14 страница22 августа 2023, 19:00

Глава тринадцатая. ТЕНИ ПРОШЛОГО

Выживает лишь тот, кто проявляет отвагу.

Девид Митчелл, «Облачный атлас»

В темном, всепоглощающем мраке шевелится что-то огромное, белёсо-сероватое, похожее на гигантскую человекообразную фигуру. Одинокая бледнеющая лампочка под потолком истерично мигает, не в силах разогнать эту вязкую, липкую тьму. Темный ручеёк жуткого темно-бордового цвета медленно подползает к маленьким ботиночкам, грозя окрасить их в красный оттенок. Но обладатель этих ботиночек не двигается с места, не отступает назад. Он чувствует себя маленькой беззащитной мышкой, над которой возвышается, поднявшись на хвосте, огромная кобра.

Мальчик, как завороженный, смотрит широко раскрытыми серыми глазами в два горящих красным заревом глаза, которые в упор смотрят на него. Два страшных, жутких, не знающих никаких чувств, кроме ненависти, огня.

Существо шевелится, слышится плеск кровавой лужи. Оно приближается.

Длинная белая рука с цепкими острыми когтями, похожая на паучью, появляется из мрака и медленно, завораживающее медленно тянется к мальчику. Он вздрагивает, и только сейчас на него накатывается ужас.

Сзади раздается предостерегающий крик, но уже поздно. Страшные когти, взвившись под потолок, под углом опустились на ребенка. Мальчик чувствует, как его с нечеловеческой силой отбрасывает в сторону, как тело больно ударяется о стену и падает на землю. В голове помутнело, а перед глазами замелькали черные звезды. Грудь и шею обожгло болью и что-то горячее, неприятное заполнило горло и легкие. Хочется закричать, но вырывается лишь сдавленный кашель.

И лишь где-то на самом краю угасающего сознания мальчик видит, как словно издалека кричит его мать и бежит на помощь отец...

Вадим резко сел на кровати, тяжело дыша. Руки дрожали, его бил озноб.

В первое мгновение он не понял, где находится. Небольшая комната, освещаемая тусклым светом, льющим из-за приоткрытой в коридор двери. В полутьме можно разглядеть две двухъярусные кровати и некоторую мебель. Вадим наконец вспомнил, где он находится - в бункере Сого. Он лежит на нижней койке одной из кроватей, куда его поселили к новым товарищам.

-И часто ты кричишь по ночам?- осведомился хмурый голос.

Вадим вздрогнул и разглядел на соседней с ним кровати Яра. Тот недовольно приподнялся, запустив руку в растрепанные длинные волосы.

-И-извини,- смутился Вадим и прислушался. Больше он никого не разбудил: на верхних койках мирно посапывали Юрий и Марат, из никогда не снимаемых наушников последнего приглушенно доносилась музыка. Черноволосый даже что-то бурчал во сне, нечто вроде "Да не буду я тащить эту тушу!.."

-Да ничего,- примирительно отозвался блондин, ложась на спину и закидывая руки за голову.- С кем не бывает. Непривычному человеку спать в бункере будет довольно неуютно, а ты у нас еще и клаустрофобик. К тому же, столько всего необычного за последнее время произошло, и матерый диггер растеряется... А за этих двух клоунов не беспокойся, их и апокалипсис раньше утра не разбудит.

Вадим что-то согласно промычал, думая о своем.

-Я пойду прогуляюсь, можно?- немного помолчав, спросил он.

Яр равнодушно пожал плечами:

-Иди, кто тебя держит. Только со станции не уходи, ещё на тень нарвешься.

Вадим кивнул и, одевшись, выскользнул из комнаты, на ходу перешагивая через спящего у порога Азота. Что забавно, спал он футболке с высоким воротом. Марат даже поржал на этот счет, когда они укладывались спать: "У тебя там что, засосы или татуировка неудачная?"- весело спросил он. Вадим неуверенно ответил, что скорее второе. Марат хмыкнул и отстал.

Сейчас парень поднимался по лестнице на станцию. Железные ступени гулко отдавались в тишине под его ногами, и тишина казалась ещё глубже, от чего становилось немного жутко. Станция была погружена в сон.

Вадим вышел на платформу, по-ночному освещенную одинокой лампочкой где-то под потолком. Поднявшись на второй этаж станции, он натолкнулся на мощную фигуру Кузьмича. Глава Сого стоял, облокотившись на перила, и задумчиво смотрел куда-то вниз, на платформу. Услышав шаги, он обернулся.

-Добрая ночь, Вадим,- дружески улыбнулся он.- Тебе тоже не спится?

Парень кивнул и примостился рядом, уперевшись локтями в перила.

-Так со всеми первое время бывает, потом привыкнешь,- продолжил Кузьмич. Помолчав, он добавил:- Знаешь, в 60-е годы прошлого столетия, в разгар холодной войны, советские власти грезили мечтами о постройке подземного города под Москвой. Проводились эксперименты, в процессе которых добровольцам предлагали как можно дольше прожить под землей в бункерах и катакомбах. И наша Сого не исключение. Но не проходило и двух месяцев, как люди начинали терять рассудок. Одни - от клаустрофобии и желания снова оказаться на свежем воздухе, а другие - от встречи с мутантами или тенями. Эксперимент провалился, его пришлось заморозить. Но знаешь что? Те, кто не сошел с ума, вернулись сюда и остались здесь жить. Это и были первые московские диггеры, нашедшие свои камни. Сначала они просто от нечего делать исследовали подземелья, но потом у них появилась цель.

-Какая?- заинтересовавшись, спросил Вадим.

-Со временем химикатов становилось больше, радиация повышалась. Мутанты становилось злее, тени - агрессивнее. Кто-то должен был сдерживать их натиск и уберечь Верхний мир от нападок Нижнего мира. Этим и занимаемся мы, диггеры. В этом и заключается наша цель.

-И моя цель тоже?

Черный камень на груди парня потеплел, словно отвечая на этот вопрос.

Глава диггеров хмыкнул, что было видно по его дернувшимся вверх усам.

-Да, если ты сам этого захочешь.

Парень задумался над этими словами. Цель... но какой смысл защищать людей от того, о чём они сами толком не догадываются? Зачем подвергать себя излишней опасности ради кого-то, кого ты, возможно, никогда даже не встретишь?

Перед глазами снова встала ужасная картина из сна: длинные когти, взвившиеся над ребенком.

Вадим быстро тряхнул головой, отгоняя наваждение. Нет, никому бы он не пожелал такой участи... Но тогда он не погиб, что странно. И спасли его не врачи, не первая медицинская помощь и даже не чудо. Его спас человек. Но кто именно - Вадим не помнит. А может, память просто играет с ним, урывками приоткрывая завесу прошлого и заставляя теряться в догадках.

-Кузьма Михайлович,- обратился к главе диггеров Вадим. За глаза "Кузьмичем" называть его было неловко.- Вы случайно не знаете, что могло нанести... такие шрамы?

И парень, немного поколебавшись, решительным движением стащил с себя футболку. Руки слегка дрожали.

Ему было очень неловко, потому что кроме него и матери об этих шрамах не знал больше никто. А если и знали, то тактично обходили эту тему.

Кузьмич подался вперед, с немалым удивлением разглядывая их. С позволения Вадима он осторожно провел по ним пальцем. Тот лишь поморщился от непроходящей тупой боли.

Богатырь выпрямился, о чем-то задумавшись:

-Ни один из известных мне мутантов не смог бы нанести такие повреждения. Больше похоже на работу тени, но даже их когти не настолько длинные и острые, чтобы оставить такие глубокие и ровные порезы... Нет, я не знаю этого существа.

Вадим растерялся. Он был уверен, что хотя бы глава диггеров хоть чем-то ему поможет.

-..Но я догадываюсь, кто мог что-нибудь знать об этом существе,- добавил Кузьмич.

-И кто?- с надеждой вскинул голову Вадим, надев футболку назад и оправляя её.

-Шурин.

Помолчав и пожевав губами, глава станции продолжил:

-Знаешь, однажды, лет десять тому назад, он приволок на базу тело странного создания. Сказал, что повстречал его на очень большой глубине и еле справился с ним. Существо напоминало даже не человека, а скорее тень. Но только ноги и руки его были раза в два длиннее и как будто совершенно не имели костей - гнулись во все стороны, словно резина. И острые длинные когти на руках, прям жуть! А ещё голова монстра была вытянута и приплюснута с боков, ну прям как у настоящего инопланетянина. И да... Туша была размером метра два, и это при том, что уложил Шурин, по всей видимости, детеныша... Никому бы не пожелал встретиться с родителями этого "малыша". А где-то через неделю после находки с Шуриным что-то, видимо, произошло, он вернулся на Сого мрачным и закрылся в себе. На долгое время закрылся. До того момента, пока не появился на нашей станции Яр, ставший ему как сын…

-А есть ли что-нибудь еще, связанное с этими существами?- спросил Вадим, задумчивым блуждающим взглядом окидывая открывающуюся с высоты платформу. Краем сознания он заметил, что в полумраке по рельсам размеренно шагает туда-сюда человек, но не придал этому особого значения.

Кузьмич покачал головой:

-Шурин, кажется, постоянно искал их, но ни одно больше не нашел. Хотя, с его любовью рисовать, можно предположить, что у него есть множество набросков, да и немало книг он из библиотеки утащил. Но тогда они наверняка в его комнате, а ключ от нее он всегда держал при себе.

Глава Сого ободряюще улыбнулся, похлопав парня по плечу:

-В любом случае, не расстраивайся. Что было, то прошло. От того, что ты что-нибудь узнаешь о существе, оставившем шрамы, они никуда не денутся. Нужно просто научиться принимать их, как часть себя. Как часть своей истории…

-Да, вы правы,- тихо отозвался Вадим, кивнув. И, решив перевести тему, от нечего делать спросил:- А что это за диггер, что ходит по рельсам? Кажется, будто он их считает… Ему тоже не спится?

-Где диггер?- Кузьмич посмотрел туда, куда указал Вадим. И успокоено, по-доброму улыбнулся:- Ах, этот… Так это и не диггер вовсе. Знаешь, только не пугайся. Знаю, после встречи с Поездом-призраком трудно чем-либо таким напугать, однако... Это Черный Машинист, один из самых известных в московских подземельях призраков. Ты знаешь о нем легенду?

-Машинист, героически доведший до станции горящий поезд и спасший пассажиров, но сам погибший от ожогов?- спросил Вадим.

Кузьмич улыбнулся:

-Верно. Прекрасная история, хоть и с печальным концом. Среди нас ходят предположения, что он тоже был диггером – иначе откуда бы он знал о нашей станции…Ты не бойся, он безобидный, и никому вреда не причиняет. Обычно ходит по тоннелям, низко опустив голову, словно бы ищет под ногами что-то или же рельсы пересчитывает. Часто и к нам на Сого наведывается, но мы к нему уже привыкли. Другое дело, если он голову поднимет и укажет на живого человека пальцем – тогда жди беды. Если же машинист заговорит – что бывает крайне редко – то скорее всего предупредит об опасности.

-Жутковато,- поёжился Вадим. Но почувствовал, что действительно, после Поезда-призрака его уже не так просто напугать.

Глава Сого мягко улыбнулся:

-Думаю, Сорокин, на сегодня достаточно вопросов. Ну а теперь, иди ложись-ка ты спать. А то завтра будешь ползать по станции, как сонная муха!- и, зевая, Кузьмич направился к лестнице.

Вадим направился за ним, но у самого входа в бункер не выдержал и обернулся: очень уж хотелось узнать, исчез ли уже фантом. Да, исчез.

Однако стоило ему спуститься по лестнице и дойти до своей новой спальни, как он замер на пороге:

Фигура полупрозрачного человека стояла посреди комнаты, а при появлении парня медленно подняла темнеющую во мраке голову. Машинист пронзил Вадима черным бездонным взглядом, а после поднял руку. Дыхание парня перехватило, а волосы встали дыбом.

Палец Черного Машиниста указал наверх, на ярус спящего Юрия.

***

Гулкие, звучные шаги многократным эхом отдавались по подземелью. Вниз по мрачной, каменной винтовой лестнице спускалась высокая белая фигура. В неясном свете голубых факелов было видно, как отражается их пламя от белоснежных длинных волос существа, и как это же пламя навеки исчезает в его глазах, засасывающих свет, как черные дыры. Чуть позади этой фигуры двигались еще две, закутанные в черные плащи с глубоко надвинутыми на лица капюшонами. Одна из них – высокая и статная, видимо, принадлежащая мужчине, возможно, молодому парню. А вторая – худая и тоненькая, как тростинка. Волнистые черные волосы спадали из-под капюшона, и фигура не поднимала низко опущенной головы.

Они спускались вниз по лестнице до тех пор, пока та не закончилась и они не оказались перед массивной дубовой дверью, за которой раздавались странные звуки, схожие с хлесткими ударами плетей и приглушенными стонами.

Закутанная в плащ фигурка поменьше ахнула и прижалась к другой, куда более рослой. Та никак не отреагировала, и идущее впереди них существо тоже. Король теней лишь зловеще улыбнулся и, открыв дверь, шагнул за нее. Девочка зажмурилась, утыкаясь носом в ткань идущего рядом. Тихий, но настойчивый голос над ее ухом прошептал:

-Мария, перестань! Отец тебя накажет, если не прекратишь. Пожалуйста, открой глаза.

Но девушка замотала головой, наотрез отказываясь идти дальше и открывать веки. Это было выше ее сил. То, что она увидела дальше, было ужасно:

На цепях, подвешенный за руки, не касаясь ногами земли висел силуэт усталого, замученного, но еще не сломленного человека. Голый по пояс, он весь был исполосован кровоточащими ранами, а голова была безвольно опущена на грудь.

-Достаточно,- махнул рукой Король, и мускулистая тень, свернув вокруг руки окровавленный кнут, с поклоном исчезла в темноте.

Подвешенный человек не двигался, не поднимал опущенной головы с серыми, слипшимися от крови и пота волосами.

-Скажи мне, Шурин,- произнес насмешливый, похожий на змеиное шипение телепатический голос.- Как долго еще ты собираешься молчать?

Человек не ответил, но по напрягшимся мышцам окровавленных рук Симаргл безошибочно понял, что его слышат. Улыбка Короля теней стала еще шире, он продолжал:

-Учти, твои мучения могут продолжаться вечно. Жаль только, что у вас, людей, жизнь такая короткая…

-Можешь меня убить, но желаемого ты не получишь. Никогда.- тихо, но твердо произнес диггер сквозь сцепленные от боли зубы, пренебрегая телепатией тени. Он смело поднял голову, и холодный бездонный взгляд встретился со стальным.

Улыбка Симаргла стала больше похожа на оскал, он выпустил клыки. Из тонких белых пальцев угрожающе выскользнули с металлическим звуком когти, тень приблизилась и обхватила шею человека рукой, с силой сжав её.

-Не надейся, что моего терпения хватит на все твои выходки…- прошипел Король, с ненавистью глядя в спокойные глаза человека.- Где камень, Шурин? Отвечай!- практически взвизгнула тень.- Отвечай! И я даю слово, что смерть твоя будет быстрой и безболезненной…

-Отец,- с беспокойством подал голос стоящий позади парень, лица которого Шурин не мог видеть.- Как он ответит тебе, если задохнется?

Король теней недовольно зарычал, но хватку ослабил, а потом и вовсе опустил руку, давая диггеру судорожно вдохнуть воздух. Легкие его, казалось, горели от нехватки кислорода. Шурин посмотрел на фигуру парня, окидывая ее удивленным взглядом.

-Ты не тень, верно?- скорее утвердительно, чем с вопросом сказал он.- Тени не владеют человеческой речью. Тогда что ты…

-МОЛЧАТЬ!- рыкнул Симаргл.- Ты забываешь, что вопросы здесь задаю я! Отвечай, где камень! Иначе…

Король теней снова усмехнулся. А Шурин вздрогнул, зажмурившись и снова сцепив зубы от невыносимой боли. Коготь тени медленно погрузился в одну из ран, еще больше раздирая живую плоть. Однако Симаргл и здесь не добился никакого результата, а потому и это развлечение очень быстро ему надоело.

-Что ж,- задумчиво протянул он, слизывая с острого когтя кровь.- Раз физические мучения на тебя не действуют… Есть еще много способов добиться от человека правды. Мария!

Закутанная в плащ фигурка вздрогнула и подняла голову. Шурин увидел знакомые, мельком виденные однажды испуганные черные глаза.

-Подлечи нашего гостя,- втягивая когти, небрежно махнул рукой Король.- Для следующей пытки он нужен мне живым и здоровым. Будет обидно, если он умрет посреди веселья…- на ладони оскалившегося в победной улыбке Симаргла появилась светящаяся синяя бабочка, Шурин побледнел.

-Да, отец,- с ничего не выражающим голосом поклонилась девочка.

Она подошла к висящему на цепях пленнику и коснулась бледными руками его груди. Раны на коже стали медленно, болезненно затягиваться.
Девочка-тень не поднимала головы, но диггер с жавшимся от жалости сердцем заметил, как несколько прозрачных капелек упало на пол, смешиваясь с кровью...

14 страница22 августа 2023, 19:00