Часть 24. Тайны букв и чисел. - 3
Часть 24. Тайны букв и чисел. Имена Непорочных. Шифры мироздания. Буквы в начале сур Корана – 3
В этой лекции я хотел бы сказать несколько слов по такой теме, как разрозренные буквы в начале сур Корана.
29 сур открываются буквами арабского алфавита. Их называют аль-хуруфу ль-мукаттаʻа - «разрозненные буквы». Например, «Алиф. Лям. Мим», «Каф. Ха. Йа. Айн. Сад», «Ха. Мим». Три суры Корана открываются только одной буквой – это «сад», «каф» и «нун».
Число этих букв, если убрать повторяющиеся из них, – четырнадцать, что соответствует числу Четырнадцати Непорочных (А) и составляет ровно половину букв арабского алфавита.
Высказывалось множество противоречивых мнений, зачем эти буквы стоят в начале сур Корана и что они означают. Но истиной в данном вопросе является то, на что указывает само число этих букв: они говорят о Четырнадцати Непорочных (А). Разрозненные буквы представляют собой шифры или символы, в которых скрыты дела и события, относящиеся к ним – их достоинства, времена их появления, их сокрытие, их царство, государства их врагов, и так далее. Всё это скрыто в этих буквах, и кое-что Имамы (А) разъяснили для нас, а остальное будет раскрыто только после выхода их Каима.
Начать надо с того, что Коран в целом составлен из букв, и буквы являются не чем иным, как первичными элементами Корана. Коран состоит из сур, суры состоят из аятов, аяты из предложений, предложения из слов, а слова из букв. Таким образом, весь Коран сводится к 28-ми буквам арабского алфавита. А поскольку, как мы уже не раз говорили, Коран соответствует всему мирозданию, Книга написанная соответствует Книге бытия, то Коран через эти буквы объемлет всё, что объемлет действие Творца.
Разрозненные буквы в начале сур намекают на это: весь Коран — это буквы, и если ты разъединишь его на буквы, то найдёшь все тайны, так же как постижение первичных букв мироздания, то есть Ахль уль-Бейт и Имамов – это постижение всех тайн. А потому Имам Реза (А) говорит: «Сделал их (буквы) действием от Себя» — то есть Его действие исполняется через буквы. Существуют первичные буквы мироздания, и это – Четырнадцать Непорочных, из света которых составлены все вещи, и существует отражение этих четырнадцати букв бытия на плоскость языка в виде 28-ми букв арабского алфавита, то есть дважды по четырнадцать, и удвоение тут – для выражения проявления.
Число этих первичных букв мироздания соответствует абджаду слова йад (рука), который составляет четырнадцать (йа – 10, даль – 4). А потому значение «руки Аллаха» во всех аятах Корана – это Четырнадцать Непорочных (А). «Рука Аллаха над их руками» (48: 10) — то есть вилаят Аллаха над ними. «Сказали иудеи: “Рука Аллаха связана”» (5: 64): «иудеи» тут – это узурпаторы халифата, а «рука Аллаха» — Ахль уль-Бейт (А), и Али (А) был связан, когда его повели для присяги первому узурпатору. «Две руки Его простёрты» (5: 64) — это Мухаммад (С) и Али (А), потому что рука – это 14, и это – та самая «одна» (вахида), о которой мы говорили, то есть Вилаят, через который происходит наделение всего. И то, что слово йад (يد , рука) состоит из двух букв, указывает на эту двойку. И «рука Аллаха» тут – это то же самое, что и слово Аллаха, и то же самое, что и повеление Аллаха. «Разве они не видели, как мы сделали для них из того, что сотворили Наши руки, скот...» (36: 71); «И небо Мы построили руками» — или «через руки», то есть «через Истину», как мы уже приводили в предыдущих частях: «Мы сотворили небеса и землю и то, что между ними, только через Истину» (15: 85).
Абджад слова ваджх (лицо, лик) – также четырнадцать. И Четырнадцать Непорочных – это лик, которым повёрнуты к Нему все вещи. И это – сторона бытия или света во всех вещах, а потому «погибнет всякая вещь, кроме Его лика» (28: 88). Как передано в хадисе от Джабира, что Имам Бакир (А) сказал: «О Джабир, ты должен знать разъяснение (байан) и смысл (маани)». Он сказал: «А что такое разъяснение и смысл?» Имам (А) сказал: «Разъяснение состоит в том, чтобы ты знал Аллаха, Которому не подобна никакая вещь, поклонялся бы Ему и ничего не приобщал Ему в сотоварищи. Что же до смысла, то мы есть смысл, который Он создал, и мы — Его сторона, Его рука и язык, Его повеление и решение, Его знание и истина. Когда мы желаем — этого желает Аллах, и Аллах желает то, что желаем мы. И мы — “повторяемые” (масани), которые дал Аллах Своему Пророку (С), и мы — лик Аллаха, который движется на земле среди вас. Кто познал нас — перед ним Рай, а кто в неведении о нас — перед ним Ад».
Соответственно, разрозненных букв в начале сур Корана тоже четырнадцать, при вычете повторяющихся. Вот эти буквы: ص ر ا ط ع ل ي ح ق ن م س ك ه
Эти четырнадцать букв можно сложить только в одну осмысленную фразу, и никакую другую: صراط علي حق نمسكه — то есть: «Путь Али — истина, мы следуем по нему».
А это снова указывает на то, что реальность и внутренность Корана — это не что иное, как четырнадцать светов Ахль уль-Бейт, внешним выражением которых он является, и эти четырнадцать светов — это и есть первичные буквы, из которых составлена сущность Корана, равно как и сущность всего бытия.
Как сказано об этом в первых аятах суры «Украшения»: «Ха мим. Клянусь ясной Книгой!» — и ясная Книга тут — Имам Али (А), как сказал он: «Это — Коран молчащий, а я — говорящий Коран». — «Мы сделали его арабским Кораном — может быть, вы уразумеете!» — то есть Мы сделали говорящий Коран — а это Имам — письменным Кораном на арабском языке. Иными словами, Аллах сделал письменный Коран на арабском языке внешним проявлением этой внутренней реальности Ахль уль-Бейт. — «И он, поистине, в Матери книги у Нас — Али мудрый» — то есть реальность Али (А) является Матерью книги. Об этом также сказано в 12-м аяте суры «Йа.Син»: «И Мы подсчитали всякую вещь в очевидном Имаме» — то есть от света имамата происходит всякая вещь в мироздании.
И как читаем в первых аятах суры «Корова»: «Алиф. Лям. Мим. То писание — нет в нём сомнения — руководство для богобоязненных» (2: 1-2). Этот аят всегда неправильно переводится. В оригинале говорится: залика ль-китаб — «ТО писание», а не «ЭТО писание» (хаза ль-китаб). Аллах говорит: «то писание», а не «это писание», потому что тут имеется в виду «говорящий Коран», то есть Имам (А), а не «это писание», то есть молчащий Коран, который держат в руках люди. Али ибн Ибрахим Кумми привёл, что Имам Садык (А) сказал: «Писание, о котором здесь сказано, — это Али, и нет в нём сомнения».
И разрозненные буквы «Алиф. Лям. Мим», которыми открывается сура «Корова», также указывают на Али (А), как мы скоро разъясним.
Итак, разрозненные буквы в начале сур Корана указывают на реалии, события и сроки, связанные с Ахль уль-Бейт (А). Например, согласно хадису, буква «Сад» в начале суры, которая так и называется – «Сад» — это имя «реки под Троном», из которой сделал омовение Пророк (С) во время мираджа. И «река под Троном» — это первый свет, материя миров или первая вода, льющаяся из небес Машийи Творца.
Про буквы «Каф. Ха. Йа. Айн. Сад» в начале суры «Марьям» Имам Махди (А) говорит: «Эти буквы – из знания сокровенного, о котором поведал Аллах Своему рабу Закарийе. Когда Закария (А) попросил Аллаха обучить его пяти именам (асхабиль киса), спустился Джабраил и сообщил ему их. И когда Закария (А) вспоминал Мухаммада, Али, Фатиму и Хасана (мир им), уходили его печали и горести. Когда же он вспоминал имя Хусейна (А), из глаз его лились слёзы, и дыхание учащалось.
В один из дней он обратился к Аллаху: “О Господь мой! Что со мной, что когда я вспоминаю четыре имени, развеиваются мои печали, но когда я упоминаю Хусейна (А), из глаз моих текут слёзы и раздаются мои стоны?”
И поведал ему Аллах, велик Он и свят, о тайне этого: “Каф. Ха. Йа. Айн. Сад”. И “каф” – это имя “Кербела”, и “ха” – гибель (халак) пророческого рода, и “йа” – Йазид, и он – угнетатель Хусейна (А), и “Айн” – жажда (аташ), и “сад” – его терпение (сабр).
И когда Закария услышал это, не выходил из мечети три дня, и запретил людям входить к нему, и плакал, и скорбел... А потом сказал: “О Аллах, даруй мне сына, которым усладятся очи мои на старости лет, а потом усиль мою любовь к нему, а затем причини мне такие же страдания его утратой, какие испытает Твой возлюбленный Мухаммад (С) по утрате Хусейна (А)!”
И Аллах даровал ему Йахью (А) и причинил ему страдания его потерей, и был срок беременности его жены Йахьей (А) – шесть месяцев, и Хусейном (А) – столько же».
Итак, разрозненные буквы в начале суры «Марьям» — это указание на события Кербелы и Ашуры как величайшей трагедии в истории мироздания. И если мы посмотрим на продолжение этой суры, то также увидим это: «Каф. Ха. Йа. Айн. Сад. – Поминание милости Господа для Его раба Закарийи» (19: 1-2). А что такое «милость Господа»? «Мы отправили тебя только как милость для миров» (21: 107). Мухаммад (С) и Ахль уль-Бейт Мухаммада (С) есть милость, а буквы «Каф. Ха. Йа. Айн. Сад» — поминание этой милости, ниспосланное для пророка Закарийи.
Относительно буквы «Нун» в начале суры «Письменная Трость» есть хадис от Имама Казыма (А), что это – имя Мухаммада (С). И такой же хадис есть относительно букв «Йа. Син» в начале одноимённой суры. То есть «Йа. Син» — это также имя Пророка (С).
И ещё один хадис говорит, что «Ха.Мим» — это имя Мухаммада (С) в книге пророка Худа (А). И буквы «ха» и «мим» — это две средние буквы в имени «Мухаммад», а средние буквы составляют сущность имени в арабском языке. И показательно, что этими буквами (Ха. Мим) открываются семь сур Корана – начиная с суры «Верующий» до суры «Пески». Семь сур подряд начинаются с «Ха. Мим». Это также указывает на реальность Ахль уль-Бейт, потому что их – четырнадцать, два раза по семь, и семь – основа их реальности, как мы уже говорили, и они — «семь повторяемых».
А то, что одно и то же имя – «Ха. Мим» — повторилось семь раз в семи сурах, указывает на то, что все они – одна реальность, и все они — одно и то же имя, как говорит Имам Али (А): «Первый из нас Мухаммад, средний из нас Мухаммад, последний из нас Мухаммад, и все мы – Мухаммад».
Это то, что касалось букв «Ха. Мим». Буквы «Та. Ха», стоящие в начале одноименной суры, как это хорошо известно, также указывают на Ахль уль-Бейт: «Семейство Та.Ха и Йа.Син». И «та» здесь – указание на Фатиму Захру (А), потому что буква «та» – средняя в её имени. А «ха» – это буква Али (А), как мы уже говорили, и одновременно это последняя буква в имени Аллах и первая в имени Аллаха «хува» (Он). «Ха» – буква Али (А), потому что её числовое значение 5, и если взять эту букву полностью, с её бейина, то есть именно как «ха» с алифом (ها), то получится 6, а буква, которая сответствует числу 6 – это «вав». Таким образом, буква «ха» переходит в «вав» и составляет вместе с ним имя Аллаха «хува» (هو, Он), числовое значение которого – 11. Это же числовое значение, взятое десятками, составляет 110, а 110 – это абджад имени Али (А).
Что касается букв «Алиф. Лям. Мим», которыми открывается сура «Корова», то в тафсире Кумми приведено, что Имам Садык (А) сказал: «“Алиф. Лям. Мим” — это некоторые буквы из величайшего имени Аллаха, которые рассыпаны в Коране».
Что это значит? Мы уже говорили, что величайшее имя – это не коллекция букв в буквальном смысле, точнее, в первую очередь не это. Величайшее имя есть высшая реальность, то есть реальность Ахль уль-Бейт. Все творения являются именами Творца, так как «имя – это то, что указывает на поименованного», согласно хадису от Имама Али (А), а все вещи указывают на Того, Кто сотворил их. Итак, все вещи – это имена, но среди них есть величайшее имя, то есть величайшее или первое творение, или, что то же самое, величайший довод Аллаха, Его высочайшее знамение, или Его высший пример: «и Аллаху – высший пример» (16: 60).
Имам (А) тут говорит: «“Алиф. Лям. Мим” — это некоторые буквы из величайшего имени Аллаха, которые рассыпаны в Коране» — то есть «Алиф. Лям. Мим» обозначают эту высшую реальность, о которой мы сказали. Алиф указывает на начало творения, на Исток и Волю Творца, потому что алиф – это первая буква арабского алфавита, имеющая самое простое написание (вертикальная черта), и её числовое значение – один. С этой буквы начинается слово «Аллах». Итак, на своем высшем плане Алиф — это невыразимая тайна и начало слова «Аллах», а на более низком плане, на уровне проявленного или ограниченного творения, алиф – это символ всеобщего Разума, Акля, который есть исток Корана. И это — буква Каима, потому что алиф – это каим (стоящий), то есть стоящая, вертикальная линия. Итак, Алиф — свет светов и тайна тайн, и от него идут все другие буквы, так же как все творения — от воли Аллаха.
Это что касалось буквы алиф в аяте «Алиф. Лям. Мим». Далее, «лям» тут указывает на Али (А), потому что это средняя буква в данном слове (Али), несущая суть самого слова.
И третья буква «мим» – это указание на Мухаммада (средняя буква в его имени).
Иной вариант понимания этого шифра может состоять в том, что все три буквы указывают на имя «Али». Алиф – это выражение начала, откуда идёт всё. «Лям» – это 30, а «мим» – это 40. От 30-ти, от ляма, до сорока, до мима – 10 (сорок минус тридцать равняется десять), и это соответствует букве «йа», последней в имени Али, числовое значение которой – 10. Итак, мы получаем «Али», а «мим» здесь стоит для выражения законченности и совершенства, так как его числовое значение – 40, как мы уже сказали: «Мы обещали Мусе тридцать ночей и закончили их десятью, и исполнился срок его Господа в сорок ночей» (7: 142) – и внутреннее значение этого аята указывает на реальность имён Мухаммада (С) и Али (А). Тридцать – это «лям», десять – это «йа», а сорок – «мим», и это – буквы, составляющие суть их имён.
И первая буква в имени «Али» — это «айн», и её значение – 70, то есть 30 плюс 40, «лям» плюс «мим». И 70 – это семь, взятое десятками: «Мы даровали тебе семь повторяемых и великий Коран». И 70 – это абджад слова творения «кун» (Будь).
И интересный момент состоит в том, что в первой из 29-ти сур Корана, которые начинаются с разрозненных букв, есть буква «мим» (это сура «Корова»), а в последней из них – буква «нун» (это сура «Калам»). Эти две буквы наделены такой особенностью, которая отличает их от других букв: их название начинается и заканчивается той же самой буквой: мим, нун. В начале и конце названия буквы стоит та же самая буква. И то, что в первой суре с разрозненными буквами стоит «мим», а в последней «нун» – это указывает на то, что начало является одновременно и концом. И «Алиф. Лям. Мим» – это указание на начало творения, а «нун» – указание на его завершение и возврат.
Что касается букв «Алиф. Лям. Мим. Сад», которыми начинается сура «Возвышенности», то в «Махасин» приведено от Абу Лабида Бахрани:
Человек пришёл в Мекке к Имаму Бакиру (А) и спросил о словах Аллаха: «Алиф. Лям. Мим. Сад». Он ответил ему, но я забыл, что он ответил.
Когда тот человек вышел, Имам (А) сказал мне: «То был тафсир этого во внешности Корана. Не сказать ли тебе о тафсире этого во внутренности (батн) Корана?»
Я спросил: «У Корана есть внешность и внутренность?»
Он сказал: «Да, у Книги Аллаха есть внешность и внутренность, и очевидное, и отменяющее, и отменённое, и твёрдое, и иносказательное, и сунны, и примеры, и разделяющее, и объединяющее, и буквы, и то, что осуществляется. Тот, кто думает, что Книга Аллаха неясная — погиб сам и сгубил других».
А затем он сказал: «Алиф — один, лям — тридцать, мим — сорок, сад — девяносто».
Я сказал: «Получается сто шестьдесят один».
Он сказал: «О Абу Лабид! Когда наступит сто шестьдесят первый год, Аллах отнимет власть у этих людей».
Очевидно, имеются в виду Омейяды. Примерно в это время по хиджре Омейяды потерпели поражение и были уничтожены Аббасидами.
Также от Абу Лабида приведён хадис, что Имам Бакир (А) сказал:
О Абу Лабид! Из потомков Аббаса будут править двенадцать. После восьми из них будут убиты четверо, а один из них заболеет, так что его глотка покроется гноем, и он умрёт от этого. Они — группа с короткими жизнями, и срок их недолог, а деяния — мерзки. Среди них нечестивец, которого будут называть «Хади», «Натик» и «Гави».
О Абу Лабид! Поистине, в разрозненных буквах Корана (буквах в начале сур) скрыто великое знание. Аллах ниспослал: «Алиф. Лям. Мим. То писание...» (2: 1), и Мухаммад (С) встал (с откровением), так что проявился его свет и утвердилось его слово...
Ты найдёшь ясное разъяснение в разрозненных буквах Корана, если подсчитаешь их без повторения (очевидно, это намёк на фразу «Путь Али истина – мы следуем ему», которая получается, если взять эти 14 букв без повторения. Либо же имеется в виду само это число в 14 букв, соответствующее числу Непорочных). Нет таких букв из этих букв, чьи дни не закончились бы, чтобы при этом завершении не пришёл Каим из числа Хашимитов».
А затем он сказал: «Алиф — один, лям — тридцать, мим — сорок, сад — девяносто. Итого сто шестьдесят один. Начало выхода Хусейна ибн Али (А) было при “Алиф. Лям. Мим. Аллах...ˮ (3: 1-2). Когда завершился срок, вышел Каим (восстающий) из рода Аббасидов, и это — при “Алиф. Лям. Мим. Садˮ. А наш Каим выйдет при завершении этого через “Алиф. Лям. Раˮ. Пойми же это, вмести и скрой!»
Что это означает? Очевидно, это сказано не для того, чтобы мы пытались как-то подсчитать по этим числам время выхода Имама из сокрытия, хотя такие попытки тоже предпринимались. Согласно одной из таких версий, получаются следующие выводы: «Алиф. Лям. Ра» повторяется в Коране пять раз и шестой раз – как «Алиф. Лям. Мим. Ра». По абджаду, «Алиф. Лям. Ра» равняется 231. Если мы умножим это число на шесть, то получим 1386. Если прибавим сюда «мим», который стоит в составе букв «Алиф. Лям. Ра», то получим 1426. Это может означать, что стадия зухура началась в 1426 году по хиджре (соответствующем 2005 году), и мы живём сейчас в период зухура, то есть во время, очень близкое к выходу Имама из сокрытия.
Я привожу этот подсчёт просто как версию, как информацию для размышления, а не как факт, которому надо следовать. Хадисы ясно говорят, что время зухура никто не знает, и никто не может предугадать или заранее предсказать его. Но тем не менее определённые версии или предположения на основе тех или иных хадисов, указывающих на знамения зухура, могут выдвигаться, и каждый сам решает, брать ему эти предположения как некий ориентир для себя, либо же нет. Ибо эти предположения вполне могут оказаться безосновательными и ошибочными, как это уже бывало раньше.
Можно посмотреть на слова Имама Бакира (А) также с другой стороны. Мы видим, что некоторые суры, как сура «Корова», открываются буквами «Алиф. Лям. Мим». И мы видим, что в некоторых других «мим» убран и вместо него добавлена буква «ра»: «Алиф. Лям. Ра». И Имам (А) говорит тут, что выход Каима – при исполнении «Алиф. Лям. Ра».
Возможно, «ра» добавлена в «Алиф. Лям. Мим» в некоторых сурах как указание на миры нисхождения и возврата, потому что «ра» – это 200, и это дважды по сто, а сто – это «каф». И, возможно, указание Имама (А) на «Алиф. Лям. Ра» как на выход Каима связан с этим: время зла и тирании должно исполниться до конца, и только тогда Имам выйдет.
