54 страница26 февраля 2021, 07:11

53. История

Сар'исса ворочалась на мягкой постели, пытаясь прогнать мысли из головы и наконец уснуть. Но слова Провидца никак не выходили у неё из головы, как и ощущение того, что важный кусочек головоломки она уже где-то видела.

С тяжёлым вздохом девушка открыла глаза и несколько секунд лежала неподвижно, всматриваясь в очертания комнаты, залитой серебристым лунным светом, да прислушиваясь к ночной тишине особняка.

Все в это время давно уже спали, а потому Исса спокойно переоделась в удобные одежды, после чего без лишних вопросов покинула дом. Она не знала куда идёт – ноги сами собой несли её той дорогой, какой она обычно ходила в библиотеку днём, а ночью, иногда, на дворцовую кухню. Но на этот раз Асылжар свернула с дороги раньше, не дойдя до двух мест, названых чуть раньше, всего пару десятков метров, и оказалась около арки, за которой скрывалась лестница в подземелья. И не в простые подземелья, а в самые тёмные и пыльные.

Крипты нынче не в почёте. Никому не хотелосб смотреть на то, что останется от них – кучка пепла в красивой вазе, да статуя из темного камня – или вовсе не останется ничего в напоминание. Чего они могли бы добиться, но никогда не добьются по разным причинам.

Здесь, под пыльными статуями лежал прах людей, чьи поступки так или иначе изменяли судьбы и писали историю. Их имена не забыты и по сей день, а образы давно въелись в классические образы искусства.

Все, кроме одного.

Кирамес остановилась у пьедестала – единственного, на котором не было ни статуи и витиеватой надписи с именем – и взглянула на знакомую табличку со словами на Высшем Аспанском старого наречия.

Дочь воина любили двое и двое ненавидели.

Вот. Эти слова однажды произнёс Равен. Похоже, автор этих строк хотел сказать, что девушка была из Аисдарма... Но, если вспомнить слова Провидца, где вместо "дочь воина" прозвучало: "дочь из рода славных, но позабытых воинов"

– мне даже страшно спрашивать, что ты делаешь в крипте в полнолуние.

От неожиданности Сар'исса даже подпрыгнула, когда оборачивалась к неожиданному гостю её странной прогулки. Руки её инстинктивно вытащили кинжал из потайных ножен. Впрочем, можно было обойтись и без этого – за спиной оказался Лас-эн, вид которого был печальным, хоть он и пытался шутить.

– может, расскажешь наконец? – уж лучше сразу в лоб, ибо сил на другое уже не было.

– я ведь уже говорил много раз...

– что не можешь открыть правду, потому как это может поменять моё решение – перебила девушка духа, махнув рукой – да-да, ты тысячу раз говорил мне об этом, но оглянись вокруг! Что, по твоему мнению, может изменить правда – эта история седой древности? – она хмуро посмотрела на собеседника – или ты думаешь, что я смогу убить детей? Я не монстр из сказок, и тебе это прекрасно известно.

Лас-эн отвёл глаза в сторону, и в крипте повисла гробовая тишина, словно и не было здесь незваных гостей.

– здесь лежит Сар'енера – вдруг произнёс Веноре, а Исса удивлённо посмотрела на него. Не пепел и не прах, а Сар'енера... Он говорил так, словно перед ним лежал живой человек, который всего на минутку прикорнул – она была дочерью последнего главнокомандующего. Ты знаешь народ Аисдарма, а потому, я думаю, не сильно удивишься узнав, что Сар'так имел власти больше, чем кто-либо ещё в Собрании Правителей. Енера была его единственной наследницей, люди любили её и возлагали на неё большие надежды. Одни мечтали, другие – верили, что она приведёт Аисдарм к расцвету, что она поведёт народ на завоевание новых земель, но... – дух присел рядом с пьедесталом, бережно, даже нежно, поведя призрачной рукой по тёмному камню – Сар'енера полюбила Даниэля Аснера – Кенесши при дворе молодого короля – и стала жить здесь, в столице Аспанского королевства, что не нравилось ни Сар'таку, ни Дорину Аоспану. И если её отец хотел вернуть дочь домой, то король хотел убить её из опасений, что в будущем она пойдёт завоёвывать земли его королевства.

Лас-эн усмехнулся, глядя вроде на Асылжар, а вроде в прошлое.

– жизнь – интересная штука. Дорин, пока строил планы и пытался убить Енеру, влюбился в дочь воина. Он захотел сделать её своей женщиной – женой, любовницей, наложницей... Не важно – и не нашёл способа лучше, чем оклеветать Сар'енеру, сказав Аснеру в лицо, что возлюбленная его не любит и давно уже отдалась ему – королю великого королевства. И кто бы мог подумать, что Даниэль окажется вспыльчивым именно в этом вопросе? Никто. Никто не ожидал, что Кенесши убьёт своего короля на глазах у всех, да так, что, возненавидев, заденет и свою возлюбленную.

– узнав, что дочь мертва, Сар'так объявил Аспану войну, вследствие которой некогда было судить Аснера за убийство правителя... – прошептала Кирамес. Озарение было подобно грому среди ясного неба.

– так и есть – кивнул Веноре – а после убийства главнокомандующего Даниэлю и вовсе удалось занять трон. Его всю жизнь снедала совесть, а потому он приказал захоронить останки Енеры здесь, в этих подземельях.

– ты знал её – это было скорее утверждение, чем вопрос.

– да – дух грустно улыбнулся – я был ей и другом и слугой. Она спасла меня, облегчив боль и не дав умереть окончательно. Перед собственной смертью она попросила меня позаботиться о ребёнке отца, что был в чреве её матери, и следить за родом Сар, пока не вырастет девочка, способная отомстить – он поднял глаза на Сар'иссу – ты единственная, кто похож на Сар'енеру во всём, даже дар у вас один.

Девушка вдруг почувствовала тяжесть во всём теле и в тот же миг осела на колени, прижав руку к сердцу. То стучало непривычно быстро.

– вот такая вот она, эта правда – вздохнул Лас-эн – легче тебе от неё не стало.

– ты мог спасти её тогда? – Исса сглотнула ком, подступивший к горлу.  – мог сделать так, чтобы Енера осталась жива, победила, и нам не пришлось бы ни прятаться, ни мстить!

– не мог. – скорее прорычал, чем произнёс, Веноре – я не всесильный, Исса. Я не могу вмешиваться в судьбы людей, зная больше остальных.

Асылжар вскочила на ноги. Кровь её кипела, тихой песней призывая ломать и убивать всех и всё на своё пути. Но... Она сделала глубокий вдох. Ничем это не поможет. Кирамес не продвинется вперёд, а дух, скорей всего, и вовсе исчезнет из её жизни.

– тебе необязательно мстить – прошептал Лас-эн, и Сар'исса никак не ожидала от него подобных слов – прошло уже пять столетий, а потому живи своей жизнью и не задумывайся о том, что привело тебя и твой род к такому положению. Живи своей жизнью и сдержи клятву, данную Сейберану.

– ты прекрасно знаешь, что я не смогу так жить – девушка улыбнулась в своей излюбленной манере – к тому же, ты дал мне ещё одну причину перерезать Равену глотку. 

54 страница26 февраля 2021, 07:11