Глава 2
— И не верится, что уже три месяца прошло с тех пор, как я вступила в кружок, — делилась мыслями Тасфия с подругой. — Время пролетело так незаметно!
— Тасфи, ты только и делаешь, что говоришь и думаешь об этом кружке. Как это время могло пролететь для тебя незаметно?
— Мади, ты просто не понимаешь насколько он замечательный. А староста какая хорошая, — девушка мечтательно смотрела на чистое небо и продолжала, — а научный руководитель просто незаменимый профессионал! Жаль, конечно, что нам анатомию преподаёт не она, — с лёгкой грустью заметила студентка и снова принялась фантазировать какой прекрасной была бы их жизнь, — тогда и на парах можно было затрагивать темы заседаний и ещё больше узнавать об этой науке.
— Тасфи, ради Аллаха, хватит, — вымученно произнесла подруга девушки, Мадина, — мне скоро сниться будет твой кружок! И так ищу место, где отдохнуть от учёбы, а ты словно наказание на мою голову.
— Прости, Мади, — голос девушки моментально сник, словно бы извиняясь — просто понимаешь, мне правда очень нравится.
— Ох, Тасфия. Я понимаю, просто, — она взяла подругу за руки и задумалась, — ай ладно, забей. Не важно. Пойдём уже, на пару опоздаем, — девушка встала со скамейки, потянулась к солнцу и поправила свои роскошные волосы. Это была поистине её настоящая гордость: шелковистые и густые, они переливались золотом на свету и радовали хозяйку. Тасфия с завистью глядела и думала о том, что тоже хотела бы показать миру свои волосы. Они были, на её скромный взгляд, ещё прекраснее. Однако ни воспитание, ни религия не позволяли ей этого делать.
— Тасфи! — Мадина щёлкнула пальцами перед лицом девушки.
— А! Что?
— Опять в облаках витаешь? Я же говорю, мы опаздываем.
— А ... Прости, задумалась. Кстати, я же сегодня выступаю на кружке, — заметила студентка и, увидев возмущение в глазах подруги, аккуратно продолжила, — не хочешь прийти?
— Я подумаю, а пока побежали, пока нам не влепили нб*, я не вынесу ещё одной отработки** на этой неделе.
Девушки с завидной резвостью направились к шестиэтажному зданию, не прекращая болтать. Преподаватель вошла в кабинет со звонком — точная и пунктуальная, словно швейцарские часы.
— Здравствуйте, студенты! К счастью ли, к сожалению ли, сегодня нам придётся разделить этот кабинет с ещё одной группой, их преподаватель заболела и просила заменить. А я что, добрая душа, не смогла отказать. Так что теснимся, теснимся, — женщина руководила толпой молодежи не хуже, чем Кутузов армией солдат, — вы, семнадцатая, моя группа, сядьте за первый ряд, вас не так много сегодня, я смотрю. Где остальные? — вопрос повис в кабинете, как туча, не предвещающая ничего хорошего. Группа забубнела оправдания для своих приятелей, которые, судя по всему, побоялись контрольной, которая сегодня планировалась.
— И сколько можно так прогуливать? Мади, это же совсем безответственно! — шёпотом возмутилась Тасфия.
— Тасфи-и, ради всего святого, тебе какая разница? Мы же не прогуливаем. Тебе нервов не хватит все шесть лет так возмущаться. Лучше открой учебник и повторяй.
— Хм-м. И правда, — с этими словами девушка раскрыла перед собой несколько книг, тетрадей, поставила телефон с открытой статьей и принялась усиленно повторять.
— Ну раз так! — звонким голосом Ирина Валерьевна разрезала неуверенный гул студентов, — контрольную мы перенесём, и будем переносить до тех пор, пока на пару не явится девяносто процентов студентов. Понятно?!
— Но Ирина Валерьевна! — хотела было возмутиться Мадина, которая потратила уйму часов, чтобы подготовиться именно на сегодня, — мы же не виноваты, что их нет. Ну пожалуйста!
— Нет! — женщина делала пометки в журнале и ответила, не поднимая голову. В это время у двери начала собираться толпа белых халатов, это не скрылось от взгляда Ирины Валерьевны — что стоим, двадцать пятая?! Заходим, заходим. Как видите, мои студенты даже место вам предоставили, не прийдя на пару. Всё ради вас, как говорится. Ну же, быстрее, уже десять минут от занятия украли.
"Двадцать пятая? — Тасфия задумалась, — Что-то знакомое. Кого же я знаю оттуда? Карина? Нет, она в тридцать пятой, тогда кто же?"
Ответ пришёл сам собой, вернее нагло вошёл в кабинет. "Аза-ат! Ну конечно! И что теперь, целых полтора часа с этим нахалом в одном кабинете? Кошма-ар, да поможет мне Всевышний. На заседаниях с трудом держу себя в руках при виде этой ухмылки, теперь ещё и на паре."
Увидев на первой парте девчушку с кружка Азат было удивился, однако потом лишь усмехнулся: и здесь она расположилась ближе всего к знаниям.
После рассадки Ирина Валерьевна начала опрос в обеих группах. И вот, очередь дошла до Азата. Преподавательница задавала вопросы, а парень словно орешки щелкал — так легко отвечал. Но вот попался вопрос, на который Азат совершенно не мог вспомнить ответ.
— Ну же, Алиев, что случилось? — с усмешкой обратилась к нему Ирина Валерьевна. — Отвечайте.
Тасфия на первой парте с особенной радостью взирала на его растерянное лицо: "Допрыгался? А меньше надо было хвастаться!"
— Кто-нибудь знает ответ? — преподавательница обратилась к аудитории, большинство спряталось за учебниками и не желали поднимать взгляда на строгую женщину. Тасфия с гордостью подняла руку, на её лице сияла лёгкая улыбка победы, — Отвечайте, Саидова.
— Дуга Риолана, Ирина Валерьевна, — девушка встала и со взглядом победителя звонким голосом объявила, — это анастомоз между средней и левой ободочной артериями, то есть между системами верней и нижней брыжеечных.
Глаза парня вспыхнули огнём, девушка почувствовала, что он говорит этим красноречивым взглядом. "Кто ж виноват, что ты не знал, Азат? Поздно злиться! Получи по заслугам."
— Молодец, Тасфия, садись, — всё также ровным голосом ответила преподавательница. — Азат, вы тоже можете пройти к месту, поставлю четыре-пять, вы неплохо отвечали. Тасфия, если ответишь ещё на несколько вопросов после пары — сейчас уже будет звонок — тебе тоже поставлю оценку.
Девушка вспыхнула: "Он не ответил на такой простой вопрос и ему четыре-пять, а мне ещё и отвечать надо, чтобы оценку получить. Вот ещё!" Но вслух она произнесла лишь:
— Нет, Ирина Валерьевна, я тороплюсь, спасибо.
Девушка быстро собрала свои вещи, даже не сложив халат в безупречном порядке, и выскочила из кабинета. Почему-то в её душе полыхало, какая-то лютая ненависть обволакивала её изнутри, а перед глазами всё ещё стоял образ Азата с его горящими ненавистью глазами. Через минуту из кабинета вышел и он, задев девушку своим рюкзаком — случайно ли?
Раз за разом судьба сталкивала их и всегда Тасфия боролась со своей злостью и старалась не выплескивать эмоции наружу. Она ещё долго так стояла, облокотившись о подоконник, и бездумно рассматривала деревья во дворе, пока к ней не подошла подруга.
— Тасфи! Идём? Я приду на твой несчастный кружок и поддержу твоё выступление, а то небось этот Азат тебя съест. Как он на тебя посмотрел, когда ты ответила вместо него, просто умора! — хихикнула Мадина.
— С чего ты взяла? — с лёгкой грубостью обратилась девушка. — Если он и съест, то всех разом, с таким-то огромным ртом.
Мадина в ответ лишь расхохоталась и потащила подругу наружу, освежиться на свежем воздухе. Быть может только благодаря ей, её жизнерадостности и поддержке, Тасфия смогла уже через полчаса достойно прочитать доклад на кружке, не отвлекаясь на каверзные вопросы научного руководителя и сокурсников. Особенно отличались замечания наглого, нахального опаздуна — так считала Тасфия. В простонародье его звали Азат.
________
*нб ("не был") обозначение в журнале группы, что студент отсутствовал на паре
** Отработка: в медицинском вузе каждая пропущенная пара должна быть отработана в свободное от учебы время.
