Сенот Ик-Киль
Чтобы больше побыть наедине с природой, Фиона и Брайан решили поехать пораньше. В пути парень решил рассказать увлекательную историю о том, как конкистадор Гонзало Герреро стал вождем майя и зачал мексиканскую нацию.
-Долгое время его считали предателем. Теперь считают героем. -начал рассказ парень. -Он плюнул на цивилизацию, нашел счастье среди майя, с гордостью носил татуировки на лице и голыми руками дрался с аллигаторами. Теперь его считают основателем мексиканской нации, а его детей — самыми первыми метисами в истории. Хотя по сути ему просто было комфортнее ходить в накидке, чем в кирасе, а трон касика был милее конкистадорского седла.
Гонзало Герреро одним из первых ступает на земли Юкатана, а его друзей съедают индейцы.
«Он показал индейцам, как сражаться, научил их строить крепости и бастионы. Таким образом, ведя себя как индеец, он заработал себе отличную репутацию, и они женили его на очень высокопоставленной даме, от которой у него были дети… Он сделал себе татуировку, отрастил волосы и проколол уши, чтобы носить серьги, как принято у индейцев».
-Вот это да!
-Героический предатель Гонзало Герреро родился в 1470 году в городе Палос-де-ла-Фронтера на юге Испании. Согласно одной из версий он происходил из марранов -крещеных евреев, чья жизнь вечно висела на волоске из-за трудных отношений с инквизицией. Однако уже к двадцати годам он завоевал немалое уважение, а с ней и защиту от церковных ищеек, участвуя в последней волне Реконкисты.
Гонзало Герреро становится военачальником майя и находит счастье в племени Чактемаль.
Гонзало довольно быстро перенял культуру майя: выучил язык, сделал татуировки на лице и тоннели в ушах, а также пробил себе перегородку в носу, дабы вставить туда нарядную деревяшку. Его перестали воспринимать как чужака и раба, а однажды он и вовсе завоевал почет и уважение. Как-то раз вождь Начан-Кан совершал ритуальные омовения в священном озере, когда на него напал аллигатор. Герреро набросился на рептилию и забил ее насмерть голыми руками. Вождь оценил поступок и дал испанцу полную свободу и воинские привилегии.
-Ой, мама!
-Слушай дальше. - проговорил Брайан.
-Гонзало Герреро встречает конкистадоров и оказывает им сопротивление.
У францисканца Жеронимо де Агилара стратегия выживания была иной. Он беспрестанно молился Господу о спасении, и однажды тот смилостивился. В 1519 году конкистадор Эрнан Кортес начал свой ураганный поход на империю ацтеков. Спустя пару лет Кортес уже был фактическим правителем огромных мезоамериканских территорий. В 1523 году до него дошли слухи о двух испанцах, застрявших в безвестном майянском племени. По легенде он лично прибыл в Чактемаль со свитой, и монах Жеронимо бросился обнимать его, со слезами на глазах благодаря Господа за услышанные молитвы. Вот только Гонзало вежливо отказался от возвращения в Испанию: «Брат Агилар, я женат, у меня трое детей, и здесь они смотрят на меня как на касика (господина) и капитана во время войны. У меня татуировки на лице и проколы в ушах. Что бы сказали обо мне испанцы, увидев меня таким? Иди и да благословит тебя Бог, ибо ты видел, насколько прекрасны мои дети».
Уговоры ни к чему не привели, в лоно «цивилизации» вернулся лишь Жеронимо де Агилар, ставший личным переводчиком Кортеса. Герреро же вскоре был вынужден столкнуться с иберийскими сородичами на поле боя. Конкистадоры, привыкшие к тому, что их войска идут сквозь Юкатан как нож сквозь масло, встретили неожиданно серьезное сопротивление в землях Чактемаля. Герреро лично возглавлял партизанские отряды майя в кампаниях против Кортеса и его помощников, таких как Педро де Альварадо и губернатор Панамы Педрариас. В инструкциях своим офицерам Альварадо особенно напирал на захват Гонзало в плен. Но живым тот не дался. В июне 1536 года майянский касик Гонзало Герреро погиб в битве с конкистадорами, защищая союзный город Тикамая. Его дальний родственник вождь Чичумба попросил о помощи, и Герреро прибыл со своим отрядом на 50 боевых каноэ. Испанцев, отправленных Альварадо, удалось ненадолго сдержать, но Гонзало погиб в той битве - его прямо в сердце сразила вражеская аркебуза. С подачи монаха де Абилара он долгое время считался предателем и язычником, хотя Гонзало и настаивал на том, что остался ревностным христианином. Позже мнение изменилось на противоположное: современные мексиканцы считают Герреро героем и защитником коренного населения, а его семью - первыми представителями новой, мексиканской, нации. На Юкатане ему поставлено множество памятников, и никто пока не стремится снести их.
-Ну, вот и всё. -произнёс Брайан.
Их автомобиль остановился, когда они прибыли в маянскую деревню.
-Да, он прямо герой! Остался в цивилизации Майя, когда была возможность вернуться в родную страну.
-Это точно. А теперь нас ждёт древний ритуал индейцев Майя под названием "Темаскаль".
Ребята подошли к индейскому шаману, который сидел у входа.
Церемония Темаскаль переводится, как «Дом горячих камей» иначе, «вспоминание первого вдоха» имеет глубокие корни уходящие далеко в до Колумбовые времена.
Они окунулись в обряд, похожий на индейскую баню со всеми вытекающими прелестями SPA, медитации, йоги, и очищения души и тела. Церемонию начал настоящий индейский шаман со всеми атрибутами, что использовались в древности. Фиона не смогла описать свои ощущения во время и после церемонии Темаскаль, потому что они были не передаваемые.
-Теперь настраивайся охладиться, потому что мы едем в сенот Ик-Киль!
-Тот самый, куда толкали жриц?!
-Да!
Шаман на прощание показал нам жестом "класс" и заулыбался.
На полуострове Юкатан в земле много известковых пород, которые обрушиваются вследствие природных причин. Подземные воды размывает известняк, он рушится и образуются пещеры различных размеров. Для индейцев майя сеноты были священны – для них они, как врата в подземный мир, где живут различные боги из царства мертвых.
Одними сенотами пользовались, чтоб там отдохнуть. В других молились. А в третьи скидывали жертв в ритуальных целях или даже были такие, куда бросали преступников. Совершил преступление – лети к чертям.
Причем считалось, что если ты выбрался из сенота, что практически невозможно, так как это больше похоже на природный колодец, то ты оправдан. Говорят, что из одного такого колодца паре человек удалось выкарабкаться. Но это как миф или легенда, на самом деле это, практически, невозможно.
Сеноты обычно заполнены водой, в них прохладно, летают разные птички, на стенах приспособились всевозможные растений. Из-за того, что в сенотах была вода, они помогали местным племенам выживать в различные периоды их существования.
-Говорят это одна из самых знаменитых пещер. -проговорил Брайан.
-Ещё бы! Колодец поглотил сотни невинных девушек, а теперь там все купаются. -ответила Фиона.
-Не волнуйся, тебя уже это не коснётся, а вот ощутить природную силу, сегодня станет реальностью. -ответил он и ступил на тропу, ведущую вниз.
Парень подал юной леди руку и повёл за собой. Перед ними открылся потрясающий вид.
Вход в сенот проложен сверху и вдоль стены до самой воды. Растения свешиваются вниз к воде и среди них летают птицы.
-Такое ощущение, что я попала в какое-то волшебство! -проголосила девушка. -Так всё необычно... Звуки, струящаяся вода, наше эхо.
Они спустились вниз, и Брайан скинув одежду, прыгнул в воду.
-После такой жары, вода просто шикарная! -воскликнул парень. -Сначала обжигающе холодная, но уже через несколько секунд приятная и ласковая. Иди ко мне.
Фиона немного смутилась.
-Или мне придётся тебя сюда столкнуть. -добавил он.
-Не, не, я сама. -ответила она, и войдя в воду, поплыла к нему.
-А какая под нами глубина?
-Не знаю, но здесь для этого буйки, за которые удобно держаться, если неуютно себя чувствуешь.
-Какой же этот сенот глубокий и в то же время ужасно красивый.
-Ты права, высота колодца около двадцати пяти метров. Плыви ко мне, на середину.
Фиона приблизилась к нему.
Посередине вверху виднелось голубое небо, сквозь круглый пролом в пещере.
-А теперь посмотри наверх.
Юная леди взглянула и ахнула.
-Какое небо голубое!
Солнечные лучи образовали световой тоннель, который освящал место, где они находились. В этом существовало некое таинство и магия, говоря нам в очередной раз о том, что человек во вселенной всего лишь песчинка бытия.
