Тайная комната
Они стояли на пороге просторной, тускло освещенной комнаты. Уходящие вверх колонны были обвиты каменными змеями.
Ариана уверенным шагом двинулась между колон, сзади нее шел Гарри, готовый закрыть глаза при малейшем движении. Девочке от этого не было смешно, ее саму окутывал страх, но то, что в ней признали наследницу стражи комнаты, придавало ей силы.
За последней парой колонн, у задней стены, высилась циклопическая, до потолка, статуя.
Ребята запрокинули голову, гигантское лицо над ним с грубыми чертами и длинной бородой, ниспадающей почти до самого подола каменной мантии, принадлежало древнему старцу. Из-под мантии виднелись две громадные серые стопы, подпиравшие гладкий пол. А между стоп лежала ничком маленькая, облаченная в черное фигурка с огненно-рыжими волосами.
- Джинни, - прошептал Гарри и, бросившись к ней, упал рядом на колени. - Джинни! Только не умирай! Пожалуйста, не умирай!
Ариана, нахмурившись, присела рядом и приложила пальцы к шее, где еле чувствовался пульс девочки.
- Еще жива, - облегченно произнесла девочка. - Надо что-то сделать, чтобы она очнулась.
- Она не очнется, - произнес тихий голос.
Высокий темноволосый юноша стоял, прислонившись к ближайшей колонне, и наблюдал за ними. Контуры его фигуры были странно расплывчаты, однако ребята признали его: Гарри из дневника, Ариана из образа в голове директора. Слизеринку вновь кольнула догадка, но она еще надеялась, что ее дядя не монстр.
- Том? Том Реддл?
Реддл кивнул, пристально глядя на Гарри и игнорируя девочку рядом.
- Ты что, призрак? - спросил Гарри нерешительно.
- Воспоминание, - ответил Реддл спокойно. - Полвека был заключен в дневнике.
Он указал на огромный палец стопы. Рядом с ним на полулежал открытый маленький черный дневник - тот самый, что Ариана видела у рыжеволосой девочки. Слизеринка потеряла дар речи, ее догадка оправдалась. "Дневник - личный артефакт Темного Лорда. Мой дядя - Волан-де-Морт." Казалось, Ариана сейчас лишится чувств, но она старалась стойко перенести навалившуюся на нее правду.
В это время Гарри пытался уговорить "воспоминание" вытащить отсюда рыжеволосую гриффиндорку.
- Послушай, - Гарри поднял бессознательную девочку и теперь его руки сводило от тяжести, - надо скорее уходить отсюда! Появится василиск, и тогда...
- Он не появится, если не позвать, - равнодушно бросил Реддл.
- Если не позвать... - задумчиво повторила Ариана.
Реддл наконец обратил внимание на племянницу.
- А что здесь делает слизеринка? Водишься с гриффиндорцами? Позоришь имя моего славного предка?
- Это еще надо посмотреть кто кого позорит, Том! - высокомерно ответила девочка.
- Что ты себе позволяешь?.. - карие глаза Реддла блеснули красным.
- Объясни, наконец, что происходит! И верни мне волшебную палочку. Она может скоро понадобиться, - вмешался Поттер, протягивая руку за своей палочкой, которой играл юноша.
На холодном лице Реддла появилась зловещая улыбка.
- Она тебе больше не понадобится.
Гарри растерянно смотрел на него. Творилось что-то неладное и, судя по поведению слизеринки, она была в курсе, что именно.
- Что случилось с Джинни? - медленно произнёс гриффиндорец.
- Интересный вопрос, - любезно ответил Реддл. - Но это длинная история. Причина ее нынешнего состояния в том, что она открыла сердце и свои маленькие секреты некоему невидимому незнакомцу.
- Ничего не понимаю! О чем ты?
- Дневник, - внезапно ответила Ариана. - Все дело в дневнике. Он захватил ее разум.
- Правильно, хоть и не совсем, - произнёс Том, оценивающе рассматривая девочку. - Малышка Джинни писала в нем много месяцев, поверяя мне свои ничтожные горести и печали. Она изливала душу, а мне как раз ее душа и была нужна. Я впитывал ее глубинные страхи, самые потаенные секреты и наливался жизненными соками, становился крепче, сильнее. У меня накопилось столько энергии, что я начал обратное излияние - напитал мою маленькую подружку моими собственными секретами - секретами теперь уже моей души...
- Какой-то бред! - У Гарри пересохло во рту.
- Нет, Гарри, не бред. Думаю, именно Джинни открыла Тайную комнату.
- Совершенно верно! 100 баллов Слизерину! - Реддл откровенно смеялся. - Это она передушила школьных петухов и малевала на стенах угрожающие послания. Она натравила змею Слизерина на четырех грязнокровок и на кошку этого сквиба.
- Неправда, - прошептал гриффиндорец, а слизеринка лишь покачала головой.
- Правда, - невозмутимо сказал Реддл. - Естественно, поначалу она не понимала, что делает. Дурашка Джинни очень нескоро усомнилась в своем дружке-дневнике. Но постепенно она стала что-то подозревать и попыталась избавиться от него. Тут-то ты и явился на сцену, Гарри. Ты нашел мой дневник, и это был подарок судьбы. Из всех на свете людей нашел его именно ты, человек, с которым мне так не терпелось встретиться...
- Почему же ты так желал встретиться со мной? - Гарри кипел от гнева, и было заметно, что ему стоит больших усилий говорить спокойно.
- Ну, видишь ли, Джинни мне многое о тебе поведала - твою захватывающую историю. - Взгляд Реддла скользнул по шраму в виде молнии на лбу Гарри, и алчность в его лице усилилась. - Я захотел разузнать о тебе побольше, познакомиться с тобой. Чтобы приобрести твое доверие, решил воочию показать тебе мой «легендарный» подвиг -разоблачение этого идиота Хагрида...
- Хагрид - мой друг, - теперь голос Гарри задрожал. - Так, значит, ты специально натравил на него Министерство, да? Я думал, что ты просто ошибся...
Реддл расхохотался леденящим хохотом, дико не соответствующим облику шестнадцатилетнего подростка.
- Ведь только и было что мое слово против слова Хагрида. Я думал, ведь должен же кто-то сообразить, что Хагрид просто не может быть наследником Слизерина. У меня самого ушло пять долгих лет, чтобы раскопать все о Тайной комнате, найти потайной вход... Кажется, только преподаватель трансфигурации Дамблдор не верил, что Хагрид виновен. Да, пожалуй, Дамблдор мог догадаться... Ему я никогда не нравился, как другим учителям...
- Не сомневаюсь, Дамблдор видел тебя насквозь. - Гарри даже скрипнул зубами от злости.
- М-да. С тех пор он приглядывал за мной, и я уже не решался открывать комнату. Но я оставил дневник, в надежде, что кто-нибудь продолжит дело великого Салазара Слизерина.
Ариана раздраженно фыркнула, чем снова привлекла к себе внимание Реддла. Во время их разговора она тщетно пыталась привести в чувство гриффиндорку, испробовала весь арсенал выученных целительных заклинаний, но не одно из них не помогло.
- Ты не разделяешь моих взглядов? Как же ты попала на змеиный факультет?
- Думаю, дело в проклятой крови и обезумевших родственничках, - брезгливо ответила слизеринка, на что Гарри усмехнулся, но комментировать не стал.
- У тебя все равно ничего не вышло, Том. Никто не умер, - с вызовом произнёс гриффиндорец.
- Я разве не говорил, убийство грязнокровок для меня не в приоритете. Я хотел поговорить с тобой. Поэтому-то я велел Джинни оставить на стене послание, а самой спуститься сюда. Я ждал тебя, Гарри. У меня к тебе много вопросов...
- Каких же? - Гарри по-прежнему с яростью сжимал кулаки.
- Первый вопрос. - Реддл располагающе улыбнулся. - Как это вышло, что ребенок, не обладавший особенными чарами, смог одолеть величайшего в мире волшебника? Как ты спасся, отделавшись только шрамом, а лорд Волан-де-Морт утратил всю свою мощь?
В его алчущих глазах загорелись красные огоньки.
- А почему это тебя так волнует? - тихо спросил Гарри. - Волан-де-Морт был несколько позже тебя...
- Волан-де-Морт - это мое прошлое, настоящее и будущее, - произнес с расстановкой Реддл.
Ариана напряглась, она не хотела, чтобы Гарри узнал о ее родстве с Темным Лордом. Но было уже поздно - Реддл достал из кармана волшебную палочку Гарри и стал чертить ею в воздухе, написав три мерцающих слова:
Том Нарволо Реддл
Затем взмахнул палочкой, и буквы его имени сами собой перестроились в другом порядке:
лорд Волан-де-Морт
Гарри изменился в лице, он шокировано уставился на Ариану, та лишь отвела глаза и прикусила губу.
- Теперь тебе все понятно? - У Реддла даже сел слегка голос. - Я так называл себя еще в Хогвартсе, естественно, лишь среди самых близких друзей. Я не собирался вечно носить имя этого ничтожества, моего магловского папочки. Я, в чьих жилах с материнской стороны течет кровь великого Салазара Слизерина! Называться именем вульгарного магла, который отказался от меня еще до моего рождения, обнаружив, что его жена, видите ли, колдунья? Ну уж нет! И я, Гарри, создал себе новое имя. Я знал: наступит день, и это имя будут бояться произносить все волшебники, потому что я стану самым великим магом мира!
В конце концов преодолев отвращение, Гарри сумел выдавить из себя два слова:
- Не стал.
- Не стал? - рыкнул Реддл.
- Не стал величайшим магом. - У Гарри перехватило дыхание. - Жаль тебя разочаровывать, но величайший маг мира Альбус Дамблдор. Да и наследник из тебя никакой, твоя племянница посильнее будет.
Улыбка сползла с лица Реддла, ее сменил взгляд, полный ненависти.
- Дамблдора выдворило из замка всего-навсего мое Воспоминание! - прохрипел он. - И о какой племяннице ты говоришь?
Гарри хмуро посмотрел на слизеринку, которая не знала, что сказать.
- Она...
Гарри хотел указать на слизеринку, но замер.
Откуда-то донеслась музыка. Реддл оглядел пустынную комнату. Музыка становилась громче. С вершины ближайшей колонны рассыпались во все стороны огненные брызги. И неведомо откуда тяжело впорхнула под своды малиновая птица величиной с лебедя, поющая фантастическую песнь. У нее был сверкающий золотой хвост, длинный, как у павлина, и блестящие золотые лапы, которые сжимали какую-то ветошь. Секундой позже птица подлетела к Гарри, уронила ношу к его ногам, а сама опустилась на его плечо, сложив огромные крылья. Ариана с удивлением рассматривала птицу, которую мельком видела в кабинете директора.
- Феникс! - удивился Реддл.
- Фоукс? - прошептал Гарри.
- А это что? - Реддл присмотрелся к бесформенному куску фетра на полу. - Да ведь это старая Волшебная шляпа!
Да, это была она. Грязная, латаная-перелатаная Шляпа лежала у ног гриффиндорца.
Реддл опять залился своим диким смехом, отчего зазвучала и зазвенела вся огромная сводчатая комната, как будто смеялись одновременно десяток Реддлов. Ариана содрогнулась всем телом, и этот сумасшедший - ее родной дядя.
- Вернемся к делу, Гарри, - переведя дух, заговорил Реддл - улыбка все еще бродила по его лицу. - Дважды - в твоем прошлом и моем будущем - мы встречались, и дважды мне не удавалось убить тебя. Как ты сумел уцелеть? Расскажи мне. Чем подробнее будешь рассказывать, тем дольше останетесь живы, - добавил он мягко.
Гарри быстро взвесил в уме опасность. Чем дольше Реддл находится здесь, тем быстрее убывают жизненные силы Джинни. А тело Реддла становится более зримым, вещественным. Да, уж если быть сражению между ним и Реддлом, то чем скорее, тем лучше. Ариана тоже взвешивала возможные варианты развития событий. Ее палочка при себе, но атакующие чары она не изучала. Вызвать Василиска опасно - не известно кому именно он подчиниться, к тому же как он сможет одолеть "воспоминание".
- Никто не знает, почему ты, сражаясь со мной, слабеешь, - сказал Гарри. - Я ведь и сам себя не знаю. Мне ясно одно, почему ты не можешь меня убить. Моя мама отдала жизнь, чтобы спасти меня. Моя вульгарная мать-магла, - он дрожал от едва сдерживаемой ярости, - отвела от меня мою смерть. В прошлом году я видел тебя, твое истинное лицо. Ты развалина. Ты еле жив. Твоя сила обернулась против тебя. Ты в бегах. Ты отвратительный уродец.
Лицо Реддла потемнело, пересилив себя, он скривил его в улыбку.
- Значит, ты спасся, потому что мать пожертвовала своей жизнью... Это мощное средство против чар. Но я вижу теперь, в тебе самом нет ничего особенного. Это странно, ведь между нами существует сходство - даже ты должен заметить. Оба мы полукровки, оба сироты, обоих вырастили маглы. И возможно, только мы с тобой со времен великого Слизерина говорим на змеином языке. Видимо, тебя от меня спасал просто счастливый случай... Вот все, что я хотел знать.
- Не только мы с тобой, но и твоя племянница говорит на парселтанге.
- Опять ты о ней. Давай же посвяти меня. Открой тайну. Кто моя племянница и наследница Слизерина?
- Я. - коротко ответила Ариана. - Я - наследница Слизерина.
Реддл был сильно удивлен, но вдруг его губы изогнулись в издевательской ухмылке.
- Это легко проверить.
Он повернулся и пошел к каменному изваянию, где поднял голову и посмотрел в каменное лицо Слизерина, высившееся в полумраке под сводами. Затем широко открыл рот и зашипел:
- Говори со мной, Слизерин, величайший из хогвартской четверки!
Гигантское лицо Слизерина пришло в движение. Ребята отчетливо различали, как раскрывается каменный рот, образуя черное жерло. Что-то во рту шевелилось, выползало наружу из чрева. Гарри попятился назад и стукнулся о стену; глаза его были плотно сомкнуты. Ариана же не отрываясь смотрела на чудовищную змею, выползающую изо рта Слизерина. Василиск остановился возле Реддла, и тот прошипел: «Убей их».
- Не смей. Я - Ариана Мракс - чистокровная наследница Салазара Слизерина! И я приказываю тебе - не слушай этого мерзкого полукровку, который позорит имя великого волшебника!
Ариана встретилась взглядом с большими желтыми глазами, но с ней ничего не произошло.
- Приветствую тебя, Повелительница. Достойнейшая из наследников. Мое имя Навай. Я рад служить тебе.
- Что ты несешь, мерзкое животное?! Я - старший из наследников, я главнее! - разозлился Реддл.
- Ты всего лишь полукровка. К тому же не человек вовсе, а лишь малая часть души. - подавшись в его сторону, прошипел разозленный змей.
Реддл выхватил палочку и направил ее в сторону Арианы.
- Схвати его, - приказала наследница василиску.
Навай двинулся в сторону Реддла, но тут на него с протяжным криком ринулась огненная птица. Похоже, феникс решил, что опасность угрожает гриффиндорцу. Исполинская змея - блестящая, ядовито-зеленая, толщиной с колонну - высоко поднялась на хвосте и, беспорядочно вертя головой, пыталась схватить Фоукса узкими, как сабли, клыками.
- Фоукс! Дряная птица! Оставь его в покое! - что есть силы кричала Ариана. - Он не тронет Гарри. Он слушается меня.
Феникс, описав круг над головой разъяренного змея и еще раз протяжно воскликнув, отлетел подальше.
- Тише, Навай. Дай мне осмотреть тебя.
Змей опустил голову к девочке, возле его глаз тянулись глубокие царапины, но сами глаза были не тронуты.
- Хорошое зрелище, - холодно произнёс Том. - Но я думаю с тебя достаточно, племяшка.
Он взмахнул палочкой, и Ариана почувствовала как теряет силы, словно кто-то высасывал из нее жизнь. Реддл же стал почти таким же осязаемым, как обычный человек.
- Ну что, Поттер, продолжим нашу игру? - он уже был не так весел, как раньше. И обратившись к змею, прошипел. - Я убью девчонку, если ты не подчинишься мне. Приказ тот же - убей мальчишку.
- Позор великого рода Слизерина! Ты не сможешь убить свою кровь! Магия покарает тебя! - змей был в ярости, он не хотел подчиняться полукровке, но боялся за маленькую наследницу.
Ариана, чувствуя свою слабость, начала злиться, вокруг нее, как обычно , появился сгусток черной магии. Собравшись силами, она направила эту субстанцию на ненавистного родственника и, покачнувшись, упала без сознания. Ее магия ослабила Реддла, этим успел воспользоваться Навай - змей обвил юношу с ног до головы.
- Нужно спешить, храбрый гриффиндорец, скоро твоя подруга умрет, а этот проклятый кусок души станет самостоятельным человеком.
Василиск хвостом подцепил Волшебную шляпу и кинул ее прямо в руки Гарри. Мальчик не смея поднять глаза, судорожно вцепился в нее.
- Ты должен одеть ее и попросить помощи. От того насколько искренним ты будешь, зависит жизнь маленькой девочки.
«Помоги... Помоги мне... - думал Гарри, глаза его под шляпой были крепко зажмурены. - Пожалуйста, помоги!» Шляпа вместо ответа сжалась, как будто ее стиснула невидимая рука. Какая-то тяжесть ударила Гарри в макушку, да так, что из глаз посыпались искры. Гарри схватился за Шляпу, хотел снять ее, но пальцы ощутили что-то холодное и длинное.
Под Шляпой оказался отливающий серебром меч, его рукоять сверкала рубинами величиной с голубиное яйцо.
- Молодец, юный Поттер. Теперь поднеси мне этот меч. Впервые в истории оружие Гриффиндора и Слизерина объединятся ради общего блага.
Гарри практически с закрытыми глазами поднес меч к королю змей и быстро отошел назад. На острие оружия упали две капли прозрачной жидкости и тут же впитались, как будто вместо стали была губка.
- Меч Гриффиндора - удивительный артефакт. Он впитывает все, что делает его сильнее. Только что я капнул свой яд, он смертоносен, будь осторожен. Теперь ты можешь уничтожить тетрадь, в котором сокрыт ничтожный осколок души некогда могущественного наследника.
- Нет, нет, нет! Поттер, не смей! Я убью тебя, слышишь?! Я все равно доберусь до тебя рано или поздно! - закричал очнувшийся Реддл.
- Лучше поздно, Реддл.
Гарри уже подошел с дневником к василиску, поднял лежавший на полу меч и воткнул его прямо в сердцевину дневника.
Грянул долгий, продирающий до мозга костей вопль. Чернила потоком хлынули из дневника, по рукам Гарри потекли ручьи, заливая пол. Реддла корчило и выворачивало, он бился и визжал, а потом он сгинул, и наступила тишина.
- Гарри, ты справился, - слабым голосом произнесла очнувшаяся Ариана.
Навай помог подняться своей повелительнице и, закрыв глаза, улегся к ее ногам.
- Не без твоей помощи, Рия. Спасибо тебе.
В противоположном конце комнаты послышался слабый стон. Джинни пошевелилась, Гарри бросился к ней, но она уже села. Ошеломленный взгляд обежал колоссальных размеров василиска, мирно лежавшего у ног Мракс, бледного Гарри, черный дневник. Она глубоко, судорожно вздохнула, и по лицу ее заструились слезы.
- Гарри... Гарри, я пыталась все рассказать тебе за завтраком, но я не могла говорить в присутствии Перси. Это была я, Гарри, но, правда, правда, я не хотела... Реддл заколдовал меня, командовал... А как ты убил эту... эту зверюгу? Где Реддл? Последнее, что я помню, как он вышел из дневника...
- Все хорошо, Джинни. - Гарри показал ей дыру в дневнике. - Видишь? С Реддлом покончено, а василиск, он не мертв, он слушается истинную наследницу Слизерина. Пойдем отсюда. - Гарри помог ей подняться на ноги.
- Она... Она наследница? - ошарашенно спросила рыжая. - Но ведь Реддл говорил, что он... Она, что, его дочь?
- Племянница. И я не горжусь этим. Поэтому, я очень надеюсь, что вы не расскажете об этом всей школе, - грозно произнесла слизеринка.
- Не волнуйся. Это останется здесь, - серьёзно ответил Гарри. - Ты с нами?
- Нет, меня отнесет Навай.
- Увидимся наверху, - улыбнулся гриффиндорец и, взяв под руку Джинни, отправился прочь из комнаты.
- Повелительница, может вы останетесь здесь еще ненадолго?
- Прости, мой друг. Не сегодня. Я обязательно приду. А сейчас отнеси меня, пожалуйста, наверх.
- Конечно, моя госпожа.
