Сито
Сразу хочу предупредить, писать особые мнения – не мое. Тем более в свободной форме. Надо, значит надо, но тому, кто это будет читать, я не завидую. И что вы, собственно, хотите узнать, помимо того, что уже написано в отчет? Я могу гарантировать, что все факты и последовательность событий изложены точно и объективно, после обсуждения со всеми участвовавшими в экспедиции коллегами. Даже не знаю, что к этому можно добавить.
Наверное, начну с того, что не считают эту экспедицию удачной. Да, мы выполнили все поставленные задачи. Но Совету хорошо известно, что я противник операций, связанных с необратимым разрушением техники. Ознакомившись с планом, я не хотел принимать участие в этой экспедиции и, уж тем более, возглавлять ее. Кстати, замечу, что смена руководителя буквально в последний момент – не самая лучшая идея.
Но не в этом суть, а в ответе на вопрос: «Чего мы в итоге добились?» Сто уничтоженных эмбриомеханических универсальных систем! Для чего? Для того, чтобы дикари полюбовались впечатляющим зрелищем массовой драки роботов? Не слишком ли это расточительно? Да, я знаю, что у нас их еще очень много, но мы их не производим. Пора прекращать разбрасываться высокотехнологическими запасами – их пополнение не предвидится. Не могу не вспомнить случай, когда пришлось срочно снаряжать ликвидатора для свихнувшегося охотничьего робота, лупившего парализующими лучами направо и налево. Тогда на складе службы ликвидации экстренных ситуаций не нашлось пары ножных антигравитаторов и специалисту пришлось пользоваться только одним!
Но я отвлекся. Вернемся к негативным результатам экспедиции. По сути мы уничтожили еще и такую редкую, дорогую и сложную сторожевую систему, как «Большой змей». Да, на первый взгляд может показаться, что в этом случае здравый смысл возобладал. Формально «Змея» мы просто отключили. Но мы его до сих пор не вывезли и я думаю, что местные жители его просто разберут. Аборигены давно уже не испытывают по отношению к нашей технике прежнего почтительного страха. Тот факт, что одной из целей экспедиции было изъятие у них молекулярного фильтра, который они методом проб и ошибок настроили на получение золота, говорит о многом.
Исходя из всего этого, по итогам экспедиции, мое особое мнение таково: мы должны максимально экономно относиться к нашим высокотехнологическим ресурсам, по возможности изымая, а не уничтожая то, что, благодаря оппозиционерам попало в руки аборигенов.
Закончить я хочу высказав свое одобрение концепции «Герои», пришедшей на смену концепции «Боги». С точки зрения экономии, максимальная маскировка под уровень местной цивилизации – шаг в правильном направлении. Как бы дико не выглядела деревянная галера, оснащенная станцией спутниковой навигации и водометным двигателем, это, с моей точки зрения, отличный пример рационального использования ресурсов.
Иллюстрация: Жан-Франсуа де Труа – Захват золотого руна
