Глава 8. Первая операция
Pov Елена
Звонок на мобильный телефон раздался в десять вечера, когда, поругавшись с поставщиками, я возвращалась на работу. Все же у меня больше выездная работа, а встреча гостей лежит на Соне, которую мне пришлось подменять вчера. Ну в общем не суть, я как раз ехала в троллейбусе и подъезжала к студии, как на телефоне раздалась мелодия песни "Будильник". Не знаю уж кто её поёт, но жизненная песня. Подняв трубку, я сказала:
-Але?
-Привет. Ленк, ты же уже на четвёртый курс перешла? - спросил дядя Коля - старший брат Михаила и внук Аркадия Ивановича.
-Ну да. А что случилось? - спросила я.
-К нам сейчас привезут пациента со сложным переломом стопы и открытым переломом голени. Хочешь поучаствовать?
-Конечно! Через сколько нужно быть?! - обрадовалась я. Все же хоть нам и разрешено работать со второго курса, но мало кто берет к себе практикантов. И это реальный шанс для меня как будущего нейрохирурга, пусть и в отделении общей хирургии.
-Чем быстрее тем лучше. Парня доставят через сорок минут вертолётном. Кроме повреждения ноги у него черепно-мозговая травма. Вроде как сотрясение мозга, но проверить не помешает.
-Буду через две минуты, - ответила я и сбросила. Я как раз подъезжала к нужной остановке. Вылетев как пуля из общественного транспорта, я полетела к черному входу больницы. Там меня уже поджидал Алекс - анастезиолог двадцати девяти лет отроду.
-И правда две минуты. Пунктуально, - усмехнулся Сашка.
-В нашей работе каждая секунда на счету.
-Только не надо мне зачитывать клятву врачей! Умоляю! - сложил лапки домиком Саша.
-Ладно, уговорил. Так что там за диагноз и кто ассистирует? - спросила я, понимая, что вряд ли кто меня возьмёт ассистентом на такую операцию. Скорее на должность медсестры, обязанности которой подавать инструменты, заказывать кровь, отсасывать кровь и вытирать пот со лба врачей
-Копию медкарты прислали сегодня в пять утра, пока настроили транспортировку, пока документы подготовили... В общем кутерьма!
-Ты мне зубы то не заговаривай! Диагноз на бочку, живо!
-Предварительно: сотрясение мозга тяжелой степени тяжести, перелом первого и третьего ребра снизу с правой стороны. Печень, вроде не задета. Наши коллеги оперировали, но сама знаешь как в Рязани операции проводят. Ну и перелом стопы и открытый перелом голени. Возможно, перелом тазобедренной кости. А так же несчетное количество ушибов и гематом.
-Это он что? С пятого этажа упал что ли? - удивилась я.
-Нет, насколько мне известно, его избили.
-Так, ладно. Нервы не задеты? Позвонки в норме? - вернулась я к началу. Просто если задеты нервы, которые будут мешать ходить или пользоваться телом, то будут оперировать ещё и нейрохирурги. И здесь неизвестно кто раньше будет: общая хирургия или нейро.
-Позвонки на месте, возможно только, что сотрясение головного мозга могло вызвать побочные эффекты, - отчеканил Алекс.
Кстати говоря, разговор с Сашкой не помешал мне быстро переодеться в кабинете за занавеской, собрать волосы в пучок шпильками, которые одолжила мне медсестра и обуть удобные тапки. А также добежать до кабинета дяди Коли.
-Что оперируем первым? - спросила, входя в комнату.
-Для начала голову осмотрят нейрохирурги, ты, кстати, можешь пойти с ними - я договорился. Потом, если они дадут отмашку, проверяем ребра. Кажется мне по снимку, что от нижнего ребра откололся кусочек. И это не хорошо. Потом оперируем тазобедренную кость и одновременно голень. Ты, Лена, будешь оперировать нижнее ребро под моим руководством. Потом тазобедренную кость оперируем вместе, а вот ногу оперирую я сам, ты ассистируешь. Все ясно?
-Диагноз с тазобедренной костью подтвердился? - спросил Алекс.
-Я оперирую? - дошло до меня.
-На оба ваших вопроса ответ утвердительный. Теперь идем. Пациента привезли. А нам ещё шапочки и маски одеть надо.
И я я шоковом состоянии пошла за врачами. Неужели я сама, пусть и под присмотром, буду оперировать. А что же за такую самодеятельность будет Николаю Альбертовичу, если я не справлюсь?
-Ничего не будет, так как ты справишься, а если что-то будет не получаться - я помогу, - сказал хирург. Видимо последний вопрос я задала вслух.
-Хорошо, - меня немного трясло. Я и предположить такого не могла.
-Оля, налей Лене валерьянки, - посмотрев на меня, сказал Алекс.
-А она не заснёт? - забеспокоилась за меня девушка.
-Нет. У неё иммунитет к такому виду травок. Так что капай!
И мне накапали десять капель. Я выпила и через пять минут, пока готовилась к операции, излишнее волнение прошло.
Когда я уже в полном спокойствии ждала нейрохирургов и пациента, на всю больницу раздалось:
-Николай Альбертович! Срочно в приемный покой. Николай Альбертович, срочно в приемный покой!
Мы переглянулись и втроём рванули в приемный покой: Николая Альбертович, Алекс и я.
К нашей гордости могу сказать, что на другой конец здания мы добежали за тридцать секунд.
-Что случилось? - спросил дядя.
-С вертолетной площадки только что передали, что третье ребро снизу с левой стороны пробило легкое, - сказала медсестра.
-Вот не было печали! - сказал Николай.
-У него не больше пятнадцати минут. Через сколько они приедут? - это уже я.
-Скорая будет через пять минут.
-Успеем, - хором сказали мы с дядей Колей. И он начал раздавать указания.
-Операцию нужно проводить сразу и слева и справа. Если отколотая часть при неосторожном движении пробьёт печень - ему не жить. А легкое может перестать функционировать, - пробормотала я. - Надо вызывать ещё одного хирурга.
-Лена, ты справишься! Насколько я помню, это полугодие у вас было посвящено легким. А до этого вы проходили печень, - прикрикнул на меня Саша.
-Лена, если что, опытный ассистент подхватит, если ты будешь не справляться, - подтвердил дядя Коля. - Готовься к операции на печень.
Я лишь кивнула. Страшно, но я никому этого не покажу!
И вот через пять минут начался бардак. Но это меня уже не волновало. Сейчас было главное не допустить комы и спасти от смерти пациента. В операционной слышались крики, но я была абсолютно спокойной. Истерить буду позже. Мои команды были четкими и спокойными. Я была уверена в том, что делаю. И тут во внешнем мире, но почему-то и в моем, послышался крик Сашки:
-Пульс падает!
Мы с Николаем переглянулись и он крикнул:
-Несите ещё кровь!
Но нам нельзя было отвлекаться и мы продолжили операцию. Через три минуты мы услышали заветные слова:
-Пульс нормализовался.
А ещё через два часа я отвалилась со словами:
-Все, готово. Чужеродный объект вынут и здоровью печени ничего не угрожает.
Ассистент проверил мою работу и сказал:
-Молодец.
-Хочешь продолжить мою работу? - спросил уже дядя Коля.
-Да, давайте, - а кто бы на моем месте отказал. И только я подошла к месту дислокации, как медсестра сказала:
-Крови больше нет.
-Так влейте ему первую положительную, - отозвался Алекс.
-Она закончилась. Час назад привезли двух охранников с огнестрелом...
-Это значит, что у нас нет ни его группы, ни первой положительной? - спросил дядя Коля.
-Да, - очень тихо ответила медсестра. А мы переглянулись. Без крови продолжать операцию нельзя. В легком и так много крови собралось, а кровотечение мы прервать не можем, как и операцию. Иначе пациент умрет.
-Какая у него группа крови? - спросила я.
-Третья положительная.
-Готовьтесь к переливанию крови от донора, - решилась я.
-Ты что творишь? - спросил Сашка.
-У нас резус-фактор совпадает. У меня первая положительная. Просто поваляюсь завтра до обеда в кровати с глюкозой. Ничего страшного, - подмигнула я всем.
-Ты уверена? - спросил Николай.
-Если бы я была не уверена - я бы не предлагала. Тем более в случае с легким я пока ничем помочь не могу - знаний недостаточно, - ответила я. - Быстрее! У него пульс падает.
И они решились. Меня уложили на соседнюю кушетку и ввели в вену иглу. Я же закрыла глаза и сказала:
-С богом.
