ГЛАВА 34. ПОГОДА И НАСТРОЕНИЕ
Я как и все люди всегда реагировал на погоду. У меня, правда, были свои предпочтения, часто не совпадающие с предпочтениями большинства. К примеру, я люблю летний дождь, а жару нет. Дождь, который напитывает иссохшую почву живительной влагой. Становится свежо. Хочется дышать полной грудью. В жару же я становлюсь вялым и приторможенным. Глова тяжелеет, лень одолевает. И так с детства. Если честно – эта особенность мало заботила моих родителей. Они неизменно таскали меня с собой на Труханов остров на днепровский киевский городской пляж. Занять мне там себя было особо нечем. И я с недоумением наблюдал за людьми, которых увлекает такой тюлений отдых. Мои родители, надо отдать им должное, не просто валялись на солнышке, они часто играли в волейбол. Ох, уж этот волейбол. Отдельная история. Я должен был реализовать папины устремления и стать великим волейболистом. Ну, хоть еще бы футболистом – футболистам платят больше. В общем, с учетом того, что моей личной мечтой это не являлось, то само такое направление своего развития я саботировал как мог.
Похожая ситуация была и с пляжным отдыхом. Как только я, будучи ребенком, несколько повзрослел, с пляжа я сбегал. Но не пойти туда вообще я не мог. Это был бы вызов чреватый суровым наказанием.
При этом моя искренняя симпатия к летнему дождю не распространялась на дождь осенний. Последний неизменно нес за собой похолодание, печаль и тоску. А в начале ноября уже очень хотелось, чтобы вместо дождя выпал снег. В моем детстве зимы в Киеве были невероятно снежные, совсем не такие как сейчас. Климат существенно поменялся. Сейчас за зиму у нас, наверное, снежных дней десять, а вот раньше набиралось наверняка минимум два полноценных снежных месяца. Это соответственно - катание на санках, прыганье в сугробы, игры снежки, да еще много чего. И просто красиво. В феврале зима правда уже серьезно надоедала. Очень ждали весну. А приходит она обычно долго. Все ждешь ее и ждешь весь март, а зима никак не отступает. В апреле начинают выдаваться теплые деньки, которые время от времени радуют настоящим весенним настроением. И только в мае погода становится практически идеальной: ровно теплая, без зноя с ароматом свежей травы и только распустившихся цветов. Киев в мае прекрасен! Можно его бесконечно фотографировать. Визитной карточкой Киева всегда были распустившиеся киевские каштаны. В отличие от новогодних елок каштаны не нужно украшать, они прихорашиваются сами. Жаль, что их уже не так много, как раньше. В моем детстве Крещатик был просто усеян каштанами. Они были его совершенно неотъемлемой частью. Возможно даже более неотъемлемой, чем фонтаны и монументальные здания в стиле сталинский ампир.
Времена года невозможно не ощущать. Даже в течение дня погода определяет настроение. Особенно такая взаимосвязь у меня обострилась сейчас - во время войны. Да, и не только у меня. Я же не могу этого не замечать.
Война началась в конце февраля в нашу современную немилостливую зиму, неукрашенную снежной пеленой. Как правило, в это время или мерзкий холод, или какая-то прохладная сырость с ветром.
А когда еще гремят канонады, то душей завладевает такое чувство... Я когда-то сказал своей коллеге по работе о своем ощущении, и она подтвердила, что ощущает ровно тоже самое. Это чувство опустошения. Ходишь ты где-то или сидишь – не можешь найти себе места. Не находишь его и в прямом, и переносном смысле. Вот взяли залезли к тебе во внутрь и не просто все там попереламывали, а еще и выпотрошили. Вот как тут вытащишь из себя устоявшееся выражение «доброе утро» или «добрый день»? Я всегда думал, что описание в книгах или изображение в кино воронья во время войны – это художественный прием. Я очень ошибался. Даже не нужно разлагающихся трупов на улицах. У ворон чутье какое-то на периоды человеческих страданий. Раньше у себя во дворе особо ворон не замечал, а тут целые стаи появились на фоне затихшего транспорта и отсутствия значительного количества людей. Вот тебе и художественный прием. Правда жизни.
Все время думал, с погодой в фильмах режиссеры как-то предсказуемо однообразны. Солнце подчеркивает счастье и радость, буря – тревогу, дождь – печаль. А вы сделайте тревогу в солнечный день, а в дождь радость. Можно, конечно, все попытаться, но по общему правилу - не работает. Погода - это такой же кирпичик, из которого сложен фильм, как и игра актеров. Можно, правда, создать атмосферу радости при помощи летнего дождя. Но в кадре дождь, пускай и летний, неизменно будет соседствовать с солнечным светом. Дождь и солнце – тогда срабатывает.
В Киеве, люди, попрятавшиеся по своим домам, переполняемые тревожными чувствами, днями выходили из своих квартир в основном за продуктами. А куда еще идти? Унылое все. На улице уныло, в домах топить перестали – закутываться нужно. Сидишь, уткнувшись в телефон или планшет и читаешь, читаешь, какая там еще жуть стряслась.
И тут первый по-настоящему солнечный весенний день. Яркий, притягивающий как магнит. Плюс еще отсутствие прямой угрозы, если не считать угрозу с воздуха.
Как же этот день повытягивал людей на улицу. И это в спальном то районе Киева, которым являются Позняки.
Просто толпы людей бродили вальяжно по окрестным улицам будто это променад. Раньше всегда стремились выехать в центр или за город. А по этим временам за радость было насладиться солнечным денечком, просто посидеть на лавочке, пообщаться с близкими людьми. Впустить в себя лучи солнца, которых так не хватало. Которых все ждали.
Долго в этот день не возвращался домой. Было хоть и по-прежнему одиноко, но как-то забрезжил лучик надежды. Может быть когда-то вернется нормальная жизнь.
