Глава 25
- Нарушил? - Лиом с любопытством посмотрел на грустного карателя.
- Угу. Влез, куда не просили. - Кассандра вздохнула. - Ему, так как он с материка, убивать ни вавэхдэ, ни его бекше - нельзя. Но он убил бекше, лишил нашего кота права быть вавэхдэ с правом выбора вавьи. - На это у Лиома глаза округлились. - А так как Ремал не желает получить пост вавэхдэ с уже оформленным вавьи, то у островов десять лет не будет вавэхдэ.
Лиом задохнулся от осознания того, какой проступок и как, наверняка, сильно гневался вождь. А какое наказание он придумает ослушавшемуся рождающему… Да он же…
Щелк! В лоб врезался щелбан, и Лиом непроизвольно прижал ладонь ко лбу от неожиданности мяукнув.
- Перестань выдумывать! - строго проговорила Кассандра. - Никто не будет применять силу к нему. Он уже наказан. Его глава решил, что жить теперь Жао-Харт будет под лапой Ремала. Если в течение десяти лет его не сможет покрыть сильный альфа, то у него будет право вернуться. Вот только, - она заулыбалась ехидно, - эльвирс от любого, даже очень-очень слабого альфы в цикл потяжелеет. Любой альфа покроет. Это только самец-бета от силы своей зависит. Но, - она хитро осмотрела карателя, - под лапой Ремала много альф. Даже не думай, что тебя не покроют. А уж траву какую, или попытку напоить альфу сиропом для ослабления семени, имей ввиду, пресекут сразу. И на всеобщее обозрение задницу тебе розгами оприходуют. Вот позорище где будет!
- Какая же ты ядовитая! - рыкнул недовольно Жао-Харт, которому именно эту информацию рассказали и посоветовали забыть свою судьбу карателя, а примерять дом и пеленки-распашонки.
- Ага. А еще я лекарь. Не забывай, умник, махать кулаками много ума не надо, а вот разродиться эльвирсу неопытному никто из вас, таких боевых, не смог без меня, ядовитой.
- Прости, не прав. - Жао-Харт повинился, взгляд опустил.
- Прощаю, но впредь следи за словами. То, что ты рождающий, на островах ценится, но быть невоспитанным и вульгарным - порицается. И очень сильно. Поспрошай у Надая, как тот же Салим из-за своего гонора пострадал. И любимый ему не поверил, хоть тот и правду сказал.
В двери постучались, затем, после того как Кассандра спросила у Лиома, можно ли впускать, разрешила войти. Названные коты, о которых была речь в последней реплике женщины к Жао-Харт, вошли внутрь дома. Салим, который нес на руках своего сына, заулыбался. Он подошел, поздоровался. Лиом с Салимом тихонечко переговорили, а остальные старательно сделали вид, что ничего не слышат. Вскоре закипел чайник, и разговоры постепенно смолкли, приступили к трапезе.
Жао-Харт, как думал ранее, оказался совершенно не готов к обучению. Если до начала пояснений и объяснений, он думал, что островитяне ничему его научить не могут, то после них вдруг осознал, что он глупый и неразумный. После того, как его по одному разу отчитали Надай и Кассандра, до прихода Салима, больше в разговорах не сводились примеры на необразованном «по островному» эльвирсу-карателю. Надай приводил примеры, но под них подводил своих деревенских, или тех, о ком молва шла по всем деревням.
Если честно и руку на сердце положа, Жао-Харт вдруг понял - за видимой неразвитостью и дремучей глубинки «село», скрывается то, что никогда не имели материковые коты. Оказывается, они сознательно отказались от технологий, от прогресса развития во всех областях, и отказались в пользу крепости традиций. На островах не принято строить дома выше восьми этажей, и только потому, что такой высоты достаточно, дабы клан поселился внутри. Лифт, он имеется, но грузовой. Для больших семей, где готовить надлежит много, а на работе заняты почти все, предусмотрены облегчающие быт приспособления: кухонная техника, техника для уборки.
Острова не были отсталыми, они даже не являлись дремучими в плане понятий развития и прогресса. И как на материках, имели свою площадку для отправки кораблей в космос, а также состояли в мировом флоте космической защиты планеты. Но у них было свое понятие того, что такое прогресс и как, да и в каком случае, стоит его использовать. Да, на островах имеется энергия для искусственного освещения, имеется оборудование, даже имеются колесницы, так называют машины для личного пользования. Только все это применяется тогда, когда оно действительно нужно. Лозунг «В каждый дом!» не работает на островах. Тот же пылесос семья может получить только в том случае, если на домашние дела остаются один или два человека, а остальные заняты на работах или присматривают за всеми детьми клана, кто еще в школу не ходит. Физически прибраться, приготовить поесть, постираться на такую большую семью просто невозможно в две-четыре руки. А ведь в семьях живут до семидесяти человек!
Жао-Харт удивлялся, но вопросов не задавал, просто слушал. Как оказалось, на островах, даже в этой части мира, энергетические накопители имеются. И они не такие, как в городах материков. А «огонёк» в осветительных лампах искусственный. Под разгорающимся пламенем находится камень-накопитель. Он собирает энергию солнца в специальном доме, который построен за деревней. Оттуда камни получает каждый дом, использует их по своему усмотрению. Разряженные камни возвращают назад, дабы зарядить. Любой предмет быта, который создают на островах, у них имеются и заводы, и фабрики, имеет слот для такого камня, дабы работал. Никаких проводов, никакого отключения света.
Было крайне удивительно, что в деревне, имея подобные возможности, до сих пор катаются на ватпэ, не гремит в кухне кухонный комбайн, не стирает стиральная машинка, и не шумит пылесос. Почему? Потому что в каждой семье работу по дому выполняют оба, вместе. Тому пример того беты, который ходит стирку на реку делать, а его альфа мчится за ним и помогает, так как ему работы по дому в тот момент мало. Да и сближает это пару, когда добивающийся столько времени самец приглянувшегося кота, даже после получения приза не расслабляется.
- Не понял, что значит завоевывает дальше? - не выдержал Жао-Харт и полюбопытничал.
- А то и значит. Ухаживания, это полдела. - Надай усмехнулся. - Если самец, что встанет старшим в доме, не умеет помогать своей паре, то зачем он тогда нужен? Ласкать в койке? Так рождающий только пальцем поманит и очередь выстроится! Стирать его носки и слышать, какой он молодец? А что делать будет этот самец, когда его пара потяжелеет? Сам себе пожрать не приготовит, ожидая чудо от беременного? Беременность, скажу тебе, работенка не из легких. А ведь потом надо воспитать достойного мальчишку. А как его воспитать, если самец своим примером покажет, насколько не уважает труд пары своей? С самца снимается домашний труд только тогда, когда он идет на охоту, и когда защищает дом от опасности. Запомни: нет домашней работы, которую обязан выполнять только один в паре. Всю работу по дому делают вместе. Другое дело, что у кого-то получается что-то лучше, а у кого-то хуже.
Жао-Харт несколько минут сидел глубоко задумавшись. Сближение. Домашние дела, как он ранее думал, не отдаляют друг от друга, а позволяют раскрыть партнера со всех сторон. Закрывать глаза на лень не только в деревнях, но и на всех островах не принято. Их так воспитывают. Дети, играя, воображают себя домовитыми хозяевами, защитниками или охотниками. Никто не играет в королей или бизнесменов. В торговцев и менял да, но не в праздно сидящих на заднице монархов, когтем указывающих какой остров атаковать.
Удивительно, но островитяне, помимо всего прочего, знают, даже, что такое телефон! Но, согласно древним устоям от него отказались. Время на глаз по солнцу и ощущению полюсов они способны сказать с точностью до секунды! Да, все деямерриты имеют внутренний компас, прекрасно знают в какой стороне север и юг, посему на лодках ходят по морю и проливам без аппаратуры. Так что даже часы им не нужны, отвлекают, зашоривают глаза, заставляют забыть свои естественные умения. А связь… У них имеется мощный связующий пласт - ватпэ. Они передают волну знаний общего направления, - сплетни; также сообщают вести о том или ином происшествии. Для личной переписки посылаются летуны. Самые быстрые птицы, которые тоже умеют, как ватпэ, понимать человека. Только они сами ничего не передают, а летят в нужное место, или к нужному человеку, используя нить пути и переданный слепок ауры нужного адресата. И это крайне быстрая птичка, а также проворная; на них мало охотников, она мала и изобретательна, так что перехватить летящего почтальона практически невозможно.
Жао-Харт слушал и удивлялся, а затем начал понимать почему островитяне сознательно отказались от глобального прогресса на своих территориях. Время. Каждое оборудование требует потратить на себя время. Особенно телевидение и сеть. А также оно, это телевидение и сеть, отдаляют друг от друга разумных. Если на островах дети буквально с рассвета на улицу рвутся, с друзьями поиграть, то в некоторых городах материков, особенно на Южном, они летят к телевизору посмотреть очередную серию интересного видео для детей. Да, конечно, затем они бегут на улицу, но играют, воображая себя кем-то из любимых персонажей. Острова в этом плане защищают свое потомство, отвергая минусы, беря только плюсы. Лекарства, какие-то предметы обихода для больших семей, дабы время сэкономить, или машины, дабы перевезти груз быстрее, а также большие охладительные склады, чтобы не испортился товар. На кораблях трюмы оборудованы, хоть сам корабль идет под парусом.
Это было удивительно, но за всей «деревенщиной неотесанной», жители деревень показывали гораздо больше культуры и воспитанности. Казалось, они застряли в прошлом, в дремучем мире без техники, без прогресса, а на самом деле выбрали из этого самого прогресса только самое необходимое, воткнули его туда, где оно нужнее и продолжили свои традиции.
Если честно, то это было удивительно. Лиом, который как раз и был «дремучей деревенщиной», слушал с открытым ртом, смотрел округлившимися глазами, только что слюнки не пускал. За разговорами была прогулка. Надай показал дом, где было оборудование и только потому, что в доме жила семья с омегой. У них было много детей, еще маленьких, а посему оба родителя заняты их воспитанием. К тому же омега был в положении. В его доме имелось оборудование в кухне, стиральная машинка, пылесос. Все работало на камнях энергии, а после того, как дети станут старше, их первенцу всего девять лет, оборудование постепенно будет отдано назад, на деревенский склад.
Каратель, бедный молодой омега, сильный и волевой, он просто растерялся от того, что цивилизация и ее технический прогресс, вот тут и сейчас, никакого значения не имеет, не преобладает. Да, островитяне с любопытством осмотрели все дары пришлых, а как те начали разворачивать свои щупальца, так и отрезали им их по самые корни. Выбрали самое необходимое, подвели под себя, да и плюнули на все остальное. Вот зачем им кухонный комбайн с белым или красным корпусом, измененным дизайном, если у него одна цель: нарубить мясо, нашинковать овощи или сделать паштет? Зачем столько усилий вкладывать в модернизацию того, у чего техническая сторона одна и та же? Кухонный комбайн на островах во всех домах одинаков: аккуратный, практичный, не убиваемый. Да, островитяне делают еще более качественные вещи, чем на материках. Их техника может служить столетиями, только более тонкие или стираемые детали заменяй, да смазывай вовремя. Так что одна деревня могла иметь на своем общем складе три или пять домашних комбайна на кухню, и время эксплуатации зашкаливает за сотни лет. Мастера проверят технику, подделают ее и вновь за работу. Утилизация проходит на специальном заводе, где эту самую технику и изготавливают.
Отказ от машин. Жао-Харт прекрасно понимал, что в этой части острова машине негде развернуться. Тут нету дороги под нее, а строить, ломая ландшафт… Островитяне ревниво оберегают свой дом, потому что дорога нарушает всю целостность и древние законы на островах. Островное плато, если посмотреть на его фауну, место миграций. От острова к острову происходит переход зверей, как у перелетных птиц. Круглый год то хищники идут в богатые на добычу места, то травоядные уходят из более холодных мест к более теплым. При этом движение миграций происходит по спиральному кругу. Этакими большими восьмерками. И нарушить это течение дорогой, неизбежно повлияет на круговорот миграций, а там и на экосистему, привыкшую жить в таком темпе.
Большие острова, где есть портовые города, они имеют дороги, но они не пронзают весь остров. Их строят для того, чтобы работающие на полях добирались быстро и безопасно до места работы. Также дороги есть в городах, дабы жители добирались до места работы, если живут далеко, а город большой. Тот же порт - там дорога необходима для транспортировки грузов, дабы портящийся товар быстро определить на склады. Но если ты хочешь пересечь остров, то быстрее всего будет сесть на спину ватпэ. Вот где сила, мощь и скорость! Да на островах каждый второй прекрасный наездник, а остальные или дети маленькие, или старики уже не могущие выдержать силу зверя, либо беременные, кому запрещена верховая езда.
Когда Жао-Харт услышал, что даже в городах островов, где имеются машины, ватпэ живут почти в каждом доме, изумленно смотрел на Надая, словно тот ему новый мир открыл. У них, карателей, имеется особое разрешение и раз в год они получают жетоны для покупки ватпэ, едут на ближайший остров, а оттуда на парусных кораблях к острову Акрепсе, где и приобретают боевых зверей. На его удивление Надай рассмеялся:
- Ватпэ, это не боевой зверь под седлом, а вообще дикий кот, не имеющий ипостаси человека. И ватпэ может быть, как выращенный для боя, в самом жестоком способе воспитания, так и просто родиться котенком, рожденным и выросшим как домашний. Вон, у Бута, треть загона все подростки. Дальше они станут или тягловыми, повозки возить, или найдут себе пару и уйдут по островам.
- Как это уйдут? - каратель был обескуражен. В его доме нет потомства ватпэ, потому что они покупали исключительно альф, которых и растили для боевых дел. На материках ватпэ практически не водится, такого же размера, как на островах. Если и есть, то они мелкие, не пригодные для езды.
- А вот так. - Кассандра заулыбалась. - Если зверь хочет уйти, ему мешать не будут. Это только боевые да тягловые, кто принял лапу человека и его зверя, остаются с ним, а остальные вольны. Да, они рождаются здесь, их кормят, за ними ухаживают, играются, но не неволят. Да и именно это лишает ватпэ тяги рвать человека, как добычу. Волна молодняка, который привык к человеку, как к другу, она сливается с волной тех ватпэ, что росли вне деревень и городов. Смешиваясь, происходит нейтрализация излишнего доверия и излишней агрессии, делая ватпэ зверем, который сам никогда не нападет, может помочь, но и доверчиво не станет ластиться ко всем встречным двуногим. Так сказать, взаимное уважение.
- Удивительно. - Жао-Харт некоторое время переваривал полученную информацию. Когда она осела, где надо, спросил. - А боевые ватпэ, это всегда альфы?
- Да. - Кивнул Надай. - Только альфу можно вырастить так, чтобы он стал боевым зверем, способным рвать противника-человека. По команде, защищая наездника. Остальные ватпэ такого приказа просто не понимают. Они слышат, они видят образ того, что надо сделать, но не понимают зачем. Боевой ватпэ выращивается в крайне жестоких условиях и передается наезднику только после того, как будет подчинен. Именно поэтому их не продают кому-попало, не дарят и даже не вывозят с территории островов до привязки. А такие, как вы, - он глянул на карателя, - приезжают сами, лично. Это ведь не велосипед, который как подарок можно купить, ленточкой перевязав, и подарить в подходящее время. Боевой ватпэ опасен, он только беременных и детей до получения ипостаси никогда не тронет, а остальным лучше не своего зверя не трогать. Малое что сделает, так это поцарапает. Но, среди них бывают и такие, какой Ша - перевертыши. Очень редкие, крайне сильные звери, Богами отмеченные, генетически способные пройти через образование системы развития плода. У таких зверей самое сильное потомство, которое острову, где котята останутся, принесет более сильное поколение зверей.
После прогулки были дела по дому, а затем с Лиомом на ночь остался Надай, а тот же Жао-Харт пошел в домик, что ему определили. Такой же, как и у молодого эльвирса, вот только чуть подальше, как бы на окраине. Ему такое расположение понравилось. Он мог незаметно выйти за пределы деревни, осмотреться, что и сделал тут же, как стемнело.
Быстро пройдясь вокруг деревни, отметил патрули, вышку для присмотра за округой. Скользя тихо и незаметно, неприятно был удивлен, когда к его горлу приставили когти.
- Кто и куда? - шепнул незнакомый голос.
- Жао-Харт. Осматриваюсь. - Когти были убраны. - Услышал?
- Я бальс, хорошо слышу. Кассандра про тебя рассказывала. Ты, это, не гуляй ночью. Или сигнал какой подай. Еще три дерева назад тебя чуть не подстрелили.
- Понял. - Жао-Харт вздохнул, затем заулыбался. - Хорошо охраняете, даже завидно.
- Время еще неспокойное. Мало ли кого упустили, вдруг сюда сунутся.
- И то верно. Ладно, пошел спать. Не стреляйте, а то обижусь. - И мурлыкнул, хвостом своим огладил опешившего воина по груди, после чего перетек полностью и поспешил бесшумной тенью вернуться к своему дому.
- Бесстыжий. - Беззлобно сплюнул на землю воин. - Хворостины тебе не хватает!
- Новенький? - задал вопрос напарник.
- Ага. Материковый, совсем распоясались они там. Хвостом, да чужого кота… эх, вот бы его выпороть, чтобы честь свою, да статус не порочил.
- Научат. Надай за дело взялся. Да и бои скоро, найдется на него управа.
- Скорей бы уже. Половина деревни косится хворостину ему по заднице пустить, а остальные у виска крутят пальцем.
Еще постояв, коты вернулись на свой пост. Жао-Харт, по понятиям материка ничего такого и не сделал. Ну подумаешь, немного заигрывал! Ан нет, не все так просто. Он, согласно законам островов, касаться хвостом, именно хвостом, имеет право только своего партнера, того, кто добился его расположения. Понятия такого, как «шлюха» на островах отродясь не было, но есть «гулящий». И этот термин относят к тем котам, которые ласкаться любят, а строить отношения и принимать ухаживания, как таковые и не умеют. И таких мало, очень и очень мало. Их не порицают сильно, в большей степени жалеют. Даже не гоняют, не грубят, не оскорбляют. Просто желают найти того самца, крайне редко рождающего, за которым будет все нутро тянуться. Альфа или бета-самец очень редко становится гулящим - его воспитывают иначе, более строже. Когда наступает время созревания, старший самец в доме вдалбливает в головенку зачем и почему столь долго требуется ухаживать, аккуратно подбираться к интересующему тебя коту, а с соперниками драться без применения энергии, просто на кулаках.
