ГЛАВА 33. НЕМНОГО ОБ ЭКОНОМИКЕ
Выдержки из новостей:
«МВФ призывает к срочной поддержке Украины, сообщает Financial Times
Высокопоставленный чиновник Международного валютного фонда сказал Financial Times, что партнерам Украины необходимо срочно предоставить финансирование, чтобы заполнить пробел в финансировании и предотвратить «серьезную макродестабилизацию».
«По поручению Президента Украины на этой неделе заработает обновленная программа є-Підтримка. В рамках этой программы каждый наемный работник, каждый ФЛП, у которого война забрала работу, сможет получить 6,5 тыс. гривен», – отметил вчера Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль.
По его словам, программа будет работать по аналогии с выплатами за вакцинацию через приложение ДІЯ. Министерство цифровой трансформации уведомит детали, как именно оформить помощь.
«Это сейчас. Но дальше каждый из вас должен начать работать ради Украины и нашей победы. Я благодарен каждому, кто тем или иным способом помог нашей героической армии, а также помогает людям, оказавшимся в тяжелых условиях разрушения и оккупации. Теперь нам нужно возобновлять производства там, где это возможно», — подчеркнул Премьер-министр.
Получить деньги могут предприниматели и наемные работники из регионов, в которых ведутся активные боевые действия. Это Черниговская, Сумская, Харьковская, Херсонская, Николаевская, Запорожская, Донецкая, Луганская области и Киев.
После подачи заявки деньги обещают перечислить в течение 10 дней. Если ранее была открыта карта для выплаты «ковидной тысячи», средства переводятся на нее.»
Так уж сложилось, но без денег в современном мире прожить человек не может. В новостях постоянно мелькали цифры финансовой помощи Украине, которая после начала войны приходила с Запада. Правда, нужно заметить, что обывателю очень сложно понять суть этих цифр. Пять миллиардов Евро туда, три миллиарда долларов сюда. Привыкли уже, что в новостях фигуририрует слово миллиард и он куда-то идет. Часто не один, вместе с другим, третим таким же. То в долларах, то в Евро. Воображение даже визуализировало это в виде груженых вагонов с денежными купюрами. Так как-то ярче. Какие-то циферки в компьютере не так интересно.
Как оценить много это или мало? По-видимому, очень много. Когда в новостях появлялась информация, что выделены миллионы, то это прямо-таки звучало как-то унизительно. От миллиарда и не меньше давайте. Средства выделялись на военную помощь, макроекономическую помощь. Даже сложно себе представить, что было бы если бы эти деньги в Украину не заходили.
Страна и так стремительно теряет экономическую мощь. Я узнаю сколько разнообразных в Украине предприятий. Только очень странно как-то узнаю. Хотелось бы иначе. А так просто постфактум. А именно как-то так: «Разбомбили завод по изготовлению подсолнечного масла там то и там-то». А... оказывается у нас и такой завод был. Интересно. То есть информация доходит либо о поврежденных предприятиях, либо об уже уничтоженных. Как свет от звезд, которые потухли. С той разницей, что звезды потухли давно. А предприятия убивают прямо на наших глазах.
Цифра постоянно меняется то уничтожено 20% ВВП Украины, то 30% ВВП. Сколько сегодня я не знаю даже. Нас в школе учили: Украина – житница Европы. Вообще я со скепсисом относился к каким-то патетическим вещам в советской пропаганде. Тем более, что в тот период советское государство плавно двигалось к своему закату. Пропаганда тогда была топорная, и в ней ощущалась какая-то натянутость. А сейчас мне не нужно объяснять, что Украина житница Европы. Да, что там Европы – мира. Тут уже не пропаганда. Об этом факты кричат.
На горизонте замаячил продовольственный кризис. Причем не в Украине, как ни странно, а в Африке. Казалось бы, какая тут связь. А самая прямая. Никогда раньше не задумывался над логистикой в вопросах поставки продовольствия. Украинская пшеница на регулярной основе и в огромных объемах экспортировалась из Украины через черноморские порты. По морю проще было такие объемы перемещать. Можно, конечно, использовать для этой же цели и железную дорогу, только везти пришлось бы чрезвычайно долго. Вот именно поэтому порты. Как через Черное и Средиземное моря довести груз на африканский континент понять несложно. После оккупации значительной части южной Украины часть зерна вышло из-под контроля украинского правительства, а вторая часть застряла в контролируемых Украиной портах. И не смотря на то, что самый крупный морской порт Украины – город Одесса оккупирован не был, это ситуацию принципиально не улучшало. Для того, чтобы в Одессу не зашли вражеские войска с моря, было проведено тщательное минирование. И соответственно сложилась патовая ситуация. Для того, чтобы вывести груз – нужно разминировать. Но если разминировать, то груз в море выйдет, а вместо него в городе окажется вражеский морской десант. Даже глупо рассчитывать на благородство, мало кто не воспользовался бы такой возможностью. Она просто сработала бы чуть ли не автоматически. И вот заклинило. В Африке наметился голод, в Европе цунами африканских мигрантов , безработица и прочие «прелести» экономического кризиса. Все сплелось в один клубок. И все сулило трагедии.
Сама же Украина влезала в невиданные и неслыханные долги. Деньги, о которых я писал ранее, преимущественно выдавались и выдаются в виде кредитов. Пускай и льготных. Но отдавать ведь их как-то нужно. Как и за счет чего? За счет чего появятся ресурсы у истерзанного войной государства? Это риторический вопрос. Для того, чтобы отдать старые кредиты – нужно брать новые. И так до бесконечности. А ведет это все, понятно, к чему – к дефолту. И он неизбежен. И настанет он как только закончится денежный поток. Пока длится война поток скорее всего продолжит поступать в Украину. Ибо украинцы выполняют сакральную жертвенную миссию цивилизационного характера. Платят жизнями за поддержание своей экономики и военной мощи.
И не будем завывать, основная цель финансовых вливаний это именно поддержание вооруженных сил Украины. В том числе, путем выплаты достойных зарплат военнослужащим. Они по украинским меркам сейчас весьма велики. И особенно это ощущается на фоне ситуации с доходами у населения в целом.
Есть в Украине сейчас такое понятие – «Территориальная оборона». Она существует в каждом населенном пункте. Людям выдали оружие на случай вторжения конкретно именно в их город или поселок. Чем-то немного похоже на народное ополчение. Так вот, в таких структурах деньгами так вообще не платят. Накормят, конечно, но не более.
Народу же регионов, в которых ведутся боевые действия была предложена разовая выплата в размере шести с половиной тысяч гривен. Ключевое слово – разовая. Эта сумма приблизительно соответствует двумстам долларам.
Кому-то, вероятно, в чем-то временно помогло. Но это все. Фонтан финансовой помощи населению иссяк. А ведь многие, очень многие остались без работы и еле сводят концы с концами. Немало людей в Украине привыкших жить от зарплаты до зарплаты. И они в финансовом тупике.
Но как говориться, дареному коню в зубы не смотрят. Конечно же «скачал» эти шесть с половиной тысяч и я. Запас карман не тянет. При этом, каждый день продолжаю читать новости о поступающих в Украину миллиардах долларов. И если вдруг встречаются вместо миллиардов миллионы, мой внутренний голос возмущается - «не серьезно как-то».
Выдержки из новостей:
«С начала войны зарплаты в Украине сократились на 25-50%, — Национальный банк Украины.
"Большинство предприятий не в состоянии выплачивать зарплату на довоенном уровне. По разным опросам, падение зарплат в частном секторе в среднем составило от 25% до 50% по сравнению с довоенным временем", — Национальный банк Украины».
«Всемирный банк прогнозирует 45% падение ВВП в Украине и 8,9% ВВП в России.»
