7 страница14 декабря 2019, 14:39

Глава 5

Удивляться добродушности и безумию Ивана Александровича не было времени.

Кажется, робот был даже удивлен. Впервые в своей жизни (если так можно было назвать его существование) он увидел мир за пределами своей стерильной лаборатории.

Его не нужно было даже перевозить - он шел сам по приказу ученого. Дядя Никита лично довез их до здания школы. Ион не говорил ни слова. Наверняка думал лишь одно: "Что от меня хотят эти странные люди?". Впрочем, если умел думать.

При виде чахлой серенькой школы в его взгляде отразилось уныние. Инга утешала себя мыслью, что он сам виноват. Сказал бы сразу - не пришлось бы его вытаскивать из любимого дома.

Хасанов с молчаливым пареньком Лешей играли в бывшем школьном холле в бильярд.

Появление Инги вызвало у Хасанова странную реакцию. Он отбросил кий и побагровел от возмущения.

- Почему вы не брали трубку, етитькин титькин?! - гаркнул он.

На Иона внимания совершенно не обращал. Возможно, принял его за ученого? Или настройщика супер-программы?

Инга поморщилась и потерла лоб.

- В лаборатории нужно было отключать мобильники, чтобы волны не сбивали технику, - выдавила она. - Хасанов! Да как вы со мной вообще разговариваете? Я стараюсь ради вас, езжу, а вы...

- Женька пропал, - выдохнул Хасанов. - Его всю ночь не было, и днем не показывался. Десять вечера уже, етитькин титькин, а он...

Инга нахмурилась.

- Женька? Жмулько, что ли? Нашли, из-за кого переживать! Этот-то мать родную за бутылку продаст. Наверняка уехал в какой-нибудь бар и сидит там, пока деньги все не пропьет.

Хасанов вдруг смутился. Спешно оглянулся, побледнел, наклонился к Инге и прошептал:

- И... я еще кое-что хотел сказать...

Он напрягся. Бросил беглый взгляд на Иона и еще тише прошелестел:

- Вы программу-то нашли?

Инга хмыкнула:

- А то! Вы меня за дурочку, небось, держали, а я такой план придумала! Я ж...

- Прячьте ее! - выдавил Хасанов и побледнел еще сильнее. - Где она у вас? В сумке? В телефоне? Прячьте срочно, если она у вас с собой!

- А что случилось?

Хасанов открыл было рот, но тут же замолчал и опустил голову.

Ответ отыскался сам собой.

Из недр коридора, очевидно, услышав голоса, появился ведущий "СостяЗуниуима" - Акинфеев собственной персоной. Обнажил желтые неровные зубы и слащаво уточнил:

- А что там наша любезнейшая Инга Глебовна должна была спрятать? Какую такую программу? Может, поделитесь?

Лоб вспотел. Инга сглотнула и неосознанно загородила Иона.

Если он узнает про робота... наступит конец. Ладно, если их просто вытурят с соревнований. Да бог с ними, с соревнованиями! Ведь такой человек, как Акинфеев, может запросто разобрать робота по частям. А уж Иван Александрович, полоумный старик, точно перережет ей за своего любимца глотку.

Конечно, глупо вот так вот сразу оценивать Акинфеева. Инге он не делал ничего, кроме дешевой попытки заиграть. Но как все-таки его внешний вид отторгал! Да и жен своих он, говорят, избивал. Ну чего еще ждать от такого человека?

- У вас еще разрешения не спрашивала, чтоб на телефон приложение скачать, - окрысилась Инга.

- Так что за приложение? - он бесцеремонно сплюнул на пол. - Мне ж интересно, а? Смухлевать решили... как вас? Дупталепты. Гоголи фуевы.

Инга сжала руки в кулаки. Зажмурилась и с шумом выдохнула.

Спокойно. То, что Ион - и есть программа, не каждый додумается. И уж точно не такой алкоголик, как Акинфеев. Вот только необходимо хорошенько запудрить ему мозги...

И чего он вздумал их проверить? Как чувствовал, чертова псина...

- Сами вы гоголь, - фыркнула Инга и загородила Иона еще больше. А он молодец, молчит... - У вас смухлюешь, как же! А программа эта мне для смартфона нужна. Она память очищает, а то у меня все настолько заполнено, что даже фотографии сами удаляются.

Акинфеев закатил глаза. Поправил рубашку, вздохнул и уже спокойным тоном произнес:

- Ну хватит, а? Я же не с претензиями. Я ведь наоборот - помочь хочу. Жалко мне тебя, Инга, стало. У всех в тренерах гоголи опытные, генералы разные. А ты одна, красивая девушка, да с такими лбами.

- Что-то помощи от вас не особо видно.

- Так я и сам не знаю, где эта диадема лежит! Зуб даю!

Инга в который раз скептически оценила его непривлекательную улыбку. Поджала губы и выдавила:

- А на "СостяЗуниуме" вы говорили другое.

- Ай, - он махнул рукой и снова сплюнул на пол. - Стыдно признаваться было. Судьи мне не сказали ничего, дескать, алкаш алкашом, программу веди, чтобы понтов больше было и народу куча наприходила. Речь на трибуне вынеси и отойди в сторону... а то натреплешь спьяну кому не надо чего не надо... Что это за мужик у тебя?

Инга обернулась.

Спокойствию Иона можно было позавидовать. С легким любопытством он оценивал Акинфеева, а лицо выражало такую непроницательность, словно лицо телохранителя крупной шишки.

- Брат мой. Двоюродный, - Инга хотела было незаметно подать роботу знак, но тот упорно не смотрел на нее.

- Брат?! А на кой черт ты брата сюда притащила?

- Захотела и притащила! Разрешение должна у вас на все спрашивать?! Вы ведущий, вот и идите ведите! И докапываться до нас вы прав не имеете!

Акинфеев прищурился, сделал шаг вперед. Медленно покачал головой.

- Ты зря так грубишь, Инга. Зря... Как бы это потом тебе же слезками не отлилось...

- Угрожаете? - вздернула брови Инга. - Баллы нам занизите на соревнованиях?

- Решают судьи, - он пожал плечами и внимательно вгляделся в глаза Иона. - Какой-то брат у тебя... молчаливый больно. Как зовут?

- Ион! - крикнула Инга.

- Я не тебя спросил, а его. Как тебя зовут?

Ион вежливо улыбнулся. Сковал руки в замок, вздохнул и максимально дружелюбно и приветливо произнес:

- Здравствуйте! Меня зовут Ион, я искусственный интеллект, который помогает человеку. Я отлично умею...

- Искусственный что?!

Объяснять не было времени. Даже вытянувшиеся лица мужчин сзади Ингу не смутили. Она сцепила зубы, резко схватилась за край белоснежного костюма Иона и выкрикнула:

- Он мой! Мой, понятно?! Я его купила! И теперь я - его хозяйка! Вы ведь сказали, что можно будет использовать разные источники, главное, не спрашивать у судей. Но Ион не судья! Он просто робот! Как и гугл, только в облике человека! Пожалуйста, не нужно глупых уличений!

Акинфеев молчал. Смотрел на Иона совершенно другими глазами.

Сглотнул и хрипло начал:

- У меня... был дома робот-сиделка. За моим дедом ухаживал. Но та машина... другой была. Железной. М-да... дела-а... Не удивлен я, что ты до такого додумалась...

Он оборвал себя. Еще раз сглотнул и медленно подошел к Иону.

Поразительно, насколько невозмутим и хладнокровен оставался робот! И любопытство в глазах успешно сохранял.

- Как эти гоголи-ученые тебе его продали? - мрачно спросил Акинфеев.

Инга открыла было рот и осеклась. А какая была причина? Почему ей доверили робота? Чокнутый профессор? Или факт того, что у нее в лаборатории имеется приятель - дядя Никита?

- Я не знаю, - вздохнула Инга.

- А откуда у тебя деньги на покупку такой мощной технологии?

- Ученые много не попросили. Они... кажется, сами рады были от него избавиться. У них новые есть, усовершенствованные. А этот старый. Вот и продали его мне.

Ион с интересом взглянул на нее. Уличил во лжи. Ни о каких новых роботах он не слышал.

Инга обняла себя и только сейчас увидела, как издали смотрят на нее Хасанов с Лешей. Как прямо-таки пожирают глазами робота. Как маленькие... Какой год на дворе, такие и технологии. Будто роботов никогда не видели. Смешно.

Акинфеев вдруг надулся, как воздушный шарик. Совсем другим голосом крикнул:

- Просто так слили по дешевке?! Да у тебя мозги есть?! Бесплатный сыр... Ты кого сюда притащила?! А вдруг у него в одежде чип какой-нибудь вмонтирован?! И будет он за нами следить, а потом всю информацию хозяевам доносить! Или еще хуже - взорвется где-нибудь на соревнованиях, люди погибнут... А влетит мне! За то, что недоглядел!

Ион - или Инге лишь показалось? - недобро усмехнулся.

- Ну простите, - съязвила она. - Я его не осматривала!

- Так надо было осмотреть! Понимаешь хоть, что мне за это будет?!

- Так осматривайте, если такой паникер! Можете хоть догола его раздеть и каждую ниточку из одежды изучить! Но если на нем будет хоть царапинка - я этого так просто не оставлю! Это моя собственность, и отвечать вы за нее будете го-ло-вой!

Инга и подумать не могла, что Акинфеев воспримет ее слова всерьез. А он воспринял.

Сжал губы, медленно и важно приблизился к Иону и выплюнул:

- Раздевайся.

Инга подавилась.

Ион же взирал на присутствующих с каким-то победным спокойствием и равнодушием. Мелькнул в его бирюзовых глазах огонек насмешки, а губы слабо затронула ухмылка.

- Что вам это даст? - обреченно спросила Инга.

- Есть у меня человек, который выявляет на одежде взрывоопасные вещества, камеры и другие сомнительные штуки. Мы проверяем таким образом всех, кто кажется нам чрезмерно подозрительным. А этот искусственный гоголь подозрителен вдвойне! Неспроста ученые к тебе его заслали! И если уж не вести его обратно, то хотя бы обследовать нужно. А ты чего стоишь? Не понял приказа? Раздевайся, тебе говорят! До конца!

Ион усмехнулся - теперь уже по-настоящему.

Медленно склонил набок голову, с интересом глядя на Акинфеева.

Неспешно произнес:

- Вы уверены в этом, сэр?

- Живей!

Это было как-то неправильно. Недружелюбно. И, как ни крути, не по-человечески. Да и объяснения своих действий Акинфеева какие-то неправдоподобные... Неужели его цель - просто защитить шкуру, если какой-нибудь чип вдруг взорвется и команда получить травмы? Ну... возможно. Ведь пострадает-то, в первую очередь, он, как руководитель конкурса. Пронесли в место проживания участников бомбу? Его недосмотр!

Ион ухмыльнулся. Отошел на шаг и медленно стянул перчатки.

Увиденное поразило. О его природе было известно всем, но...

Руки у него были железные, словно усовершенствованные протезы. И, как выяснилось, не только руки.

Когда Ион очень неспешно, словно наслаждаясь изумлением окружающих, расстегнул пуговицы и стянул белоснежный пиджак, стало очевидно, что он полностью стальной. Словно все его тело - это огромный белый протез. Лишь будто бы кукольная человеческая голова была нанизана на железное тело.

И сразу стало ясно, что ученые совсем не такие гениальные, как себя возносят. Ленивые. Совсем как ленивая семья маскирует трещину в стене картиной, вместо того, чтобы устранять ее.

Но и на этом сюрпризы не закончились.

Ион очень неторопливо коснулся своей шеи. Что-то щелкнуло. Робот аккуратно снял человеческую голову - как выяснилось, резиновую - и положил на стол.

Это было второе лицо. Ненастоящее. Маска. Истинная внешность - внешность робота. Обычная стальная голова, как любят изображать на картинках. Неестественные, кукольные черты лица - лишь глаза оставались прежними, лучисто-голубыми и чистыми.

- Вам стало легче? - сахарно спросил Ион, ровно складывая свою одежду.

У Акинфеева не находилось слов.

А этот человеческий голос Иону теперь совершенно не шел. Глупая ассоциация, что голос у железных роботов должен быть механическим и неживым.

- Зачем этот маскарад? - выдавила Инга и поежилась.

Ион посмотрел на нее и спокойно пояснил:

- Людям комфортнее общаться с им же подобными, мисс. Изначально меня создали таким, в каком образе я нахожусь в данный момент перед вами. Но уважаемый Иван Александрович решил, что люди будут испытывать дискомфорт в момент диалога со мной. Поэтому он создал специальную одежду и человеческую накладную голову, имеющую встроенные мышцы и нервы, соединяющиеся с телом. Я благодарен Ивану Александровичу за подаренную мне возможность чувствовать себя полноценным человеком.

Даже сейчас, даже лишившись людского лица, он усмехался. Да, это было не видно. Да, всю мимику он снял с себя вместе с резиновой маской. Но это чувствовалось. В голосе, в жестах, даже во взгляде.

- Ваш страх исчерпан, сэр? - сладко поинтересовался Ион и сковал руки в замок. - Или планируете разобрать меня по частям и изучить каждый винтик?

Акинфеев фыркнул. Схватил всю одежду и спешно вышел из холла.

***

- Как вам это удалось, етитькин титькин? Как они вам доверили целого робота?

Они сидели в кухне. Хасанов жевал яблочную пастилу и вращал в одном ухе наушник. Остальные ребята уселись вокруг стола и, перешептываясь, разглядывали робота. А Акинфеев с кружкой пива за что-то отчитывал Иона.

- Честно говоря, мне даже уговаривать их не пришлось, - пожала плечами Инга и закурила. - Просто обратилась к главному, и он мне разрешил.

- А почему вы в лаборатории его не спросили, где диадема?

- Он не хотел говорить. Сказал, что на секретные темы будет беседовать только с хозяевами. Вероятно, организаторы соревнований уже каким-то чудом успели робота обработать, чтобы не выдал местонахождение драгоценной короны... Может, его хозяин - и есть один из организаторов состязаний? Кто знает...

- И вы думаете, эта железка вам сознается?

Инга пыхнула сигаретой. С сомнением оценила кукольное лицо Иона. Странно, но теперь его внешний вид заставлял содрогаться - то ли от отвращения, то ли от жути.

Если б Акинфеев не изъял у Иона вещи, может, и не узнал бы никто, какой его истинный облик. Хотя... а велика ли разница - пытать невозмутимого дядьку или искусственный кусок железа?

Потушив сигарету, Инга отряхнула рубашку и подошла к Иону.

- Этот гоголь ничего мне не говорит! - пожаловался Акинфеев и сплюнул на пол.

Инга усмехнулась:

- Конечно. Это ведь не вы его купили, а я. И мне он сознаться должен...

Она склонилась над роботом.

Ион внимательно взглянул на нее. Его голубые глаза - единственное, что осталось в нем человеческого - сверкнули. Он почти незаметно склонил набок голову.

- Может, сейчас вы уже ответите на мой вопрос? - мрачно спросила Инга и поежилась от неестественности лица робота.

- На какой именно, мисс? - невинно уточнил Ион и коснулся своих пальцев.

- Не прикидывайтесь, не прокатит! Тот, ради которого я вас аренд... купила.

- Пожалуйста, поясните, мисс.

Инга с шумом выдохнула и сжала кулаки.

Нет, он не идиот, и все прекрасно понимает! Издевается. Просто насмехается над ней. Эта консервная банка, оказывается, язвить умеет! Напрасно Инга думала, что у него, кроме равнодушия, эмоций нет.

- Пояснить?! - крикнула Инга. - А я поясню, мне несложно! Где находится диадема Венеры?

И снова Инга явственно ощутила нехилую порцию усмешки, которая просачивалась сквозь сталь.

Ион медленно скрестил на груди руки, не сводя с Инги глаз.

- Боюсь, я не могу вам этого сказать, мисс.

В глазах аж помутнело.

- Что?!

- Боюсь, я не могу вам этого сказать, мисс, - ровно с той же интонацией повторил робот.

Это было подставой.

Это было нечестно.

- Да почему?! - с болью выкрикнула Инга. - Вы же теперь мне принадлежите! Я ваша хозяйка!

- Очевидно, вы не совсем правильно понимаете понятие "хозяин". На самом деле, в этом моя ошибка. Я был неточен в объяснениях. Под словом "хозяин" я подразумеваю создателя. Того, кто меня изобрел. Эти уважаемые люди занесли свои имена в мою программу, тем самым официально назначив себя в моем понимании хозяевами.

Инга от бессилия прислонилась к стене.

Как же сейчас хотелось пустить эту тварь на металлолом! До чего отвратительно его лживое равнодушие и скрытая издевка!

- Это конец, - выдохнула Инга и помассировала виски. - Я блестяще напортачила.

- Почему конец-то?! - бодро крикнул Акинфеев. - Ничего не конец! Железка у тебя в руках, осталось ее расколоть!

- Пробуйте, - криво улыбнулась Инга.

Почему Акинфеев так яро хочет выяснить ответ? Наверное, потому, что ему стыдно. Стыдно осознавать, что он ведущий, а ответа не знает. Вот и нашел теперь удобную позицию этот самый ответ выяснить.

- Я вижу, разговаривать с тобой бесполезно, - сжал губы Акинфеев, с остервенением взирая на Иона.

- Почему же бесполезно, сэр? Полезно. Я могу рассказать вам много увлекательных историй. О чем вы желаете послушать?

- Заканчивай язвить! - вспыхнул Акинфеев.

- Я? Я даже и не начинал, сэр.

Инга усмехнулась. Не выдержав, вынула из пачки еще одну сигарету и залюбовалась картиной.

- В общем, так, - Акинфеев навис над Ионом, как скала. - У меня времени навалом, целая неделя. И я буду бесконечно, день за днем задавать тебе один и тот же вопрос. И я не устану и не остановлюсь, пока ты, кусок железа, на него не ответишь!

- Удачи, сэр. Это будут очень увлекательные соревнования. Только, боюсь, вы первый утомитесь и осознаете бессмысленность своих действий. Мне же чужда усталость и раздражение, в отличие от людей. И я способен неограниченное количество раз отвечать на один и тот же вопрос одним и тем же ответом. Но вы можете попробовать, сэр, если хотите. Я готов.

- Да ты, я вижу, шибко остроумный! - рявкнул Акинфеев. - Ничего, другие способы найду! Возьму нож и буду корябать им твое железо! А если и дальше молчать будешь, то найду способ и сделаю так, чтоб ты сдох! И ученых твоих ненаглядных пришибу!

Инга готова была поклясться, что Ион сейчас хищно улыбается.

- Любого вида пытки в применении ко мне одинаково бесполезны. Я не чувствую боли и способен легко обходиться без еды. Плен? Замкнутые пространства? Цепи? Пожалуйста, сэр. Я не страдаю клаустрофобией и не имею ярко выраженной потребности в движении и свежем воздухе. Точно так же мне чужд страх смерти. Я не боюсь умереть, как не боюсь и за жизнь создателей.

- Они же твои отцы!

- Все верно, сэр. И я благодарен им за жизнь. Я дорожу ими и очень не хочу их смерти. Но, очевидно, - он посмотрел на Акинфеева с явственным превосходством, - мои "хочу" и "не хочу" здесь не спрашивают, да, сэр? Только людям свойственно жалеть любимых и опасаться за их жизнь. А я всего лишь робот.

Инга ожесточенно потерла лоб и неуверенно начала:

- Акинфеев, он... В общем, для жизни ему необходимо пить. Без напитков он долго не протянет. Вы можете использовать это... в своем допросе.

Ион резко посмотрел на нее и заметил:

- А я был о вас лучшего мнения, мисс.

Инга вздохнула и опустила глаза. Потушила сигарету и сунула руки в карманы.

Робот невозмутимо произнес:

- Пожалуйста. Вы можете лишить меня и напитков. В таком разе я отключусь. Вероятно, в этом случае я стану вам уже бесполезен?

Его непоколебимость даже не раздражала, а уже поистине разжигала ярость. Даже Акинфеев побагровел, надулся и с ненавистью сплюнул на пол.

- Я найду способ! - гаркнул он. - Этот гоголь во всем мне сознается! Я сумею на него надавить!

И проиграл.

Просто развернулся и ушел, не оборачиваясь. Не найдя больше аргументов. Сдавшись.

Проиграл.

А Инга пока проигрывать не спешила.

Потерла щеки и, изо всех сил пытаясь быть спокойной, прошептала:

- Послушайте, Ион... Давайте решим проблему по-хорошему? Я не буду вам ничем угрожать и лишать вас воды. Просто... очень хотелось бы все-таки получить ответ... Ведь иначе выходит, что все мои усилия напрасны.

- Я уже дал вам его, мисс.

- Что?..

- Я уже дал вам его, мисс. Ответ заключается в моей реплике о том, что я не имею права разговаривать с кем-либо на запретные темы.

Инга от возмущения закусила губы и выкрикнула:

- Вы меня раздражаете!

- Благодарю. Рад стараться.

Инга обреченно запрокинула голову. Напоследок взглянула еще раз в равнодушные глаза Иона. И поняла, что он не сознается. Никогда. По крайней мере, ей.

Первый план провалился. Но ведь есть и другие...

- Мне нужен тот неуравновешенный Иван Александрович!

7 страница14 декабря 2019, 14:39