Глава 3
Когда-то это место в школе было актовым залом. Сейчас сюда принесли диваны, кофейный столик и телевизор, похожий на доставшийся Инге от бабушки, и место стало просто залом. Гостиной.
Еще в этой заброшенной школе имелась библиотека. Никому книги из нее и даром не нужны, ведь теперь у всех имеются электронные. А вот Инге было проще листать жухлые пыльные страницы, чем долбить пальцами по клавишам и выискивать среди дебрей рекламы и сомнительных ссылок о том, что "вы - один из счастливчиков, который может выиграть миллион" нужный текст.
Хасанов же был иного мнения и уже часа два щелкал мышкой, дергая головой в такт музыке из его наушников.
- А я вот поддерживаю вас... Инга Глебовна... - Очкарик сидел возле ее дивана на коленях и восхищенно заглядывал в книгу. - Вот книги - это в сто раз лучше, чем интернет... Вот молодцы вы, Инга Глебовна, все правильно делаете. Глядишь, так быстрее найдете, что там за корона такая...
- Дупталепт, - закатила глаза Инга. - Если так уж услужить хотите, то будьте любезны - принесите мне чашечку крепкого чая.
Самая красивая девушка... Вплетала в золотые косы цветы маков и роз. Ходила по полу, мягче которого не сыщешь. Ходила по подушкам? А почему ее сын возродил целое государство? Наверное, это мать какого-нибудь известного правителя. Может, это Екатерина или Елизавета? Или мать Петра Великого? Но почему тогда Петр возродил целое государство, если он создал только город? Может, здесь имеется в виду, не возродил, а приблизил к европейским манерам? Или под государством подразумевается империя?
- Хасанов, пробейте, чем славилась мать Петра Великого, - бросила Инга, рассматривая странную картинку с четвертованием человека.
- Етитькин титькин, вы ж говорили, что книги лучше? Вот сами в своих книгах и ищите.
- Хасанов, рот закройте! Сейчас не то время, чтобы острить! Раньше всегда было, что участники в один день в спортивном центре все искали, а сейчас? Поди туда, не знаю куда... И Акинфеев - гнида из гнид. Сам по себе страшный, как жизнь моя, а туда же! Пить бы хоть вначале бросил, кавалер...
Инга зевнула.
Нет, жить в средневековье она бы не хотела. Сейчас совершишь преступление - тебя посадят. Да и то, пока кучу доказательств не отыщут. А раньше без суда и следствия - казнить. Да и как казнить! Ладно б голову просто отрубить! Придумывали такие изощренные пытки, что волосы дыбом встают.
Были и банальные, вроде дыбы и кнутов. А были... В медном быке человека муровали и огонь внизу зажигали, а человек заживо в меди варился. И над бамбуком подвешивали, пока ветви не прорастали сквозь их тела. А чего стоит "кровавый орел" - легендарная казнь викингов! Если верить написанному, виновному рассекали ребра и разводили их в стороны, а потом вырывали легкие и нанизывали из на образовавшиеся "кровавые крылья". По легенде, во время проведения этой казни жертва не должна была закричать, а иначе в загробной жизни у нее не будет счастья.
Немыслимо, чтобы у людей была такая жестокость...
- О! Инга Глебовна, я нашел! - закричал вдруг Хасанов и от возбуждения вырвал из ушей наушники. - Не про мать Петра, а про другую женщину...
Инга откинула книгу с картинкой, изображающей человека с вырванными ребрами и легкими. Пододвинула табурет к столу и подсела рядом с Хасановым.
- Вы думали, что девушка эта русская, - смеялся он. - Вот поэтому и, етитькин титькин, не могли про нее ничего найти!
Инга поморщилась. Как же хотелось дать ему по лбу...
- Вы мне оглашать будете? - процедила она. - Или дальше продолжите рисоваться?
- Буду, конечно, буду. Но за одну небольшую услугу... Мы с вами переходим на "ты", и информация ваша!
Инга вздохнула, вытянула из его ладони мышку и открыла вкладку.
- Слишком высокая привилегия, - криво усмехнулась она. - На "ты" я перехожу лишь с избранными. Да и вообще, кому я помогаю?! Если вы ничего не найдете, мне никто и слова не скажет! Зато вы будете сидеть как лохи и глазами хлопать! Вкладка какая? Их тут тысяча! А потом спрашиваете, почему комп виснет...
Хасанов фыркнул, отъехал на катающемся стуле и с наслаждением вгрызся в хрустящий сэндвич.
- Речь в загадке шла о Венере, богине красоты и плодородия в Риме, - с набитым ртом поделился Хасанов. - Почитайте, там статейка интересная... А я про это, етитькин титькин, сразу догадался! Сразу, как только Акинфеев про красивую деву сказал!
Инга нахмурилась. Отрешенно пригубила принесенный Очкариком чай.
Действительно. Венера - римская богиня любви, красоты и плодородия. Цветками Венеры считаются мирты, маки и розы, животными - голубь и заяц. По преданию, ее сын Эней являлся прародителем древнеримского государства. Выходит, пол, мягче которого не сыщешь - это небеса?
- Замечательно! - фыркнула Инга и резко поднялась. - Шикарно!
Хасанов скептически посмотрел на нее.
- А чем вы недовольны, етитькин титькин? То, что надо, я нашел! А вы еще злитесь!
Инга упала на диван и запрокинула голову.
Как же не хватало в команде по-настоящему мыслящего человека! Как бы он сейчас пригодился! Не Хасанов, который в компьютере шарится, да и не Очкарик, который только подлизывается. Остальные все - что ты, бедненькие! - устали после сегодняшнего мероприятия и ушли спать. В зале находились лишь четверо - в углу причесывалась Зиночка, но в разговоры не встревала. Где там ее обещанная логика?
- Диадему вы нашли? - окрысилась Инга. - Что за тетка это, мы поняли. А вот где корона лежит - нет! Эх, был бы у нас человек... Который думать умеет! Который места все отлично знает! Который рассуждает прекрасно! Вот спросили бы у него: где диадема Венеры? И он бы, как Яндекс, мигом запрос выдал...
- Вы гений, Инга Глебовна, - вдруг возопил Хасанов и кинулся к компьютеру. - Я сейчас в Яндекс запрос забью...
Инга устало рассмеялась и от скуки начала считать количество трещин на потолке. Пружины в диване противно врезались в бока даже сквозь кофту и покрывало. Выдохнув, Инга вновь прихлебнула очень горький и крепко заваренный чай. Закрыла глаза.
- Вы думаете, там настоящая корона? - зевнув, спросила Инга. - Да бутафория там. Скинули ее в сундуке в океанские воды. А дурачки-участники пусть побегают да поищут.
- А вдруг настоящая?
- Даже если настоящая: где бы она не лежала, ее оттуда извлекли и спрятали. Иначе б любой такой же дурак-Хасанов забил в гугл и давно все нашел. Хотя... А ну-ка погодите-ка...
Инга вскочила и подтянула к себе свой телефон.
- Я знаю одного человека... - проглатывая от волнения слова, пробормотала Инга и дрожащей рукой открыла список контактов. - Дядя Никита, он... В общем, моя мама как-то спасла его, можно сказать, от тюрьмы. И дядь Никита после этого ради нас с ней все что угодно сделает...
Хасанов поперхнулся бутербродом.
- Так ваш этот... дядя Никита... Он что, етитькин титькин, такой умный, что и корону за секунду найдет?
- Сами вы титькин! Нет. Дядя Никита работает в одной из крупнейших лабораторий Москвы. "Ньютон", кажется, называется. Он недавно маме звонил, рассказывал, что они с коллегами программу разработали, которая может найти любой предмет, стоит только ввести запрос. Похлеще вашего гугла програмка будет! Она еще, говорят, вычислять умеет, и переводчиком может служить...
- Так все то же самое и гугл может.
- Какой вы умный, Хасанов! - Инга почему-то развеселилась. - Вот потеряете вы, к примеру, носок. Будете ходить и искать его по всему дому. Что, гугл ваш скажет, где он? А вот программа эта скажет! Так и напишет: носок ваш, Хасанов, далеко под кроватью, возьмите длинную палочку и достаньте...
Хасанов прищурился. Инга даже не заметила, что он хлебнул чай из ее чашки.
- Допустим, - наконец сказал он. - Но вряд ли вам разрешат эту чудо-программу забрать.
- Забрать? - удивилась Инга. - Так она же скачивается, наверное... Ну, вроде гугла... Или нет? Ну, если машинка какая, то я прямо в лаборатории ей запрос введу... Так, Хасанов, вы молодец, хорошо поработали, хоть и болтали много! Если и дальше будете помогать, то я с вами, так и быть, на "ты" перейду. Вы, Дупталепт, тоже молодец, чашку чая заварили.
- Могу еще заварить... - смутился Очкарик, до этого рассматривающий картинки в книжке. - А ваша идея просто фантастическая! Молодцы вы, Инга Глебовна, что про ученого придумали... Как же хорошо у вас все-таки голова варит...
- Да закройте же вы рот, Дупталепт! И вы, Зиночка, молодец. Поддерживаете дух команды красивым внешним видом! А теперь всем спасибо, все свободны. Мне нужно позвонить дяде Никите.
***
Иногда, проживая где-то на забытой улочке Москвы, забываешь, что на дворе-то - век новейших технологий и потрясающих возможностей.
А сейчас, проходя по масштабной лаборатории "Ньютон", Инга это вспомнила.
Вспомнила, что ученые-то, оказывается, не лентяйничают, а делают все новые и новые открытия. Вспомнила, сколько потрясающих технологий было изобретено, но не продано из-за высокой стоимости. Вспомнила, что на дворе-то, как ни крути, две тысячи тридцатый год!
- У нас здесь, в общем-то, посетителей мало, - рассеянно говорил дядя Никита. - Начальник наш не особо экскурсии жалует. Так, если журналисты какие придут, да и то... Как мама-то поживает?
- Хорошо, - кивнула Инга, рассматривая странные плакаты с какими-то чертежами. - На коляске, правда, ездит...
- Да ты что!
- Но зато боевого духа не теряет. Маленькие гирьки каждое утро поднимает. Говорит, ног нет, зато есть руки! Хочет протез себе сделать.
- Ой, ну это дорого!
- Так вот поэтому я тренером быть и согласилась. Представьте, дядь Никит, сколько денег мне дадут за победу команды? Да, наверное, больше, чем им самим!
Дядя Никита покачал головой.
- Вот ты молодец какая, умненькая выросла! А я тебя вот такусенькой помню. Ходила, стишки рассказывала... Так, чего там тебе надо-то было?
Инга отряхнула костюм и радостно сказала:
- Да программа мне нужна, которая все предметы находит.
- Все предметы находит? - вдруг нахмурился дядя Никита. - Это которая?
- Так вам, дядь Никит, лучше знать! Вы все про нее хвастались, дескать, такая штука полезная, все умеет. Я б скачала ее, а? Или как она устроена? Могу прямо тут запрос ввести. Или, на крайний случай, незаметно увезу... но потом верну, честно! Под мою ответственность отдадите?
Он нахмурился еще больше. Почесал седой затылок.
- Никак не соображу, о чем ты, - грустно признался дядя Никита. - Какая еще программа? У нас сроду таких не водилось.
- Да как же! - выпалила Инга и всплеснула руками. - Да вы маме по телефону про нее час хвастались, так она еще потом два часа мне ваши слова пересказывала!
Дядя Никита задумался. И вдруг просветлел и рассмеялся.
- А-а-а, так вот, о чем ты мне говорила! А я все в толк не мог взять... Да есть, есть у нас такая штука! Гордость нашей организации! Сейчас, поищу, а ты пока вон за тот стол садись...
Инга послушалась.
На душе было легко. Ну-ну, Акинфеев хитрый, да только Инга и ее команда с гордым названием "Дупталепт" ему не по зубам! Тут действительно нужно было порассуждать логически! И логика подсказала Инге об этой чудо-программе!
Все вокруг было стерильным, белоснежным, тщательно вымытым. Стены аж сверкали от чистоты, как во всяких мультфильмах. Современная и со вкусом сделанная столовая. Белый стол, очевидно, из металла. Закругленные к концам стены, делающие из комнаты купол. Так прохладно, спокойно и свежо, за стенами слышно эхо разговоров ученых, а на стене - неоновая буква "Н".
- Чашку чая, мисс?
Она обернулась.
Организация действительно неплоха. Тут и официант, подающий гостям завтраки. Но если дядь Никита утверждал, что гостей у них немного...
- Да, можно, - кивнула Инга. Раз все у них так слажено, то и чай должен быть вкусным.
Официант кивнул и удалился, а через минуту вернулся с дымящейся чашкой. Сам мужчина был, как и все вокруг, белоснежным и чистым - ослепительно белый костюм с высоким воротником, такого же цвета перчатки, безукоризненно выглаженные брюки и высокие бежевые сапоги.
- Работники "Ньютона" не пожалели денег и наняли официанта? - полюбопытствовала Инга и отхлебнула чай. Настолько горячий, что обжегся язык, но, кажется, вкусный, бергамотовый. - Действительно хорошее учреждение. Богатое.
- Простите, мисс? - вежливо улыбнулся официант.
- А чего тут непонятного... - пожала плечами Инга и слегка подула на чай. - Денег, говорю, у лаборатории много. Значит, и открытия хорошие.
- Работники данной организации действительно очень высокоинтеллектуальные люди, мисс, - кивнул он. - Их открытия весьма достойны. Если вас это интересует, мисс, то я буду очень рад оказаться полезным и рассказать вам о наших достижениях.
Инга вопрос проигнорировала. Чувствовала, что если он сейчас начнет рассказывать, то будет делать это долго и нудно.
Вместо этого спросила:
- Вы здесь только официантом работаете?
Он мягко улыбнулся. Медленно сковал ладони в белоснежных перчатках в замок. Его зрачки чуть сузились.
- Не только, мисс. Перечень моего функционала достаточно разнообразен и широк. Если вас это интересует, мисс, то буду очень рад оказаться полезным и рассказать подробнее о моих возможностях.
- А вы, я смотрю, прямо-таки и мечтаете оказаться полезным, - хмыкнула Инга и снова глотнула чай. Напиток все еще горячил горло, но язык не обжигал.
Официант неспешно склонил набок голову. Теперь его улыбка казалась улыбкой нечистого на руку чиновника, беседующего с проверяющим. Слишком льстивая.
- Не говорите того, в чем вы не уверены, - спокойно произнес он. - Не бойтесь себя, мисс. Спрашивайте. А я буду рад ответить.
- Вам поговорить не с кем?
- Отнюдь. Я полагаю, именно вы в данный момент нуждаетесь в собеседнике. Ожидание - весьма утомляющий процесс. Можно ли узнать ваше имя, мисс?
Она задумчиво сделала глоток и кивнула:
- Инга Глебовна Гронская. Тогда уж и вы поделитесь со мной своей фамилией.
- Я не имею фамилии, мисс, - сладко улыбнулся официант.
Инга фыркнула.
Разное вранье она слышала, но чтобы такое откровенное...
Странный тип. Видно, что выслуживается - и спину держит ровнее некуда, и говорит сахарно-сладким тоном. А одет как! Ну чистенький и неприкаянный работник, в перчаточках беленьких...
- Вот ты где! - выкрикнул вдруг дядя Никита и влетел в столовую. - Я тебя по всей лаборатории ищу!
Инга нахмурилась.
- Так куда вы меня посадили, там я и сидела...
- Да не про тебя я, - отмахнулся дядя Никита. - Вот этот вот черт знает где всегда шатается, попробуй найди, когда тут столько комнат...
Официант почтительно кивнул и вежливо проговорил:
- Доброе утро, Никита Иосифович. Простите, что заставил вас пребывать в негодовании. Впредь обещаю быть более предсказуем.
Инга поморщилась.
Дядя Никита вдруг радостно хлопнул официанта по плечу и бодро воскликнул:
- Вот та самая програмка, которая тебе нужна была. Знакомься, вот она - гордость нашей организации! Искусственный Организм "Ньютона" он вообще, но мы зовем его просто Ионом, по первым буквам. Ион, ну-ка представься, а то что, в самом деле, как не родной...
Официант покорно развернулся к Инге, улыбнулся и без единой запинки отчеканил:
- Здравствуйте! Меня зовут Ион, я искусственный интеллект, который помогает человеку. Я отлично умею читать, считать, рассуждать, сканировать предметы и определять их состав, говорить на двадцати семи языках и прочее, что входит в перечень моего функционала. Но я пока плохо понимаю, как устроена ваша речь, поэтому некоторые фразы вы сочтете забавными. Прошу не осуждать, а понять, что я с каждым днем пытаюсь совершенствоваться и узнавать больше о людях и вашем мире. Искренне ваш, Ион.
Инга чуть не выронила кружку и закашлялась.
Взглянула на Иона совсем другими глазами.
А ведь его манеры, вежливость, улыбка... Все просто... искусственное?..
- Так он... он что... - завороженно выдавила Инга. - Он... робот?!
- Вы можете называть меня, как вам угодно, - невозмутимо сказал Ион, не снимая с лица вежливой улыбки.
- Но он же совсем не отличим от человека! Это невозможно!
Дядя Никита рассмеялся.
- А то! - радостно хмыкнул он. - Ты думала, я тебе инновационный Яндекс закачаю? Эх ты, деревня! Мы ж тут, елки-палки, не ерундой занимались! Вон, какого красавца изобрели! Он многое знает, это только с виду таким странным кажется. На, бери, пользуйся! Только насовсем не забирай, а лучше вообще не увози, он нам нужен, да и начальник мне голову открутит...
Почему то его "бери, пользуйся" и Ион... в одном контексте звучало странно.
Инга от волнения снова хлебнула чай, силясь оторвать от робота взгляд.
Ну да... Это не машинка, подающая напитки, на цифровом лице которой возникают смайлики... Это уже действительно Технология с заглавной буквы!
- Можешь спрашивать у него, чего ты там хотела, - небрежно бросил дядя Никита. - Или его способности проверить хочешь?
Инга прищурилась, глядя в чистейше-голубые глаза Иона, который спокойно стоял и ждал, когда же все-таки будет полезен.
- Сколько будет... девяносто шесть тысяч триста пятьдесят разделить на четыреста тринадцать? - медленно и с большим недоверием спросила Инга.
- Если округлить: двести тридцать три целых, двадцать девять сотых, - равнодушно сказал Ион и вздохнул. - Возможно, вы сочтете мои дальнейшие слова грубыми, мисс, но не желали бы вы отдать свое внимание более важным вопросам?
Инга с силой выдохнула. Сжала ладони, зажмурилась и сглотнула. Почему-то ей стало жутко...
- Можно позже, дядь Никит? - взволнованно спросила она. - Я... Мне нужно сформулировать... Я ведь не предполагала, что программа окажется... такой мощной.
