Глава 2
...Такой прекрасный зимний день, каких единицы. Всю ночь напролет валил снег, накрывая все следы и слякоть тремя слоями белого полотна. Вот-вот нагрянут зимние праздники и каникулы, детей толпами вынесет на улицу жечь фейерверки, но время тому ещё не подошло. Все несовершеннолетние существа сейчас кропотали над тестами и экзаменами, дабы со спокойной душой уйти на заслуженный отдых. Учителей раскидали по филиалам школы, вести экзамены и следить за порядком в аудиториях, где завтра уже не будет никого, кроме гуляющего ветра и духов, играющих в кости на последней парте. Минуло пять и всех обладателей звонких голосов как ветром сдуло.
Роуз сидела за учительским столом, строча отчет. В аудитории было тепло, но кофе остыл, плитка шоколада, раскрытая, но не тронутая, неподвижно дожидалась своего часа. Послышался лёгкий стук в дверь. Девушка его проигнорировала. Второй попытки не последовало, дверь слегка приоткрылась и из неё высунулось любопытное и одновременно серьезное лицо.
- Мисс Роуз?
Рыжая дописала строчку и только после звонкого удара по финальной клавише повернулась к уже вошедшему в класс мужчине.
- Мистер Воган. Уходите?
Не желая поддерживать игру, но усмехнулся, закатив глаза.
- Джейс, - поправилась Роуз, возвращаясь глазами к экрану ноутбука и щелкая мышкой. Закрыв все окна, она нещадно захлопнула ноутбук и откинулась на спинку стула, запрокидывая голову, - я думала, составлю вам компанию, но сил никаких.
- Все разбежались, - пожал плечами Джейс, усаживаясь за первую парту, - никаких баров, никаких дискотек, всех дома ждут мамы и ровно до девяти. Ничего не напоминает?
Роуз вымученно ухмыльнулась, прикрывая глаза. На короткое мгновение она перенеслась на школьную скамью, рыжей девчонкой с двумя косичками, всегда торопящейся домой, чтобы успеть к ужину.
- И всё-таки мы идем.
- О боже, нет, - застонала Роуз, - никуда ты меня не потащишь.
- Затащишь? – комично поджав губы, моргнул Джейс.
- И где же ваша хваленая собранность?
Роуз засунула ноутбук в сумку, накинула пальто и смела в охапку все еще не начатую плитку темного шоколада. Подойдя к её столу, Мистер Воган подхватил недопитый кофе в бумажном стакане и вылил его содержимое в окно. Бумажный стакан полетел в урну.
Снег незаметными хлопьями оседал на неприкрытые головы. Темнело рано; вот и сейчас, когда время только подступало к шести, словно по щелчку пальцев начали загораться фонари.
- Как же хорошо, - протянула Роуз, подтягиваясь всем телом, - наконец-то все кончилось.
Джейс вопросительно покосился на нее. Роуз, заметив взгляд, поспешно замахала руками.
- Нет, правда, я не хочу сказать, что устала от всего этого. Мне здесь очень нравится.
- Но?
Девушка устало поморщилась. Какое-то время они шли молча. Под обувью хрустел снег.
- Меня Ди беспокоит, - начала она, спустя некоторое время, - знаешь, Дилан, тот светленький младшеклассник с большими глазами? Такого трудно не заметить.
- Помню, - кивнул Джейс.
- Он хороший мальчик, скажи же?
Роуз словно искала оправданий.
- Совсем недавно, - она выдохнула, - он потерял сестру. Не знаю, при каких обстоятельствах. У них года три разница была. Тебя не было, - пояснила рыжая, - вот ты и не в курсе.
- Да нет, Старкс шепнула уже.
Роуз проигнорировала сказанное.
- Я не к тому начала. Ди, он... Знаешь, как это бывает? Как будто подменили.
Джейс ждал продолжения.
- Понятное дело, что у ребенка стресс, но не в том дело. Я пыталась с ним поговорить.
- И как?
- Что, как? Он не отвечает на мои вопросы. Я решила оставить его в покое, но он постоянно смотрит на меня. Даже когда все делают заметки, когда я спиной в конце концов стою, я чувствую, понимаешь, чувствую его взгляд. Он насквозь режет, по спине мурашки постоянно бегут. Черт с ним, со взглядом бы, но он совершенно пустой. Как будто он может взять и убить меня, не моргнув глазом.
Рыжая резко вздохнула, коснулась горла. Тихо прохрипела:
- Я знаю, что ты скажешь. Мальчик расстроен утратой, он потерян. Это очевидно. Но ты не видел этого взгляда.
Атмосфера становилась невыносимой, и девушка поспешно улыбнулась.
- Ничего, праздники ведь, мальчик отдохнет и придет в себя, хотя бы отчасти.
- Тебе стоило поговорить с его родителями, - задумчиво пробубнил Джейс, словно что-то не давало ему покоя, - слушай, а ведь праздник же. Можем зайти к ним. Тогда могу гарантировать, что никуда тебя не затащу.
Роуз хихикнула.
- Много себе позволяете, Мистер Воган. В любом случае, - улыбка сошла с ее лица, - ему нужна помощь. Хоть какая-то. Не думаю, что родителям лучше.
Путь до дома Соттерсов занял по большей мере минут двадцать; никто время не засекал, но вряд ли они шли дольше. Джейс успел пару раз запустить в Роуз снежок, а та намылить ему лицо так, что оно раскраснелось и покалывало практически всю дорогу. Между тем, дружеская и непринужденная атмосфера была восстановлена за считанные минуты.
Калитка была приоткрыта, окна задернуты полупрозрачными шторами, но свет всё-таки горел. Роуз грустно пробежала глазами по их заброшенному саду; в то время, как у всех соседей на небольших елочках были развешаны светящиеся гирлянды, а на дверях висели венки с рождественскими оленями, у дома Соттерсов торжествовала пустота и мрак. Траур давил на плечи со всех сторон.
Джейс ободряюще хлопнул девушку по плечу. Они поднялись на веранду и Роуз, найдя глазами кнопку, нажала на звоночек. Сквозь тишину квартиры прорезались яркие соловьиные трели. На какое-то время вокруг стало невыносимо тихо. Роуз даже обернулась: звуки вокруг словно резко оборвались, а может, ей просто показалось. Но девчонка с соседнего сада, напевающая «We wish you a Mary Christmas» действительно куда-то исчезла. Вероятно, убежала в дом, ужинать.
- Миссис Соттерс? Это Роуз Блоссом, учитель Дилана.
Молчание.
Роуз покосилась на Джейса. «Мозг школы» задумчиво глядел на дверь, как бы между прочим стараясь стоять на шаг впереди девушки, слегка заслоняя ее от двери. Рыжая не возражала. Они снова взглянули на завешенные окна. Свет по-прежнему горел.
- Миссис Соттерс?
Джейс позвонил снова. Спустя секунд десять за дверью послышалось шуршание. Роуз непроизвольно передернуло. Звуки напоминали медленно ползущего ящера. Джейс оставался спокойным, может, только с виду, но Роуз с удивлением отметила, что его лицо выражает неподдельный интерес.
- Минутку! – пропел женский голос по ту сторону двери.
Роуз с облегчением вздохнула. Джейс задумчиво засопел, отходя от двери. За дверью снова зашуршало, только на этот раз уже замок. Дверь мягко отворилась и на пороге выросла кудрявая женщина в потертых тапочках, халате на худых плечах и очками на переносице.
- Мисс Роуз! Чем обязаны? – Джейса она проигнорировала.
Роуз узнала в женщине мать Дилана, пусть и с трудом: темные кудрявые волосы до плеч, которых уже слегка коснулась седина. Она видела ее всего раз – и то, лишь выглядывающей из машины, однако та была настолько яркой и впечатляющей женщиной, которую, бывает, увидишь всего раз, и больше не забудешь. Миссис Соттерс, что сейчас стояла напротив, на себя прежнюю походила, наверное, только серыми выцветшими глазами, да безэмоциональным лицом. Она тщетно пыталась сфокусироваться на лице Роуз, но эти усилия ее только пошатнули.
- Я соболезную вашей утрате, Миссис Соттерс, - рыжая склонила голову, стараясь избежать зрительного контакта, от которого по спине пробегал холодок, - и хотела бы поговорить о вашем сыне, если вы позволите...
- Войти? – Миссис Соттерс неестественно улыбнулась, - Конечно, прошу, - ее взгляд наконец прошелся по Джейсу, - а вы?
- Джейсон Воган, - кивнул он.
Та, словно ожидая подобного ответа, кивнула.
- Наслышана о вас, Мистер Воган. Бывший чемпион страны, - она покачала головой, - после аварии в Техасе долго не играли, так? В тридцать четыре прогресс ваших достижений сошел на нет из-за травмы, и вы оказались в школе, - женщина задумчиво выдохнула, попутно отходя от двери и впуская гостей внутрь, - вот так встреча, я и подумать не могла.
Роуз ошарашенно оглянулась на Джейса. Тот удивленно вскинул брови.
- Моя девичья фамилия Рутт, - Мисс Соттерс протянула Джейсу худую руку, - Лейла Рутт.
Джейс пожал ей руку, все еще недоумевая, но не прошло и двух секунд, как на его лице отразился щенячий восторг вперемешку с узнаванием.
- Лейла Рутт! Гроссмейстер!
Лейла, не отдаваясь эмоциям так, как Джейс, слабо улыбнулась.
- Все уже в прошлом. Однако когда-то вы заставили меня всерьез попотеть.
Роуз молча ждала окончания обмена любезностями. Шахматные дела ее никак не касались. Бывшие чемпионы перекинулись еще парой любезных фраз, после чего вспомнили о Роуз.
- Проходите, - еще раз сказала Лейла, пропуская молодых людей на кухню. Роуз отметила талант дизайнера, явно немало сил потратившего на отшлифовку деталей кухонной комнаты. Все в пастельных тонах: спокойно, мягко, изящно. Совершенно ничего лишнего. Слишком идеально.
Только в ярко освещенной комнате рыжая заметила мертвенную бледность лица Миссис Соттерс. Под глазами лежали почти черные пятна, словно она не ела и не спала с неделю кряду. Ее взгляд все никак не фокусировался на чем-то конкретном, словно у женщины перед глазами все плыло. Лейла медленно поставила воду кипятиться и Роуз на ум невольно пришло совершенно непонравившееся ей сравнение: «как тряпичная кукла». Ее движения были неточны, как будто ее дергал за веревочки неумелый кукловод. Становилось понятно, по какой причине Дилан иногда прибывал в трансе: на него навалился не только шок от потери близкого человека, но и мать, которая медленно умирала на глазах. Поддержать мальчика она была не в состоянии.
- Позвольте предложить вам печенья, - тягуче произнесла Лейла Соттерс, открывая шкаф.
В этот самый момент в дверном проеме сбоку появился Ди. Действительно красивый мальчик, каких с малых лет взращивают, словно цветы: трепетно и с бесконечной нежностью. Такие дети прекрасны, пока не осознают, насколько красивы. Из таких часто вырастают самоуверенные подонки, разбивающие сердца направо и налево. Но Ди был еще ребенком, ангелочком во плоти, а дети сбиваются в стайки, дружат, смеются и пакостят. Им не до глубоких размышлений о красоте, вечности и бытие.
Обычно светленький и розовощекий, сейчас он походил на ходячий труп. На каких-то коротких три секунды, пока Лейла высыпала печенье на тарелку, стоя ко всем спиной, на его лице, в последнее время пустом и буквально «никаким», отразился дикий ужас. Роуз уже хотела улыбнуться, помахать мальчику, но его остекленевшие глаза заставили ее замолкнуть. Джейс молчал, глядя на закипающий чайник, явно задумавшись. Мальчика он не видел. Рыжая облизнула губы, чувствуя всеми фибрами души, что что-то сейчас произойдет. Ей было не по себе с того момента, как они вошли на веранду этого дома. Роуз знала, что просто устала, но не могла отогнать дурных мыслей.
- Прошу, - обернулась Лейла, и тут же, с радостным криком влетая на кухню, Ди перебил мать, завопив:
- Мисс Роуз!
Мальчишка счастливо улыбался, словно не было тех трех секунд и жгучих цепей страха, сковавших шею и ноги. Он подскочил к девушке, кинулся на шею, крепко обнимая. Роуз среагировала, как всегда, быстро. Скоростью своей реакции она всегда гордилась. Отвернувшись от Джейса с Лейлой, она обняла ребенка, скрывая ошалевший от неожиданности взгляд.
- Малыш, - девушка натянула улыбку, выпуская мальчика из объятий, взяла его за руки, — вот и каникулы, рад?
- Рад, - кивнул тот.
- Ди, как жизнь? – Джейс встал из-а стола, разводя руки. Немного подумав, мальчик коротко обнял шахматиста, тут же отстраняясь.
- Хорошо, - тот взглянул на мать, - мам, можно я покажу своих роботов Мисс Роуз?
Лейла поставила печенье на стол.
- Позже, дорогой. Нам нужно поговорить.
- А Мистеру Вогану?
Миссис Соттерс коснулась своей шеи, словно ту свело судорогой. Слова словно дались ей с трудом.
- Мистер Воган?
Тот кивнул.
- Пойдем, Ди, покажешь мне роботов. Я ведь тоже в детстве их собирал.
Дилан вытащил мужчину с кухни за руку, попутно объясняя, кого Джейс сейчас увидит, какого они ранга, и кто сильнее. Роуз посетило необъяснимое чувство, разум словно погрузился в воду, а чувство времени начало давать сбои.
- Мисс Роуз, с Ди проблемы? – прервала ее метания Миссис Соттерс, - Он еще не окреп после потери, - ее слова внезапно оборвались.
Роуз стремительно подняла взгляд на женщину. Та снова держалась за шею, словно ту вот-вот разворотит.
- Миссис Соттерс?
- Все в порядке, - да попыталась улыбнуться.
