Пограничная застава
Холодный ветер вечернего приграничья трепал редкие седые волосы старика. На его лице читалась спокойная отрешенность от мира. И от того, который он покидал, и от того, в который он собирался уйти. Впрочем, привыкший не врать самому себе, старик с удивлением обнаружился в душе что-то, что мешало ему сделать шаг по дороге, ведущей от заставы. Что это было? Страх? Пожалуй, что да. Но страх перед чем? Перед смертью от голода? Перед нападением хищников? Или перед рабством у жестоких кочевников? Этого старик не знал. Он просто радовался ощущению, ставшему очередным вызовом его учению.
Погруженный в свои мысли, он не сразу заметил подошедшего к нему командира заставы и слушать его начал с середины фразы.
– ...уходить просто так. Ты должен оставить нам, простым людям, хоть крупицу своей мудрости. Пусть у нас будет надежда, или хотя бы тень надежды.
– Нельзя. Вы не готовы. Вы ищете не мудрости, а легкого пути, готовых ответов на все вопросы. Вы хотите, чтобы вам говорили, что делать и как, и, разумеется, дождетесь того, кто удовлетворит ваше детское желание. Но это буду не я. Давай закончим этот бессмысленный разговор. Лучше прикажи воды. Моя вышла.
– Изволь, пойдем, – командир заставы указал направление к колодцу.
Вернувшись к дороге, старик подобрал сумки и легким, размеренным шагом, пошел вперед. Первый привал он сделал только тогда, когда строения заставы скрылись за горизонтом. Он не очень устал, но решил, что чрезмерно утомлять себя не стоит. Кроме того, он хотел зафиксировать свои ощущения, пока они не поблекли. Увы, старика ждал неприятный сюрприз. Открыв сумку, он обнаружил, что его главная ценность – свиток, на легком шелке которого он записывал свои идеи, пропал. «Не постыдились украсть, пока я ходил за водой, – старик усмехнулся, усилием воли подавив первый порыв вскочить и бежать обратно, в сторону заставы. – Какой, однако, поэтичный образ. Стащить обрывки чужих мыслей, в которых ничего не понимаешь. Впрочем... Кто сказал, что я прав? В конце концов – зачем мне эти записи? То, что по-настоящему ценно, я и так не забуду. Может быть, если этот командир так жаждет приобщиться к моему учению, что пошел на кражу, для него, и для таких как он, не все потеряно». Улыбаясь этой мысли старик поднялся и продолжил свой путь – не оглядываясь.
Иллюстрация: Чжан Лу – Лао Цзы
