды. Обе напряженно вглядывались в даль. Когда Рагнар и Отталиа подошли к ним, они облегченно выдохнули. Бедные. Кэрита бросилась брату на шею, как в детстве. Он, покачнувшись от неожиданности, обнял ее за талию и покружил. Через ее плечо он взглянул на мать. Казалось, она уже все знала.

Отпустив Кэриту, Рагнар тут же подошел к ней. Мама провела теплой рукой по его колючей щеке.

— Ты с честью? — спросила она.

— Не без нее, — ответил ей сын.

Прошло несколько мучительных секунд. Рагнар ждал, пока она спросит. И она спросила.

— А где твой младший брат, Рагнар?

Она спросила спокойно, тихо. Но лучше было бы, если бы она кричала. Он почувствовал за спиной напряженное дыхание Кэриты. Отталиа стояла немного дальше, но настолько близко, чтобы он мог ее видеть. Рагнар знал, что это будет тяжелее всего, но и представить себе не мог насколько.

— В Вальхалле, мама, — наконец выдавил из себя Рагнар.

Он с замиранием сердца следил за ней. Но она не двигалась. Вообще не двигалась. Она застыла. И смотрела ему прямо в глаза. Тем самым взглядом, которого он так боялся. Тем самым ужасным взглядом.

Вдруг на Рагнара набросилась Кэрита. Именно набросилась. Она стала бить его кулаками по рукам. Она рыдала, как маленькая. Она кричала:

— Как ты мог?! Как ты мог это допустить?! Кто ты после этого?!

С ней, в отличие от матери, он знал, что делать. Он обнял ее и гладил по волосам. Уже через минуту она перестала колотить его. Она рыдала и обнимала его за шею. А Хельга так и стояла все в той же позе. Рагнар с тревогой ждал, когда она заговорит. Прошла, казалось, целая вечность, прежде чем это случилось.

— Он... — еле слышно произнесла мама, — он погиб, как... и должен погибнуть воин?

Рагнар положил руку ей на плечо. Это лучшее, что он смог придумать.

— Да, мама.

— Хорошо...

Хельга кивнула. Она прикрыла лицо рукой. Ноги не держали ее. Она покачнулась, и Рагнар еле успел ее поймать. Она тяжело дышала.

— Фрейя! — позвал кто-то.

Рагнар почти не помнил, как отнес маму наверх. Он чувствовал на плече чью-то руку. 

37 страница17 мая 2025, 18:37