9 страница6 октября 2023, 13:52

Глава 6

Узенький деревянный мостик, ведущий из двора школы, издавал тихие скрипящие звуки. На дорожках лежали осенние листья причудливой формы, цвета и размера. Повсюду бегали ребята. Что они только не вытворяли: играли, кричали, дрались, соревновались, знакомились, ссорились, кривлялись. Таким был и я.

В том году я впервые пошел в школу. Она располагалась на соседней улице, совсем недалеко от моего дома. Дорогу туда я знал отлично, ведь старшие братья уже давно ходили в это место. К тому же, школа располагалась на том же пути, по которому я отправлялся в магазин за хлебом и молоком.

Теперь часто вспоминаю свой обычный школьный день. Встав пораньше, я получал от мамы кусочек хлеба с маслом и сахаром и порцию горячей манной каши. Для того, чтобы она остыла, я выходил на улицу и усаживался на пороге семейного дома. Не успев толком полакомиться своим завтраком, я начинал драться с одним из наших петухов за право обладания тарелкой, в которой находилась еда. Один раз петух даже больно клюнул меня в лоб, а я, убегая, грозился сунуть его в суп.

Затем я начинал собираться. С гордостью надевал новенькую школьную форму: рубашку, брюки и серую куртку, брал в руки портфель (совсем как у взрослых ребят) и отправлялся на линейку. Уроки мне совсем не запомнились, зато навсегда запомнилось то, как мы с друзьями проводили время на переменах. Пока девчонки играли в классики* и резиночку*, мы развлекались совсем по-другому. Одними из наших излюбленных игр были казанки*, лапта*, битка*, ручеек*, выбивной*, казаки-разбойники*, а также разыскивание бабочек (иногда нам позволяли проводить перемены на территории школьного двора, прямо на улице).

После школы я обычно ходил в нашу детскую библиотеку и читал там "Филипок"*. Вернее, как читал... Полистаешь страницы в книжках, посмотришь картинки и со спокойной совестью уходишь домой. В общем, веселые были деньки.

Бывало, идешь домой, а из окна, как всегда, уже высовывает голову Евгения Васильевна:

-Саш, ну что получил? Пятерку? - спрашивала она.

-Пока ничего не получил. - отвечал я.

На самом деле получил, да еще как получил. Двойку. Большую и жирную. Но говорить мне об этом совсем не хотелось - стыдно ведь. Тем более, что Евгения Васильевна была далеко не единственной, кто интересовался моими успехами. Кажется, меня спрашивали об учебе уже все: соседи, друзья и знакомые, но деваться было некуда, ведь повсюду жили мамины подруги, папины друзья с завода, родители моих школьных приятелей. В общем, много еще кто, и все они так и жаждали напасть на меня со своими расспросами. А я-то что? Я не хочу, чтобы обо мне лишний раз болтали! Вот и... недоговариваю.

Конечно, с учебой все-таки было тяжко. Маме приходилось часто помогать мне с домашними заданиями. Да и на улице все было не так спокойно. Иногда мне даже доводилось вставать на защиту младшим братьям. Как увижу у них синяки, первым же делом спрашивал, как зовут обидчика.

Был у нас как-то такой случай. Мы с Горкой и Толькой ждали, пока вернется домой наш сосед, живущий через забор. Он-то и был зачинщиком произошедшей драки. Долго мы его высматривали, а его все нет и нет. Оказалось, хитрец разузнал о том, что мы собрались его встретить, и махнул* к себе домой задними дворами.

-Ну, Витька, ты у меня получишь! - грозил я ему кулаком в окно.

На следующий день мы с братьями, поджидая виновника у калитки, узнавали о том, что он опять ушел в лес ловить птичек на продажу. Тогда мы тяжело вздыхали, ведь прекрасно понимали, что это надолго.

Как-то раз, шагая по дороге возле дома, мы встретили маму Витьки. Она слезно умоляла нас пойти к нему:

-Ребята, вы отнесите пожалуйста этому птицелову пирожки, а то он в лесу с голоду сдохнет. - упрашивала нас она.

-Ну лаадно. - с долей обиды отвечал я.

Естественно, я не бросил соседа в беде и не стал с ним драться. Но подумал, что пригрозить точно стоит, чтобы он больше никого не обижал.

Осень тем временем подходила к концу. С каждым днем за окном появлялось все больше серости, а дом становился все холоднее. Родители начали топить печку.

Скорбя об ушедшем лете, мы с братьями старались больше гулять во дворе. Кто-то катался на качелях, я же бегал вокруг мамы, которая вместе с нами вышла на улицу немного подышать.

-Только не надо к ней приставать. Она хворает*. - говорил нам отец.

Тем временем мама, опираясь на палочку, тяжело стояла на месте и сочувственно на меня смотрела.

Приближалась зима. А это означало, что вскоре меня поджидало большое сказочное приключение. В канун Рождества, в то время, когда елка стояла уже в каждом доме, мы с братьями, школьными и соседскими друзьями огромной толпой выходили славить* на улицы Затона. За день до этого все усердно готовились к походу - обязательно пораньше ложились спать и просыпались часов в семь или даже шесть утра. Разделившись на группы по три или четыре человека, мы ходили по заснеженным улицам и стучались в окошки соседей, выпрашивая праздничное угощение. Кто-то встречал нас у порога, кто-то разрешал погреться в сенях, а кто-то даже кормил нас за большим столом в одной из домашних комнат. Укутанные в самую чистую, красивую и теплую одежду, мы стояли с пустыми кашелками и авоськами* в руках, приговаривая:

-Рождество Христе Боже мать*!

Затем мы снимали свои шапки, вытягивали руки и, продолжая развлекать людей, читали смешные стихи.

-Маленький мальчик сел на стульчик. Стульчик - хруп. Пожалуйста, руб*!

-Славите, славите, сами, люди, знаете. Я славить не умею, просить много не смею*.

В это время на нас сыпались конфетки, монетки и довольные взгляды соседей.

-Спасибо!

-Спасибо большое! - кричали мы, выходя из радушного дома.

Счастливые и напичканные угощениями с ног до головы, мы выходили на улицу. Когда дверь закрывалась, издавая резкий хлопок, мы тут же начинали считать, сколько же нам дали всего.

-А сколько копеек-то?

-Пятнадцать!

-Ничего себе! Вот мы заживем-то!

Поделив угощение и копейки поровну, мы расходились по домам. Там я высыпал все, что удалось добыть, в нашу общую братскую кучу, лежащую на кухонном столе. Каждый брал из нее все, что ему нравилось, ведь угощения было столько, что всем всего хватало.

В праздничную ночь мы просыпались и срывали конфеты, подвешенные за нитку на елочку. Она была очень красивая, с маленькими пушистыми иголочками. Нарядная елка стояла в зале и издавала необыкновенно хороший запах, который постепенно распространялся по остальным комнатам нашего дома. Доедая сладкую конфету, я разглядывал постоянно переливающиеся и сверкающие елочные украшения. Это были маленькие картонные зверушки, стеклянные грибочки и зайчики на прищепке, конфетки, звезда, ватные снежинки и даже самодельная гирлянда, состоящая из маленьких лампочек-огоньков. Взяв в руки фантик, оставшийся от сладкого угощения, я завернул в него другую обертку и повесил обратно на ветку так, словно это была еще не съеденная конфета. Маленький Дед Мороз и Снегурочка, стоящие внизу, неодобрительно на меня поглядывали:

-Ну а что? Это целая конфета. Не верите?

Следующие дни были не менее волшебными и интересными. Родители надавали нам конфет, а старшие братья повезли нас на площадь посмотреть на главную елку города. Она была очень высокая и выглядела так, как будто ее срисовали с новогодних открыток и марок. Рядом ходили продавцы с лотками*, на которых лежали свистульки* и елочные украшения. Недалеко от елки было много снежных холмов, с которых мы с младшими братьями с удовольствием катались, пока не стали совсем мокрыми. А еще нашему папе дали от завода билеты в филармонию, куда мы поехали на представление. По сцене бегали лесные животные, исполняли разные песни, а в конце нас всех позвали принять участие в большом хороводе с Дедом Морозом и Снегурочкой. После окончания праздника мне выдали небольшой сладкий подарок, который был упакован в бумажный пакет. Я был безумно счастлив, ведь сладостей много не бывает.

В общем, зимние каникулы прошли хорошо. Как жаль, что они закончились. 


__________

*Классики - старинная игра, во время которой дети рисуют на асфальте мелом квадратики и другие фигуры, а затем прыгают по ним.
*Резиночка - детская игра, заключающаяся в прыжках через узкую двойную верёвку или резинку, натянутую на различной высоте.
*Казанки - групповая игра, в которой использовалась шапка для складывания свиных или овечьих косточек - казанков, а также клюшки для их битья.
*Лапта - командная игра с мячом и битой.
*Битка - детская игра с монетками.
*Ручеек - русская подвижная хороводная игра.
*Выбивной - игра с мячом.
*Казаки-разбойники - детская командная игра.
*"Филипок" - рассказ-быль Льва Толстого.
*Махнул - устаревшее слово, употребившееся в значении "прошел".
*Хворать - болеть, испытывать чувство недомогания.
*Славить - имеется в виду устаревшее выражение "Славить Христа", то есть ходить по домам с пением церковных песен во время праздника Рождества.
*Авоська - сетчатая хозяйственная сумка.
*Главный гимн Рождества в Православной Церкви.
*Рождественская колядка "Маленький вьюнчик (Юльчик)".
*Другая Рождественская колядка.
*Лоток - продолговатое плоское деревянное блюдо, слегка выдолбленная доска, для ношения на голове товаров уличными торговцами, разносчиками.
*Свистулька - русская традиционная сосудообразная флейта со свистковым устройством.


9 страница6 октября 2023, 13:52