5 страница13 апреля 2024, 21:37

Глава 2

Если бы кто-нибудь задал мне вопрос о том, какое мое любимое время года, то я бы непременно растерялся. Казалось бы - простой вопрос, что в нем такого? Но для меня это было далеко не так. Каждый из четырех сезонов для меня был неописуемо красивой, неповторимой природной палитрой. И все они были прекрасны.

Весну я любил за солнечность и оживленность. Иногда я смотрел в окно и никак не мог оторваться от наблюдения за тем, как наш сад потихоньку начинал оживать. Маленькие изящные цветочки расцветающей яблони, вишни или сирени очаровывали меня своей красотой и шармом. Я был готов обнять каждый ствол, каждую веточку, которая давала жизнь всему живому. Лето я любил за простор и свежесть. Меня часто можно было найти на берегу Волги. Я играл на песчаном пляже, купался и даже рыбачил, притихнув в камыше. Было в лете что-то такое, отчего думалось, что все дела мне по плечу. Осень я любил за красочность и щедрость. Целый год мы всей семьей ждали сбор долгожданного урожая. Я как никто мечтал о походе в лес за грибами для того, чтобы как следует налюбоваться золотистыми листьями и надышаться осенней прохладой. Ну а зиму я любил за морозность и сказочность. Бывает идешь по улице - вокруг елки, а под ногами скрипит искрящийся пушистый снег. На носу Новый год. Каждый дом в это время наполняется светом и теплом, и не успев согреться в этом райском уголке, ты уже слышишь, как друзья зовут тебя на улицу.

В один из таких дней за окном лежали большие сугробы, а солнышко красиво подсвечивало снежинки, летящие по воздуху. Казалось, они спускались на землю в каком-то удивительном, завораживающем танце, тайну которого можно было узнать только досмотрев весь полет до конца.

В то утро я проснулся полный сил. И несмотря на то, что мама просила не хулиганить, сидеть на одном месте было вовсе не по мне. Я жаждал ощутить то чувство, которое обычно таится внутри у каждого ребенка - мне хотелось заняться чем-нибудь таким, после чего можно будет еле-еле стоять на ногах от усталости. Исчерпать свои силы я совсем не боялся, ведь раньше мне всегда казалось, что я могу сделать все, что угодно. Что мои возможности безграничны. Внутри меня был какой-то нескончаемый запас энергии, который то и дело побуждал меня на разные проделки и путешествия.
Выйдя из-за калитки, я поднялся на другую улицу. Туда, где мы обычно гуляли с мальчишками. Спуск с горы там был куда круче, чем во всей ближайшей местности. Именно поэтому было принято кататься на санках именно здесь.

Над нашими санями обычно трудились папы или дедушки. Они были самодельными, но достаточно вместительными и крепкими, и состояли из нескольких досок и полозьев*. Конечно, изначально санки использовались для того, чтобы возить продукты из магазина, но зимой мы с ребятами обычно забирали их на большую часть дня, так что взрослые уже смирились с этим и даже приспособились. Чьи-то бабушки и мамы вставали рано утром и быстрее шли на рынок. А как только первый ребенок вставал с постели, саночки уже тут как тут - стоят под окнами как ни в чем не бывало.

Мы взбирались на них целой оравой от пяти до семи человек. Иногда с нами даже ездили девчонки, которые во все остальное время существовали как-то по себе. Усевшись, мы ехали на санках прямо до конца улицы. Сзади, на самом последнем месте всегда сидел тот, кто следил за поворотами. У такого человека всегда была в руках длинная палка, которой он рулил, направляя движение в нужную сторону.

-А ну, помогите мне ногами. Поворачиваем!

Спустив одну ногу, мы тормозили сани о снег, и он, сопротивляясь, тут же летел нам прямо в лицо и за шиворот. Девочки - Аллка, Женя и Юля - визжали так, что мне закладывало уши, но и мы с пацанами не уступали им в веселье. От нашей команды проносился такой крик, что иногда из окошек домов вылазили лица соседей, которые, смотря на нас с грустной улыбкой, наверное, вспоминали свое детство.

-Ну что, а на коньках-то пойдем кататься? Домой еще не скоро позовут, а у меня уже такое чувство, что я инеем скоро покроюсь. - проговорил мой брат Валька, попутно слезая с санок.

-Да мы катались-то всего один раз в прошлом году. Я уж и не помню ничего. Не засмеют, как думаешь? - растерянно проговорил я.

-А мы старших братьев попросим помочь. Пошли позовем их!

-Пошли. - с надеждой сказал я.

Проскользнув по улице, мы быстро добрались до дома. Его окна сверкали на солнце, на его крыше виднелась белая шапка, а из дымохода просачивался теплый пар.

-Вы чего это тут делаете? Неужели нагулялись? - крикнула нам с крыльца удивленная мама.

-Мы хотим покататься на коньках. Можешь позвать нам Ваську или Вовку? У кого-то из них вроде был друг со своими утюгами*.

Братья действительно помогли нам. Через пол часа я уже стоял в конце соседней улицы на месте, отведенного специально для катка. Все дело в том, что у этой области было свое преимущество. Помимо того, что на этой дороге было и так довольно скользко, прямо здесь стояла колонка*, из которой вечно стекала вода, и она, замерзая, прибавляла нам площади для одного из любимых зимних развлечений.

-О, сейчас опять поскользим! - сказал обрадованный Вова, когда соседи вылили на улицу помойку*. - Держи веревку и пошли быстрее.

-Давай, Сашка, я тебе помогу. - Вася опустился на корточки и принялся привязывать утюги к моим валенкам. - Я подержу тебя за руку первое время, идет?

-Спасибо.

-А ты, Валька, давай аккуратнее, смотри не падай! А то отец старается - шьет для нас. Покупает шинели, делает выкройки, красит, полночи колит себе пальцы...

-Ладно-ладно тебе. Пошли уже.

Ноги совсем не слушались меня. Я неуклюже скользил по льду, подпрыгивая на каждой кочке, которая встречалась на моем пути. Постепенно привыкнув к катку и освоившись на нем, вскоре я смог найти баланс на лезвиях и уже начал двигаться намного увереннее, чем раньше.

-Так, отпускаю-отпускаю! - тихо приговаривал Васька.

-Давай, все получится! - кричали братья хором. Я чувствовал их поддержку и оттого мне хотелось подольше остаться на ногах. Стараясь изо всех сил, я все-таки смог добраться до Вовы, который стоял на противоположной стороне катка.

-Видишь, ты молодец! Мы все так начинали. - говорил он мне. - А теперь попробуй обратно.

Зайдя домой, я почувствовал некое облегчение. Греясь около печки*, я чувствовал, что мои ноги сильно гудели, но в тоже время животе была какая-то приятная удовлетворенность. Сегодня я впервые ни разу не упал, стоя на коньках. Улыбаясь, я ощущал, как мои щеки все еще покалывал морозец, но ощущение гордости за самого себя все никак не оставляло меня в покое.

-Дети, вы уже дома? Встречайте нас с папкой.

Как только мы с братьями услышали голос мамы, мы тут же вскочили и бросились к сеням.

-А я сегодня Сашку научил на коньках кататься. - сказал Вова.

-Оо, какие вы молодцы! - ответил папа, снимая пальто. Подойдя ко мне, он легким движением взъерошил волосы у меня на голове.

-Да они вообще сегодня такие путешественники, Вась, ты бы знал! Вся улица слышала их визги. - весело говорила мама. Обернувшись, она посмотрела на меня, рассмеялась и тут же принялась поправлять мою прическу.

Тем временем мои братья уже вовсю были увлечены тем, что разбирали кошелки*, которые принесли родители. Я быстро присоединился к ним, чтобы не упустить из виду ни одной покупки. Больше всего, конечно, нас интересовали сладости и фрукты, поэтому крупы, мука и соль были разбросаны на столе как попало, а конфетам и яблокам было отдано большее предпочтение. Одни братья уже принялись раскладывать их по тарелкам, другие, ругаясь, говорили, что фрукты сначала нужно помыть. Я же помогал и тем и другим, стараясь, чтобы никто не ссорился и все быстрее сели за стол.

Поужинав, я вспомнил, что еще с утра оставил на окне ловушку для птиц. Эта была простая конструкция из корыта, веревки и палки, которая должна была упасть, захлопнув собой тазик внутри с раскрошенным хлебом и пойманным воробьем или старчиком*. Умудриться поймать да еще и продать хоть одну птичку на базаре было замечательной возможностью, которую не упускал почти не один мальчишка из тех, кто жил неподалеку от леса. Что уж говорить, порой и там проходила охота. Например, мой сосед Витька Старцев летом и осенью частенько ходил туда со своими самодельными сетками и другими принадлежностями. Он проводил на лесных полянках все свое время, выжидающе сидел в кустах по много часов, и не удивлюсь, если он, когда придет время, вместо школы будет ходить все туда же.

Выйдя из комнаты, я увидел, как издалека виднеются очертания опрокинутого таза. "Ура, поймал наконец-то!"- довольно думал я, подбегая к окну. В этот момент случилось то, что я никак не мог ожидать. Прибираясь около сеней, мама задела таганок* и тот опрокинулся. А я в это же время наткнулся на него ногой, споткнулся и тяжело упал. Ничего не понимая, я только слышал мамин голос:

-Охх, Вася, быстрей заводи машину, едем в больницу!

Не помню, как, но мы доехали. Меня отправили в какой-то кабинет, из которого пахло спиртом и ватой, и, немного побаиваясь, я зашел туда, прикрыв за собой дверь.

-Сынок, ты как же руку сломал? - спрашивала меня врач. Она с сочувствием смотрела на меня так, словно мечтала изобрести волшебную микстурку* для быстрого заживления переломов.

-Да вот жидов* ловил, споткнулся и упал. - тихо проговорил я.

-Эх, ну ладно. Что ж с тобой еще поделать. - сделав паузу, она грозно посмотрела на меня и сказала. - Только не жиды, а воробушки.

-Ну да, воробушки.

Мне быстро сделали рентген и я впервые увидел свои кости. Рука моя, конечно, оставляла желать лучшего - она вся была какая-то горбатая и скрюченная. Мне наложили холодный гипс и я проходил с ним около месяца. Мама ухаживала за мной, обрабатывая меня различными мазями и пичкая меня творогом и рыбой. Вскоре можно было вздохнуть спокойно - мне сняли гипс и наложили лопатку. Правда, я достаточно быстро принял решение о том, что ее надо снять, потому что рука под ней ужасно чесалась.

Не прошло и двух или трех дней, как в один день я решил, наконец, без опаски погулять. Выйдя на улицу в Вовкином длинном пальто, я наслаждался зимней прохладой. Увидев друзей, которые катались по скользким дорожкам, я подумал, что теперь тоже могу не отказывать себе в этом удовольствии. Как же я ошибался. Поскользнувшись, я упал на спину и тут же услышал знакомый хруст. Моя рука не шевелилась. Я сразу же подбежал к Васе.

-Я руку сломал.

-Да иди ты! Ты бы сейчас тут так плакал. Чего шутишь то?

-Да правда сломал! Попробуй засучить мой рукав.

Увидев бугристую руку, Васька ахнул, а затем начал громко ругаться:
-Какой кошмар, опять у тебя все по второму кругу. Идем быстрее домой!

Меня посадили на машину и снова привезли в больницу. Ситуация, конечно, получилась смешная, но не настолько, насколько это казалось на первый взгляд.

Чувство дежавю не покидало меня до тех пор, пока мы снова не оказались в палате. Там меня ждала все та же женщина, которую я видел в прошлый раз. Увидев меня, она от неожиданности случайно выронила что-то из своих рук.

-Ой, сынок! А как щас-то сломал?

-Да вот пошел кататься на льду и упал. - сказал я и сел на стул, краснея от растерянности. Мне было как-то стыдно и совсем не по себе от того, что так много людей во мне разочаровались.
-Ну смотри, сынок, третий раз сломаешь - отрежем! Будешь без руки ходить.

-Как это так!? Не надо без руки! - испуганно говорил я. Мне снова сделали рентген. Снова наложили гипс. И снова наказали вести себя аккуратней.После этого случая я понял, насколько просто можно оступиться, и решил, что впредь я обязательно буду осторожен. Слыша на улице разные дразнилки*, я старался не обращать на них никакого внимания.

 -Смотрите, девочка с косынкой идет! - смеялись они.

Вокруг моей руки действительно была повязана косынка, но я не видел в ней ничего такого. В отличие от других, у меня было то, что давало мне сил - понимание ценности собственной жизни. 


__________

*Полозья - одна из двух нижних частей саней в виде загнутой спереди деревянной полосы (или металлической пластины), нижняя поверхность которой скользит по снегу.
*Утюги - старинное название одной из разновидностей коньков.
*Колонка - приспособление для подачи воды из системы централизованного водоснабжения.
*Выливать помойку - выбрасывать отходы (например, выливать грязную воду).
*Печка - каменное, кирпичное или металлическое сооружение, нагревая которое, отапливают помещение или готовят пищу.
*Кошелка - плетеная сумка.
*Старчик - синица.
*Таганок - приспособление, стоящее на трех ножках, служащее подставкой для котла при приготовлении пищи на открытом огне.
*Микстура - жидкое лекарство.
*Жид - негативно окрашенное слово, в простонародье обозначающее скупых и жадных людей, мошенников. В данном контексте это слово употреблено в значении "воробей", потому как эти птицы постоянно крадут еду у других.
*Дразнилки - краткие высказывания юмористического характера, используемые детьми с целью высмеивания того или иного лица.

5 страница13 апреля 2024, 21:37