Глава 22.
На мгновение ей даже захотелось найти место, где можно было бы встать в позу Супермена, но, увы, поблизости не оказалось телефонных будок.
Гань Ян был на собеседовании в финансовой консалтинговой компании, офис которой также находился в центре Манхэттена. Он специально договорился о встрече на вторую половину дня в пятницу, и в следующий понедельник у него было еще одно собеседование, так что он вполне оправданно мог провести выходные в Нью-Йорке.
— И как все прошло? — для Дин Чжитун это правда было немного неожиданно.
— Должно быть, все хорошо, — Гань Ян по-прежнему был так уверен в себе.
Пока они вдвоем умывались перед зеркалом в маленькой ванной, они обсуждали вопросы прошедшего интервью. Гань Ян сказал, что его спросили: «Скольким из десяти случайно выбранных людей в вашей жизни вы бы понравились?»
— В тот момент я подумал, что это за вопрос вообще, — он в мельчайших подробностях рассказывал о своем мысленном путешествии: — Я выиграл себе немного времени, уточнив в ответ: раз нужно выбрать кого-то из реальной жизни, значит, они не должны быть чужими, так? Мне ответили, что да. Затем я распределил по категориям людей, с которыми мог бы контактировать: члены семьи составили 10% из десяти, друзья — 40%, коллеги — 30% и клиенты — 20%. Моя семья полностью меня поддерживает, поэтому этот один из десяти должен меня любить. Я могу нравиться одному из четырех друзей, с двумя другими я могу находиться в отношениях, когда мы просто взаимно лайкаем друг другу посты в соцсетях, а оставшийся на самом деле может втайне меня ненавидеть. Затем настал черед коллег...
Гань Ян четко проанализировал этот вопрос и наконец спросил:
— Ну как? Хорошо ли я ответил на этот странный вопрос? Чисто из разряда textbook answer*!
Дин Чжитун слушала его очень внимательно, пока чистила зубы. Ей было немного неловко критиковать его в этот момент, но ради следующего раза она все же не сдержалась и задала риторический вопрос:
— Ты ведь знаешь, что случайное и равномерное распределение — это не одно и то же?
Гань Ян на мгновение потерял дар речи, он задумался, и улыбка на его лице постепенно исчезла. Он выглядел так, словно только что закончил экзамен и сопоставил вопросы со своими одногруппниками, только чтобы обнаружить, что его решение последнего большого вопроса было совершенно неправильным.
Дин Чжитун смотрела на него, забавляясь и немного беспокоясь за него. Про себя она думала, что этот человек — совершенно дикий интервьюируемый, говорящий все, что ему взбредет в голову. Как он мог конкурировать с теми, кто был знаком с опытом проведения собеседований? Если бы он сказал ей раньше, она могла бы помочь ему подготовиться. К чему была вся его эта суета ради сюрприза для нее?
Но в то же время она была немного тронута этим. Потому что наконец-то могла убедиться, что он действительно задумывался о будущем, даже если это была всего лишь случайная мысль.
Для Гань Яна то, что уже случилось, так и остается в прошлом, и за ним следует что-то новое. Вдвоем они провели прекрасную ночь, а на следующее утро выписались из служебной квартиры и переехали в Верхний Вест-Сайд.
Уложив вещи, они отправились в Whole Foods — супермаркет, где в основном продаются органические продукты, поэтому покупать что-либо там было дороже. Глядя на цифры на ценниках, Дин Чжитун начала жалеть, что живет здесь. За ту же цену во Флашинге она могла бы купить как минимум в три раза больше. Побродив по магазину, она в итоге потянулась к лапше быстрого приготовления и замороженным продуктам в коробках. Гань Ян не запретил ей покупать их, но договорился о том, что эти продукты можно есть только время от времени, поэтому он запишет, сколько она купила, и проверит в следующий свой визит. Дин Чжитун все равно согласилась, а про себя втайне подумала: «И что ты со мной сделаешь, если я до твоего приезда куплю еще немного, чтобы наверстать упущенное?»
Вернувшись в квартиру, они заполнили холодильник, выстирали и высушили простынь, а затем снова застелили ее, ароматную и теплую. Из столовой в гостиную выходил ряд из пяти окон от пола до потолка, и полуденное солнце освещало большую часть комнаты. Дин Чжитун вновь подумала, что жить в этой квартире правда замечательно.
После ужина снова зашел разговор о поисках работы.
Руководители финансовых проектов действительно очень ответственны: зная, что подавляющее большинство студентов спешат заработать деньги, а уровень трудоустройства является визитной карточкой учебного заведения, до тех пор, пока студент хочет найти работу, они всегда будут тщательно подбирать и рекомендовать их одного за другим.
Хотя Гань Ян поздновато спохватился, да и семестр был уже последним, он все равно разослал немало резюме в первые две недели после начала учебного года и получил одну за другой несколько возможностей пройти собеседование. Вчерашнее собеседование было первым, и к нему он стремился больше всего, не иначе как по причине близости компании к M-Банку.
После этой ситуации он, наконец, усвоил урок и обратился за советом к Дин Чжитун, попросив ее помочь ему с пробным собеседованием.
Так как собеседование было имитационным, естественно, было место и walk me through your resume*, это необходимая часть любого интервью. Дин Чжитун воспользовалась этой возможностью, чтобы получше узнать Гань Яна и, пройдя глазами по его резюме, обнаружила, что, хотя его опыт стажировки был нулевым, GPA оказался довольно высоким.
Когда она похвалила его, Гань Ян снова воодушевился и тут же сказал, что в том году набрал 1520 баллов* на SAT.
Когда Дин Чжитун впервые услышала об этом, она не имела ни малейшего представления, что в этом такого. Поскольку полный балл SAT в то время составлял 2400, она подумала, чем можно гордиться, набрав чуть больше 1000 баллов? Позже она узнала, что к моменту его поступления в университет реформа еще не была проведена*. Набрав 800 баллов по математике и 800 баллов по английскому, максимум можно было получить 1600 баллов. Набрав больше 1480 баллов, уже можно было бы считаться лучше 99% сдающих. Он же набрал 1520 баллов, то есть мог считаться одним из ста. И с его характером он, вероятно, не отрабатывал многие вопросы, а сдавал экзамен так же, как свое собеседование — дико и основываясь на остроумии.
Дин Чжитун пришла к выводу, что у этого человека неплохие мозги и его можно спасти, проведя для него курс интенсивной подготовки.
Итак, они вдвоем уселись лицом к лицу на ковре в гостиной и открыли форум Wall Street Oasis, чтобы подтянуть навыки интервью.
Дин Чжитун начала с классического вопроса: есть 1000 монет, на 999 из них есть по цветку и иероглифу на каждой из сторон, и только одна монета украшена цветами с двух сторон. Если выбрать одну из монет наугад и подбросить ее десять раз, получив изображение цветка все десять раз, то какова вероятность того, что у этой монеты цветы на обеих сторонах?
Гань Ян мгновенно поднял руку и ответил:
— На этот вопрос я могу ответить: 1/1000.
— И это все? — Дин Чжитун все ждала, что он скажет дальше, но лишь стала свидетелем того, как он улегся, положив голову ей на колени.
— Ну да! — Гань Ян прикрыл глаза.
Дин Чжитун посмотрела на него сверху вниз, похлопала его по лицу и сказала:
— Тогда тебе конец.
— С чего бы это? — Гань Яна это не убедило, он по-прежнему не открывал глаза.
— Первым делом необходимо изучить вопрос и определить направление ответа, — Дин Чжитун отодвинула голову, лежавшую у нее на коленях, в сторону, усердно объясняя ему: — Это вероятностная задача, состоящая из двух частей. Одна из них — вероятность того, что в результате десяти подбрасываний ты получишь десять цветов, а другая — вероятность выбора монеты с цветами на обеих сторонах. Так что это условная, а не простая вероятность. Потом нужно вывести формулу, а поскольку это условная вероятность, то придется использовать теорему Байеса... чтобы сначала определить ключевые понятия, а потом рассчитать вероятность поэтапно.
Она говорила, делая математические вычисления на ноутбуке, чтобы он мог видеть.
P (A) = 1/1000
P (B) = P (прикосновение к обычной монете и подбрасывание ее десять раз, чтобы получить цветок) + P (прикосновение к монете с цветком на обеих сторонах и подбрасывание ее десять раз, чтобы получить цветок)
= (999/1000)*(0.5)¹⁰ + (1/1000)*(1)¹⁰
И наконец, вывод:
— Итак, ответ: 1/1000, поделенная на P (B), что равно примерно 50,6%.
Гань Ян перевернулся и, лежа на боку, задал вопрос:
— Но первоначальный вопрос разве не: What is the probability you pick the coin with two heads*? Среди 1000 монет есть лишь одна с двумя цветками, тогда вероятность того, что тебе выпала именно она, не одна из тысячи? Вся остальная информация — это помехи, как в той задаче для начальной школы: 10 детей сажают 17 деревьев, они уже посадили 9 деревьев, сколько осталось?
Дин Чжитун поперхнулась от его слов. Она на секунду остолбенела, прежде чем отреагировать и спросить:
— Ты думаешь, что это какая-то головоломка? Ты пришел на собеседование, поэтому тебе нужно показать людям, что ты изучал вероятность и можешь ее анализировать.
— Но... — Гань Ян все не сдавался.
Дин Чжитун закрыла ему рот ладонью:
— Нет никаких «но», просто запомни и все.
— Понятно. Просто нужно уметь дурачить людей, верно? — он рассмеялся под ее рукой.
Дин Чжитун потеряла дар речи, но иногда, если хорошенько подумать, все так и есть: финансовым учреждениям нужен человек, который может все обосновать, а затем привнести в речь несколько необъяснимых теорий и сложных моделей, чтобы люди хоть и не понимали, о чем он говорит, но думали, что это очень впечатляет.
После двух дней таких интенсивных тренировок она стала лучше понимать Гань Яна: дело не в том, что он не мог учиться, а в том, что он не желал вписывать себя в эти рамки, как обычные люди вроде нее. Иными словами, он не подходил ни для того, чтобы стать членом ее учебной группы, ни для того, чтобы попасть в ее отряд по поиску работы.
Все, что можно было сделать сейчас, — это сделать все возможное, а остальное предоставить судьбе. Рассказать ему обо всех правилах и позволить ему выбрать нескольких подходящих вариантов в качестве примера. Затем с оптимизмом дождаться результатов. Ведь с резюме у него все в порядке, и у него есть свои преимущества при общении лицом к лицу. По крайней мере, он очень к себе располагает.
Выходные пролетели незаметно, и в понедельник утром Дин Чжитун внезапно проснулась, немного ошарашенная сном, не понимая, где находится, но все же помня, что это ее первый официальный день на работе.
Сердцебиение внезапно участилось, пока она не услышала движение в ванной, где Гань Ян напевал песенку, чистя зубы:
— Наша родина — это сад, и цветы в этом саду такие яркие...*
Она наконец улыбнулась, встала, умылась, позавтракала с ним, накрасилась и переоделась. На ней был тот самый наряд, который она надевала, когда искала работу, и она надела его как доспехи, и показалось, будто она разом повзрослела на несколько лет.
Гань Ян следовал за ней и наблюдал со стороны. Он все еще был одет в белую футболку и спортивные шорты и шел босиком по ковру, что заставило ее вдруг почувствовать себя успешной карьеристкой, которая завела себе симпатичного жиголо. К сожалению, иллюзия была обманчива, и она даже не знала, почему подумала «к сожалению».
— Что ты на меня смотришь? — Гань Ян улыбнулся ей в зеркале.
Дин Чжитун также внимательно посмотрела на него и сказала:
— Да вот заметила, что ты будто стал белее.
— Правда? — он подбежал к зеркалу и сказал: — Я много времени провожу на свежем воздухе, и вероятно, потому, что у меня очень хороший обмен веществ, зимой я становлюсь белее.
Она наблюдала за его улыбкой, а затем спросила:
— Чем собираешься заняться?
Он склонил голову набок, немного подумал и сказал:
— Сначала схожу в gym на пробежку, вернусь и приму душ, переоденусь и отправлюсь на собеседование, а потом заеду за тобой на обед в полдень, поедим и затем вернусь в университет. Что скажешь?
Что ж, хороший план. Дин Чжитун кивнула, протянула большой и указательный пальцы, чтобы сжать между ними его хорошенькое лицо, легонько поцеловала его, открыла дверь и вышла.
В метро в это время было полно людей, большинство из них в невзрачной зимней одежде, с заспанными лицами, торопливо идущих с ничего не выражающими лицами. Если кто-то из них чуть замедлял шаг, это нарушало ритм движения, но люди просто обходили таких и даже не тратили время на то, чтобы взглянуть на них.
Дин Чжитун влилась в эту толпу, вдыхая аромат всевозможных духов, неприятных запахов тел и еще чувствуя жженый запах колес поезда при торможении. Она, покачиваясь, добралась до Мидтауна, вынырнула из подземки и вошла в уже знакомый небоскреб. Видеть Logo цвета индиго на серо-белом мраморе было еще более волнительно, чем в предыдущие два раза. Ведь до сих пор существовали секреты, которым можно было следовать на собеседованиях, но теперь все было по-настоящему. Это не просто задавать вопросы и отвечать на них, не просто анализировать кейсы. Каждый шаг будет иметь реальные последствия.
На мгновение ей даже захотелось найти место, где можно было бы встать в позу Супермена, но, увы, поблизости не оказалось телефонных будок.
Позже, каждый раз, когда Дин Чжитун вспоминала этот момент, она всегда чувствовала себя очень волшебно.
Золотоискателей ее времени действительно привлек бум до 2006 года, но к тому моменту, когда они пришли в индустрию, обстановка уже была следующей — новости о финансовых учреждениях, теряющих деньги из-за субстандартных кредитов, продолжали поступать со всего мира, а основные фондовые индексы США и Европы постоянно падали. Люди на улицах уже говорили не о том, достаточно ли хороши премии в этом году, а о том, не произойдет ли внезапный обвал фондового рынка, повторение «черного понедельника» 1987 года?
По совпадению, в тот понедельник, 21 января, европейские акции упали на 6% за один день, но американский фондовый рынок был закрыт по случаю Дня Мартина ·Лютера· Кинга, что позволило им избежать катастрофы. Федеральная резервная система провела экстренное заседание и снизила ставку по федеральным фондам на 50 пунктов, чтобы помочь восстановить ликвидность на рынке.
Но к моменту открытия рынка во вторник ожидаемого обвала не произошло, а причина оказалась просто смехотворной. Не снижение процентной ставки Федеральной резервной системой США «спасло положение», а трейдер фьючерсами на фондовые индексы во французском банке. Настоящий виновник падения европейских акций был найден! Этот человек использовал свои компьютерные навыки, чтобы скрыть незаконные операции на сумму 50 миллиардов евро, а потерянные деньги, вероятно, были эквивалентны его зарплате за 50 000 лет.
В результате всем стало казаться, что это всего лишь ложная тревога. Хотя ситуация на рынке была напряженной и все говорили, что безопасность превыше всего, но все будет хорошо.
Примечания:
1* textbook answer — ответ по учебнику (с англ.)
2* walk me through your resume — ознакомьте меня с вашим резюме (с англ.)
3* сейчас максимальное количество баллов, которое можно набрать на SAT — 1600, и столько же по максимуму можно было получить до 2005 года; с 2005 по 2016 года случился редизайн экзамена, тогда максимальный балл увеличили до 2400, однако в результате новых изменений в 2016 году максимальный балл был возвращен к 1600
4* What is the probability you pick the coin with two heads? — Какова вероятность того, что вы выбрали монету с рисунком на обеих сторонах? (с англ.)
5* строчки из синьцзянской народной песни, отражающей восхваление уйгурским народом своей новой родины
