15 страница16 октября 2024, 15:15

Глава 15. Как полюбить себя? Поддельная и подлинная совесть

Что мы изучаем: Каковы признаки свойственны поддельной совести и каковы подлинной совести?

Что нового: Какова роль совести и почему важно избегать чувства вины?

Чему мы научимся: Как услышать голос подлинной совести и когда он более доступен?

1. «Совесть» – это надсмотрщик, приставленный к человеку им самим. Она заставляет его действовать в соответствии с желаниями и целями, которые он сам считает своими, в то время как на самом деле они являются интериоризацией [переход извне вовнутрь, ред., автора] внешних социальных требований. Она погоняет его грубо и жестоко, запрещая ему радость и счастье, превращая его жизнь в искупление некоего таинственного греха (Фромм Э. 2021) [1].

2. Если поддельная совесть, это внутренний надзиратель, то искусственно внедренное чувство вины, это внутренний палач. Это гениально придуманный способ манипулировать людьми и анонимно контролировать каждый шаг человека для продвижения интересов западного образа жизни (Автор).

3. В чем опасность поддельной совести? Подделка тем и опасна, что человек ожидает от нее тех свойств, которые присущи только подлиннику и таким образом становится обманутым, доверившись ей. В чем состоит подделка, когда человек разделяет ценности с другими? Подделка в том, что человек доверяет этой совести как своей и в этом кроется обман, но на самом деле она является внедрением в предсознание и бессознательную программу человека внешних социальных требований [1, 2]. Поэтому важно научиться различать голос внешних социальных требований или моральных стандартов от голоса своей совести (смотри эпиграф 1). Как различить голос поддельной совести? По признакам.

4. Каковы признаки поддельной совести? Признаки голоса поддельной совести проявляются в пренебрежении индивидуальными естественными потребностями человека. Этот чуждый голос не учитывает наследственности, среды, частных обстоятельств, индивидуальных способностей и возможностей человека, когда навязывает свои ценности или моральные стандарты. В процессе воспитания формируется голос, подавляющий наше эго или «Я» (V фр. 5. 4) .

5. Подавление нашего «Я». Ставши суперэгом или «Сверх-Я», что буквально означает надсмотрщика над частной жизнью человека, он "погоняет его грубо и жестоко, запрещая ему радость и счастье, превращая его жизнь в искупление некоего таинственного греха" [1, 3]. Являясь голосом чуждым интересам человека, «Сверх-Я» выдвигает требования, которые невозможно полностью выполнить, что затем ощущается как чувство вины.

· "Нарушение стандартов суперэго или даже импульс, направленный на это, создает тревожность – первоначально это была боязнь потерять любовь родителей. Согласно Фрейду, эта тревожность в основном бессознательная, но может переживаться как чувство вины" (курсив автора) (Аткинсон Р.Л, и др. 2003) [3].

Зигмунд Фрейд указывал на страх и тревожность как на первоначальные чувства, возникающие при намерении или уже нарушении стандартов общества. Когда же человек осознает, что он нарушил конкретные моральные стандарты общества, тогда он ощущает это как чувство вины. Как проявляется чувство вины?

6. Проявление чувства вины. Оно заставляет человека судить свое «Я» как преступника на основании поддельной совести. Что это значит? Человек, как строгий судья судит свое «Я» на основании не своих знаний о себе. Он должен судить себя на основании ограниченных (V фр. 10. 4), предубежденных (V фр. 3. 5) и разделенных (IV фр. 7. 4) так называемых «знаний» общества о нем. Однако, такой подход в корне противоречит выводам науки о душе человека — психологии:

· "Личные переживания индивида, выявляемые путем интроспекции [смотрю внутрь, ред. автора], другие люди наблюдать не могут, и объективно измерить их тоже невозможно" (курсив автора) (Аткинсон Р.Л, и др. 2003) [3].

Да и сам человек не в состоянии дать себе подлинную оценку, если он основывается на внешних социальных требованиях. Совесть часто сравнивают с ролью строгого судьи, которая выносит окончательный и бесповоротный приговор. Но в этом случае возникает противоречие с предназначением совести.

7. Какова роль совести? Наглядно роль совести можно свести к прибору компасу, предназначенного для указания правильного направления движения к цели. Так и совесть помогает выбрать нам правильное направление на пути нашей жизни, в частности, как можно полюбить себя. Следовательно, это не роль совести быть судьей — выносить окончательный приговор и объявлять наказание. Если кто-то считает, что совесть должна исполнять и такую роль, то тогда она будет претендовать на роль Бога. Поскольку только Бог как создатель человека может знать во всей полноте сущность происходящего и дать ей правовую оценку:

· "Я Господь, испытующий сердце, испытывающий глубины [психики, ред. автора], чтобы воздать каждому по заслугам его и по плодам дел его" (курсив автора) (Иеремия 17:10) *

Поэтому Иисус Христос в знаменитой Нагорной проповеди призывал всех людей никого не судить, включая и свое «Я» (Матфея 7:1) **. По какой причине западная культура так настойчиво внедряет в нашу бессознательную программу чувство вины?

* Иеремия 17:10. Международная стандартная версия. https://biblehub.com/isv/jeremiah/17.htm

** Матфея 7:1. Греческий анализ текста. https://biblehub.com/text/matthew/7-1.htm

8. Внедрение чувства вины. Как и Кальвин, западная культура склонна не доверять изначальной порядочности человека, считая, что он не способен на добрые поступки. Послушаем вывод эксперта в психологии эмоций Кэрролл Изард * о важности в западной культуре, чувства вины и стыда:

· "Без вины и стыда люди не соблюдали бы нормы морали и этики" (курсив автора) (К. Изард. 2012) [4].

Как видите, со времени появления кальвинизма, ничего не изменилось. Современная психология, также как и Жан Кальвин, считают суть человека глубоко порочной (V фр. 3. 1, 9). Поэтому, чтобы обосновать необходимость присутствия чувства вины как мотива, ведущего человека к самоосуждению, самонаказанию и ощущения постоянного долга перед обществом, западная культура ввела культ чувства вины. Однако самое несправедливое во внедрении культа чувства вины, что он, как правило, влияет на хороших людей. Преступники и плохие люди не поддаются влиянию культа чувства вины из-за «философии хищника» (V фр. 5. 7).

* Кэрролл Эллис Изард (1923 – 2017) – заслуженный попечительский профессор психологических наук и наук о мозге Делавэрского университета (США). Автор уникальной книги "Психология эмоций".

9. Культ чувства вины. Если поддельная совесть, это внутренний надзиратель, то искусственно введенное чувство вины, это внутренний палач. Это гениально придуманный способ манипулировать людьми и анонимно контролировать каждый шаг человека для продвижения интересов западного образа жизни [5, 6, 7]. Для этого, западная культура подменила естественное чувство самосохранение своей индивидуальности (целостность человека) на чувство вины:

· "Эмоции вины [стали, ред. автора], так же как и эмоции страха, присущи естественные сигналы, связанные с неблагоприятными социокультурными условиями. Каждая культура и каждый социальный институт (семья, церковь и т. д.), в основе которых лежат этические и моральные принципы, формируют некие условные сигналы вины" (курсив автора) (К. Изард. 2012) [4].

Таким образом, каждый социум защищает свои интересы "перепрограммируя" наши "естественные сигналы" на "некие условные сигналы вины". Какой результат принесла эта подмена понятий?

10. Результат условных сигналов вины. Кэррол Изард, американский психолог и специалист в области психологии эмоций, отвечает на вопрос к чему привела подмена понятий в отношении вины:

· "Переживание вины результат самонаказания. Для переживания вины характерны высокая степень напряжения, умеренная импульсивность и снижение уверенности в себе" (там же, курсив автора).

Итак, не вызывает сомнения наличия в условном чувстве вины разрушительного действия на человека. Наказывая себя на основании "неких условных сигналов вины" за нарушение чуждых своей человеческой сущности "этических и моральных принципов" западной культуры, человек становится напряженным, импульсивным и не уверенным в своих действиях. Такой психический процесс является спусковым крючком для гнева и агрессии против других, хотя в действительности проявление этого гнева и агрессии является неосознанным аффектом против себя, как виновника нарушения «норм» общества. Затем эти «нормы» вызывают чувство вины уже за свой гнев и агрессию. Порочный круг замкнулся, человек в неоплатном долгу перед обществом, став жертвой своего поведения. Теперь им легко манипулировать, ведь он сам готов себя казнить за всякое нарушение социальных стандартов. Далее, в своей книге "Психология эмоций" профессор Изард, подводит итоги воздействия чувства вины на человека. Согласно его заключению, условное чувство вины приносит вред, как психике человека, так и его телу. Человек, поддающийся влиянию условному чувства вины, рискует серьезно заболеть обсессивно-компульсивным расстройств личности, параноидной шизофренией или может возникнуть повышенное диастолическое (нижнее) давление *. Другие исследователи и авторы научных книг по психологии также говорят о последствиях условного чувства вины. Могут развиться психические заболевания на фоне ощущения собственной никчемности, приводящих к неврозам, депрессии, паранойи [4]. Теперь пришло время для обсуждения нашего главного вопроса, связанного с совестью. Каковы признаки подлинной совести, влияющие на развитие любви к себе?

* Говоря о результатах воздействии чувства вины, профессор Изард обращает внимание, что ее чрезмерность приводит к вышеуказанным заболеваниям. Однако не дает никакого объяснения о границах между "чрезмерным" и "нормальным" чувством вины. Да и кто их может дать, учитывая условность чувства вины? (прим. автора) [7].

11. Признаки подлинной совести и любовь к себе. Подлинная совесть есть прямая противоположность поддельной. Подлинная совесть ведет себя как наш адвокат, считающийся с обстоятельствами. Она исходит из индивидуальных интересов человека, основанных на любви к себе. Поэтому человеку необходимо исследовать свою индивидуальность, чтобы на основании знаний о себе совесть могла беспристрастно оценивать себя как уникального человека. Такие знания о человеке как об индивидууме, направлены на особенности своего тела и души (психики). Знания о мудрости тела дают возможность понимать границы его физиологических потребностей в еде, питье, физических упражнениях, сне, сексе, отдыхе и т. д. (I фр. 17. 7–10; IV фр. 28. 7–11; 29. 17). Знание о своей психике создают условия для осознания своего гендера (поведение, соответствующее полу), своих чувств, эмоций и настроения, своего темперамента, своих возможностей и способностей, своего характера (I фр. 24. 7). Совместно эти знания дают возможность сформировать целостный образ своей индивидуальности (I фр. 24. 3–6). Только после создания целостного образа своей индивидуальности проясняется смысл того, что значит разделение знания с самим собою или совместные знания (со-знание). Когда у нас посредством знаний о себе сформируется подлинная совесть, то она будет не только лишь знаниями о себе, но и мощным чувством, стоящем на страже нашей целостности как индивида [1]. Это чувство не будет аффективным (неосознанный гнев и агрессия против себя), подавляя нашу уверенность в себе, а будет нашим защитником. Когда человек будет подвергаться воздействию общественного мнения в рамках их ценностей и стандартов, то чувство совести будет подобно адвокату подсказывать, как согласовать наши мысли, чувства, решения и поведение с внешними стандартами общества в рамках внутреннего кодекса законов (стандартов) нашей индивидуальности.

12. Прислушивайся к голосу подлинной совести. Русское слово со-весть, имеет корень весть, которая несет смысл внутреннего знания о нашем росте и развитии в соответствии с внутренним потенциалом или их подавлении (V фр. 7. 2, 3). Совесть оценивает достижения в росте и развитии нашей индивидуальности или ее подавление. Хотя совесть связана со знаниями, но её ответ будет проявляться во внутреннем чувстве одобрения нашего поведения или чувстве его неодобрения. Как уже ранее обсуждалось, что роль совести состоит в том, чтобы соотносить своё поведение со знанием своего целостного образа как индивида с целью его сохранения, а не разрушения. Чтобы услышать голос подлинной совести не следует ожидать, что она как-то обособлено, будет диктовать нам, что делать или чего не делать. Скорее наши мысли, чувства, эмоции, решения и поступки будут свидетельствовать, что мы действуем в согласии со знаниями о своей целостной натуре и таким образом способствуем росту и развитию нашей индивидуальности. Тогда голос совести проявится во внутреннем ощущении удовлетворения и спокойствия. Такая совесть будет вызывать чувства удовлетворения, радости и счастья. Или наши мысли, чувства, эмоции, решения и поступки будут свидетельствовать, что мы вредим себе, поступая вопреки знаниям о своей целостной натуре. Тогда голос совести будет ощущаться в неудовлетворении, напряжении и тревоги. Неосознанно эти ощущения могут проявляться под маской дискомфорта или внутреннего ощущения неловкости, неудобства, разлада, неустроенности. Подобным образом может свидетельствовать подлинная совесть, показывающая нарушения целостности нашей индивидуальности, которую необходимо восстановить. Также важно помнить, что голос подлинной совести слышен только в интимной обстановке, поэтому важно оставаться наедине с собой — так как это знание с самим собою, а не с кем-то еще.

13. Резюме. Поддельная совесть ведет себя как строгий судья, не считающийся с обстоятельствами индивида. Подлинная совесть ведет себя как наш адвокат, считающийся с обстоятельствами. Она исходит из индивидуальных интересов человека, основанных на любви к себе. Поэтому человеку необходимо исследовать свою индивидуальность, продолжая читать эту книгу. Это даст возможность совести на основании знаний о себе, беспристрастно, подобно компасу, указывать правильное направление в развитии любви к себе.

Следующая глава обратит внимание, от чего зависит концентрация сознания на любви к себе.

Следующая глава: Как полюбить себя? Связь сознания с предсознанием

Что мы исследуем: Как связаны сознание с предсознанием и любовью к себе?

Что нового: Почему необходим контроль сознанием, когда мы «садимся на диету» и как он себя проявляет?

Чему мы научимся: Какие требуются знания и какой опыт, чтобы научиться любить себя?

Рекомендации 

1. Фромм Эрих. Бегство от свободы. / Пер. с англ. А.В. Александрова – М.: АСТ. Астрель, – 2021. – 288 с.

2. Рукавишникова М. В. Совесть как многогранный феномен. Этимологический и лексический анализ // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки.2009, № 2 (14), с. 121-126 121.

3. Введение в психологию. Аткинсон Р.Л, Аткинсон Р.С, Смит Э.Е, Бэм Д. Дж. и др. пер. с англ. – М.: 2003 – 672 с. (Сер. "Психологическая энциклопедия"). Rita L. Atkinson, Richard C. Atkinson, Edward E. Smith, Daryl J. Bem, Susan Nolen-Hoeksema. "Hilgard's Introduction to Psychology. History, Theory, Research, and Applications", 13th ed., 2000.

4. Изард К. Э. Психология эмоций / Перев. с англ. – СПб.: «Питер», 2012. – 464 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»)

5. Фромм Эрих. Человек для себя./Пер. с англ. А. В. Александрова – М.: АСТ. Астрель, – 2012. – 320 с.

6. Бернейс Э. Пропаганда / Эдвард Бернейс; Пер. с англ. И. Ющенко. – М.: Hippo Publishing, 2010. – 176 с.

7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 705 с. – (Мастера психологии).

15 страница16 октября 2024, 15:15