3 страница17 ноября 2024, 14:26

Энтропия

Через несколько дней Сова предложила идею - сделать одно из типовых заданий письменно и сдать.

Я не знала, откуда оно взялось, да и не особо интересовалась. Главным было появление надежды на успех. Ведь теперь, если принесём доказательство какой-то деятельности, Хика уже не сможет нас так просто игнорировать.

Само задание делилось на две части. Сутью было посчитать энтропию, сначала одного текста, а потом общую для двух.

Мои попытки что-то порешать дома не увенчались успехом. Единственное, что я смогла — это выписать буквы своего имени — в качестве первого текста, и начать строить дерево кодирования.

Перелистывание лекций и просматривание формул не способствовало пониманию.

На следующий день, мы, по обыкновению, обосновались в кафетерии - я, Сова и Филин. Меня всегда поражало, как легко Сове даётся учеба. Буквально, мы могли прочитать один и тот же текст, но понять совершенно по-разному. Я едва осознавала о чём идёт речь, в то время как подруга, словно видя слова между строк, объясняла мне следствия. Это восхищало, и в то же время расхолаживало. Поэтому я часто обращалась к Сове за помощью. Этот раз не был исключением.

Просматривая её решение цифру за цифрой, я подмечала всё те же деревья кодирования и двоичный код, но в то же время терялась и путалась в новых цифрах, непонятно откуда взятых. [ Полагаю, это были вероятности; после веток букв и цифр шла интригующего вида формула Шеннона - отрицательная сумма произведений вероятностей с их логарифмами: ]

В первой части задания рассчитывалась энтропия имени. Во второй — фамилии. Далее полученные данные суммировались. По объёму решение выходило на два листа А4, исписанных с двух сторон.

Всё казалось гораздо проще, чем на первый взгляд, но я понимала, что сама бы до этого не дошла.

Поскольку почерк у меня отвратительный, настоящим испытанием стало аккуратно расписать всё решение на больших листах красивыми ровными строками символов.

Закончив, я ещё раз окинула взглядом получившиеся записи и подумала, что мне надо знать хотя бы пару фраз теории на всякий случай. Понять хоть какую-то крупицу информации об энтропии. Что вообще подразумевает этот термин, в конце концов?

— А откуда взялась эта формула? И что она значит? — я обратилась к Сове.

— А? - она подняла голову. — Да забей!

Её тон показался мне наигранным. Как будто, она пыталась меня убедить в неважности подобных деталей. Внутри меня начало зарождаться беспокойство. Я проигнорировала это чувство и попробовала снова:

— В чём вообще смысл задания? Что оно нам даёт?

Действительность перестала выглядеть комфортным убежищем. Появлялось чувство, что между мной и друзьями растёт пропасть. А моё положение становилось всё более шатким.

— Мы же высчитали энтропию здесь, — снисходительно усмехнулся Филин.

Я ненавидела, когда он начинал говорить таким тоном, но проигнорировала его - пусть самодовольничает сколько угодно, мне важно понять в задании хоть что-то.

— А откуда формула взялась?

— Из лекции.

— Понятнее не становится, — пробормотала я себе под нос.

Ситуация начинала раздражать. Почему именно в этот момент они решили меня игнорировать? Когда я была на грани паники. Между нами вдруг возникла конкуренция за зачёт?

— Да что-нибудь скажем, — Сова махнула рукой закрывая тему.

Я пробежалась взглядом по нескольким предложениям, связанным с энтропией в моей тетради, пытаясь запомнить. Это было каплей в море.

В дверях показался Хвост:

— Ну что, идём?

У всех постоянно возникал вопрос — зачем он за нами везде таскается? Если бы у меня был зачёт по предмету, я бы точно не моталась бы ни с кем на пересдачи. Но, с другой стороны, мысль что мы идём компанией, мне всегда давала некое чувство безопасности. Особенно сейчас, когда я теряла контроль не только над ситуацией, но и над своими нервами.

Путь до личного кабинета Хики был не близок. Повезло ещё, что наш недобросовестный староста "пошёл нам навстречу" и узнал куда нужно идти.

Преодолев всё здание основного корпуса, мы свернули налево и стали продвигаться к самому дальнему строению из трёх этажей. Хвост придержал нам деревянную дверь, которая скрывала за собой узкую, но чистую лестницу. Было ощущение, что мы зашли в подъезд обычного дома. Затем, гуськом поднялись на третий этаж и позвонили в звонок около черной железной двери. Открыла нам секретарша другого преподавателя - его кабинет находился ближе всего ко входу на этаж. К слову, мы там бывали часто, когда сдавали практические задания по "Основам систем обеспечения информационной безопасности". Всегда возникала ассоциация, что мы оказывались в кабинете какого-то депутата, потому как там был добротный деревянный стол, документы аккуратно стояли в небольшом шкафу по папкам, а вокруг царил идеальный порядок. Но, сегодня нам туда не надо, поэтому мы прошли дальше. С каждым шагом коридор становился всё грязнее и безлюднее. Как будто мы ступали на запретную территорию из какой-то сказки. Свернув направо и пройдя вглубь просторного кабинета, мы оказались около небольшой коморки Хики. Она походила на кладовку или чердак - пространства было крайне мало, и то завалено книгами, тетрадями и листами так, что не оставалось свободного места. Маленькое окошко находилось ближе к потолку и практически не давало света. Картина представала мрачная, а в центре всего, растёкшись по креслу, находился Хика в своём неизменном прикиде.

— Ну заходите, раз пришли.

Филин сделал неуверенный шаг вперёд пробормотав "Здравствуйте".

Мне хотелось оказаться как можно дальше от Хики, поэтому я нерешительно стояла в стороне, пока Хвост не подтолкнул меня вперёд: "Проходи. Мне уже сдавать ничего не нужно, поэтому я подожду здесь" тем самым отрезая мне возможность остаться на "безопасном" расстоянии. Я последовала примеру друзей и пробралась внутрь.

— Здрасти-здрасти... — лениво протянул хозяин кабинета, промокая пот на лице бумажной салфеткой. - Падайте уже.

Нас обескуражила не столько вольная формулировка, сколько отсутствие посадочных мест. Хика тем временем перевалил гору книг с одного из стульев на стол и нетерпеливо прогремел:

— Давайте! Садитесь уже быстрее!

Мы как в игре, в которой нужно занять место, когда прекратит играть музыка, заметались в попытке хоть где-то устроиться. В итоге Хвост так и остался стоять в дверях облокотившись на косяк, Сова с Филином заняли по стулу чуть в стороне, а я нашла себе место на краю небольшого дивана, который почти на 90% был завален вещами и, по иронии, находился прямо напротив Хики и на расстоянии вытянутой руки от него.

Моё волнение становилось всё осязаемее. Кожа рук похолодела, сердце забилось в ушах, а в животе словно заворочались гвозди.

— А теперь, что вы мне расскажете?

Сова сориентировалась быстрее всех и протянула ему листы:

— Вот, мы выполнили задание.

Филин и я также передали свои записи. Мои руки, вопреки всем усилиям, заметно подрагивали. Оставалось только мечтать, что Хика этого не заметит.

Он же, не переставая снисходительно улыбаться, быстро просмотрел работу Совы и вернул.

— А что, написать программу на компьютере мозгов не хватило? — преподаватель уже в открытую глумился.

— Ну, нет, — заискивающе посмеялась Сова.

Тем временем листы Филина также быстро прошли проверку и вернулись к хозяину.

Я же, с замиранием сердца, наблюдала за своими записями в руках Хики.

Хотя они с точностью повторяли все алгоритмы и манеру компоновки информации моих коллег, почему-то вызвали больший интерес. Хика внимательно изучил каждую строчку, каждый символ, а затем, периодически поглядывая на мою реакцию, аккуратно сложил листы вместе, согнул пополам, затем снова и снова. После чего оттянул ворот своей, по традиции не застёгнутой до живота рубашки и засунул мою работу себе в складку под левой грудью. После чего, как ни в чём не бывало, уселся в прежнюю позу и кивнул Сове с Филином:

— Вы двое, давайте зачетки.

— А что насчёт меня? — слова выдавились с трудом, но я понимала, что сейчас точно нельзя молчать.

— А у тебя зачёт пока только наполовинку. Может хочешь рассказать что-то из теории?

Я старалась не смотреть ни на Хику, ни на оставленную на столе потную салфетку. И, зацепившись взглядом за стопку книг словно якорем, неторопливо проговорила все заученные фразы:

— Энтропия — это мера неопределённости системы... Энтропия равна количеству информации на символ передаваемого сообщения... Чем меньше энтропия, тем больше информация... [Примечание: если совсем обобщить, то в теории информации энтропия это хаос, ну, или другими словами - чем меньше ты понимаешь, тем больше энтропия]

Блеск безумных глаз и ехидные слова:

— А можешь ли ты уточнить что понимается под энтропией Шеннона?

Я буквально кожей ощущала, как он сдерживается чтобы не захихикать.

Не было смысла придумывать ответ — исход ситуации был очевиден. Сова робко заговорила:

— Быть может имеется в виду...

Но Хика ее в ту же секунду окоротил:

— Вопрос был не тебе. Ты зачёт получила? Получила! Так и сиди молча. Хочу послушать, что она скажет.

Было ощущение, что он получает какое-то извращённое удовольствие от моих потуг ответить что-то вразумительное по его предмету. Хотя, не факт, что он хотел осмысленных высказываний. Возможно, ему больше нравилась неуверенность?

Я же в свою очередь уже не пыталась. Просто ждала, когда ему наскучит смотреть на меня, старалась сохранять самообладание и отстраненное выражение лица, хотя тошнота ощущалась вполне явственно.

— Это всё? — поинтересовался Хика и, получив утвердительный кивок, сказал — Тогда валите.

Я сразу же оказалась в дверях около Хвоста, и мы стремительно покинули помещение.

3 страница17 ноября 2024, 14:26