1.
-А вы любите танцевать, доктор Каретта?
-Ну, это никогда не было для меня настолько важной частью жизни, как у тебя, Ло-а, но в принципе, почему нет?
-А можете показать, как у вас принято танцевать? - Ло-а свесил ноги в воду. Из-за бледно-зеленого цвета кожи он почти сливался с искусственной водой в этом сегменте огромного бассейна.
-Конечно. Но тогда слезай. Не знаю, правда, покажется ли это тебе танцем в принципе. Активная жизнь расы ридлея проходит под водой, так что явление, описанное тобой, как музыка, воспроизведение звуков с помощью разнообразных предметов и голоса, в кислородной атмосфере… все это несколько не про нас. Впрочем, есть ритм, вибрации, пространство, некий рисунок. Мне кажется, я поняла, что считает танцами ваш вид.
Когда доктор Каретта заложила очередной вираж, загребая воду лапами-ластами, Ло-а соскользнул с ее панциря, набрал в легкие побольше воздуха, и погрузился с головой. В самом начале их общения межвидовой психолог Бисса Каретта (по крайней мере, так транслировал ее имя ментальный переводчик) всё выспрашивала, в каких условиях обычно проходят аналогичные сессии в родной среде Ло-а, но с кушеткой что-то не задалось. На планете Найя (так называли ее аборигены, для всей остальной вселенной она шла под универсальным числом III::>) обитали животные, похожие на ридлея, только помельче и неразумные. На суше они были медлительны, неповоротливы, то вечно встревоженные, то в глубоком ступоре. К услугам Доктора Каретты были всевозможные приспособления, компенсирующие неудобства суши, но в итоге оказалось, что куда легче Ло-а залезть в бассейн и плавать вместе с ней.
Когда он раскрыл глаза под водой, Бисса уже успела в несколько мощных гребков отплыть подальше, и теперь снова приближалась, но делала это особым манером, красивыми, волнообразными движениям. Затем она стала загребать плавниками по очереди. Когда вперед шел правый, ее клювастая голова с бровями-шипами отклонялась влево, когда левый - наоборот, вправо. Потом она нырнула еще глубже, почти что вертикально, головой вниз, а выбравшись из этого подводного пике, стала подниматься к поверхности, одновременно вращаясь вокруг своей оси. Лапы-ласты тоже двигались особым манером, одну Бисса отставила в сторону, а другую держала перед собой. Ло-а подумал, что похожим образом танцовщик ставит руки, когда делает арабески. Закончив серию движений довольно изящной проходкой у самой кромки воды, чуть вспенив её панцирем, Каретта вернулась к Ло-а.
-У нас есть вещи,похожие на то, что в твоей культуре называют музыкальными инструментами. С их помощью под водой создаются различные рисунки ритмических колебаний, и танец им соответствует. - Госпожа Каретта дождалась, когда Ло-а снова заберется на её спину. Он легко подтянулся, держась за выпуклости панциря и цепляясь за его край длинными и подвижными, почти в половину ступни, пальцами ног. Жилистый, невысокий и в целом довольно компактный, Ло-а умещался на спине своей психотерапевтки, как на небольшом островке.
-Давай вернёмся к теме сегодняшней беседы. Ты обещал рассказать о том, как расстался с мужем.
-Всё было скорее наоборот. Инициатива исходила от Ни-о. Впрочем, не сказать, что для меня это стало сюрпризом. Ведь когда-то мы любили друг друга. И неплохо друг друга понимали. Какое-то время. Довольно долгое, не самое худшее время. Я чувствовал, что всё катится к финишу.
Сидя, Ло-а скрестил ноги, устроив щиколотки на внутренних сторонах бёдер. Эта поза выдавала в нем найянца, недурно владеющего собственным телом.
-Расскажи больше о том, как ты это понял. Со стороны всё не так очевидно. Ты совершил ряд поступков, которые представители очень многих видов сочли бы героическими. Почему Ни-о не смог с этим справиться? Насколько я знаю, большинство жителей твоей планеты считает правильным, когда в семье близкие люди поддерживают друг друга.
Ло-а отвечал спокойно. Сейчас, по прошествии довольно большого времени, находясь на огромном расстоянии от своего родного мира, отстраниться было легче. Впрочем, он всё равно отлично помнил тот день. Все слова, которые Ни-о выплюнул ему в лицо. И все красивые безделушки с подоконника, которые Ло-а в него швырял.
Герой… Наверное, да. В своих глазах. В глазах тех, кто вместе с Ло-а не дал расе салафи установить контроль над планетой Найя и погрузить ее в полную изоляцию. А для других - вражеский агент, предатель родного наследия, бесстыдник и террорист, в итоге передавший планету в руки ГПА. Интересы Альянса, как известно, бесконечно далеки от традиционных найянских ценностей.
Не за такого найянца Ни-О когда-то выходил замуж. Он не разделял обвинений и считал, что муж поступил в целом правильно. Но не был готов идти тем же путем. И то, что Ло-а своими действиями принял решение и за него, и за остальных родных и близких, Ни-О глубоко ранило.
Вода успокаивала. Плавные покачивания панциря Биссы Каретты успокаивали. Необходимость постоянно пояснять ей те или иные детали жизни на Найе тоже успокаивала. И время, конечно же. Время успокаивало больше всего.
И тем не менее, в душе Ло-а не без удовольствия вспомнил, как преимущественно стеклянный, но всё равно здоровенный и тяжеленный бонг после особенно удачного броска впечатался Ни-о в лицо и сломал ему нос.
Запищал лежащий у края бассейна коммуникатор. Сессия подходила к концу. Для Биссы и Ло-а было в порядке вещей после терапии ещё какое-то время, не торопясь, поболтать о пустяках. Здесь вообще не было принято торопиться, что в центре реабилитации беженцев и иммигрантов, что на планете Центр, что в целом в галактике 1с1101. Но на этот раз Ло-а поспешил подняться на ноги и, оттолкнувшись от панциря Каретты, ловко нырнул в воду вниз головой, заскользил к бортику.
-Какие-то срочные дела? - Поинтересовалась Бисса, когда он вынырнул.
-Да! И ещё какие! - Азартно откликнулся Ло-а - через час у меня встреча с доктором Патанджали. Целую неделю договаривался!
-Это же никак не связано с твоим здоровьем? - В голосе Каретты, преимущественно невозмутимом, послышалась самая малость тревоги. Впрочем, не более того. Доктор Патанджали был главврачом больницы, прежде всего руководителем, а специализацией его, если уж на то пошло, была экстренная хирургия. За всё время своего пребывания в центре в подобной помощи Ло-а ни разу не нуждался.
-Нет. - уже стоя в дверях, он заговорщицки улыбнулся своей терапевтке. - это связано с танцами. Я хочу создать здесь любительскую танцевальную студию.
