Праздник Ивана Купала
от лица автора
Солнечные лучи, пробиваясь сквозь щели в занавесках, ласково касались лица Веры, будя ее от сна. Она потянулась, зевая, и открыла глаза. В комнату заглянула мама Татьяна, немного с нервной улыбкой на лице.
—Вставай, Вера, солнце уже высоко! Тебе нужно сходить в церковь к старухе за лекарством для Анны. Она совсем плоха, - сказала мама, с волнением в голосе.
Вера сонно кивнула и, одевшись, направилась в комнату к сестрам. Дверь была приоткрыта, и Вера увидела Анну, бледную как полотно, лежащую в кровати. Рядом с ней сидела сестра Мария, поглаживая ее по руке. Обычно Мария была веселой, шустрой, но сейчас ее взгляд был поникшим, а губы сжаты в тонкую линию. Вера чувствовала, как у нее сжимается сердце. Мария и Анна были близки, как две половинки одного целого, и болезнь младшей сестры отразилась на Марии сильнее, чем на Людмиле и самой Вере.
—Как она?, - прошептала Вера, подходя ближе.
—С раннего утра всё хуже и хуже, - ответила Мария, не отрывая взгляда от Анны. - Лихорадка не спадает.
Вера, не желая тревожить сестру, лишь кивнула и вышла из комнаты. Ей нужно было как можно быстрее найти старуху и получить лекарство. Она направилась на окраину деревни, к маленькой церкви, где жила известная травница. По дороге Вера не могла отделаться от тревоги, закрадывающейся в ее сердце. Она молилась, чтобы лекарство помогло Анне, чтобы ее сестренка снова стала веселой и жизнерадостной. Вера быстрым шагом шла по пыльной дороге, ведущей к окраине деревни. В руках она несла плетеную корзинку, которые принадлежали для трав от старухи Тати – известной травницы, к которой Вера шла за лекарством для маленькой сестры Анны. Вдруг её догнала Лиза, её подруга, с сияющими глазами и задорной улыбкой.
—Вера, по деревне ходят слухи! - воскликнула она, подмигнув подруге, — говорят, вчера вы со Святославом гуляли, и ты даже познакомилась с его семьей!
Вера покраснела, чувствуя, как её щеки пылают, но Лиза продолжала:
—Ну, и как? Как тебе его сестрица? Ммм, как её Рада зовут? Да! Точно Рада. Говорят, она странная, и ведьма, как и её мать, и бабушка.
Лиза, с любопытством и игривой интригой в голосе, продолжала:
—Ну, говори же! Как тебе Рада? Ты не боишься её?
Вера, опустив глаза, пробормотала: "Она... она просто... немного необычная. Но, мне кажется, она не такая уж и страшная, как говорят.
Лиза, не унимаясь, продолжала:
— А её мать, та точно ведьма! Говорят, она может гадать на картах и предсказывать будущее. И бабушка... о, о ней ходят самые страшные легенды!
Вера, чуть улыбнувшись, ответила:
— Лиза, ты все эти истории от кого-то слышала. Рада... она очень приветливая и дружелюбная.
—Ну, хорошо, хорошо, - согласилась Лиза, смягчившись. - Но, все равно, держись от них подальше. Знаешь, говорят, что в этой семье есть проклятье.
Вера, пожав плечами, продолжила свой путь, мысли её были заняты маленькой Анной и лекарством от старухи Тати. Она не хотела размышлять о проклятиях и ведьмах. Она просто желала, чтобы её сестра поскорее поправилась.
—Ну ты фу ты! — пихнула в бок её Лиза, — ты чего понурая такая? Забыла, что скоро праздники??
—Сестра заболела, — сказала Вера и тут же умолкла.
—А так ты к Тати идёшь, мне как раз по пути, а сестра твоя поправиться! Ты завтра приходи ко мне, платья нарядные оденем венки сплетем и праздновать пойдем!
—Да какие праздники Лизонька! Мне сестру вылечить надо. — сказала серьёзно Вера.
—Ну не всё же дома то сидеть, — надула губы Лиза, — а если Святик пойдёт небось с ним пойти согласишься.
—Ладно, уговорила! — сдалась Вера.
Лиза радостно подпрыгнула
—А через костёр прыгать будем как в прошлом году??? А на венках гадать? А петь и танцевать???
—Будем! — сказала спокойно Вера.
Лиза в порыве радости крепко обняла Веру напоследок сказав
—Завтра жду тебя!
Через несколько минут Вера, с замирающим сердцем, подошла к маленькой, покосившейся церквушке, стоящей на краю деревни.
Старая, с облупившейся краской, она казалась словно застывшей во времени, свидетельницей многих лет и судеб. Вера, не колеблясь, протянула руку и постучала в старую, скрипучую дверь.
— Баба Тати! Вы дома? - крикнула она, немного неуверенно, но с мольбой в голосе, — мне лекарство нужно очень! Сестрица заболела!
Дверь с тихим скрипом открылась, и на пороге показалась старуха, словно вылепленная из древесной коры, с морщинами, как карта старого мира, и глазами, цвета мутного янтаря. Она молча смотрела на Веру, пока та не закончила свою просьбу.
Баба Тати — травница, целительница
—Хорошо, девочка, проходи, - прошептала старуха, уступая дорогу.
Вера вошла в полутемную комнату, пахнущую травами и старой древесиной. На столе стояли банки с различными снадобьями, а на стенах висели пучки высушенных растений. Баба Тати, не спеша, собрала небольшую коробочку с сухими листьями и корнями. Взгляд её был тяжелым, пронизывающим.
—Вот, возьми, это поможет твоей сестре, - сказала старуха, протягивая коробочку Вере.
В тот момент, когда Вера протянула руку за лекарством, старуха произнесла, словно себе под нос:
—Смерть стоит за тобой и твоими сестрами, берегись...
Вера, ошеломленная словами старухи, не успела ничего ответить. Баба Тати уже ушла, растворившись в полумраке церкви.
Вера, сжав в руках лекарство, почувствовала, как по спине пробежал холодок. Слова старухи звучали, как зловещее предзнаменование. Она не знала, что думать, но понимала, что в жизни её семьи грядут перемены, и они, скорее всего, будут нелегкими. Вера вернулась домой с тяжелым сердцем. Слова бабы Тати, словно холодный ветер, пронзили её душу. Она отдала маме лекарство, но не рассказала о том, что услышала. Не хотела пугать её. Подойдя к своей комнате, Вера просто рухнула на кровать, словно выжатая лимон. Целый день она лежала, не вставая, погруженная в мысли. Образы старухи, её тяжелый взгляд, и пугающие слова крутились в голове.
На следующий день Вера проснулась с чувством лёгкой грусти, но всё же, с надеждой на лучшее. Она решила, что нужно просто отвлечься, забыться на время.
—День Ивана Купала! Праздник! - подумала Вера, с улыбкой вспоминая весёлые танцы, песни и костры.
Она решительно встала, оделась в яркое платье, забрала с собой новую ленту для волос. И отправилась к Лизе, чтобы вместе с ней подготовиться к празднику. Вера решила, что нужно повеселиться, хоть ненадолго, забыть о мрачных предсказаниях, просто наслаждаться летней ночью и радостью, которую дарил праздник.
через некоторое время
Вера и Лиза, сидя на лужайке у дома Лизы, плели венки. Их руки ловко перебирали разноцветные полевые цветы, создавая кружево из лепестков и стеблей. Лиза, с задорным смехом, украшала свой венок сиреневыми цветами, а Вера предпочла нежные ромашки и васильки.
—Смотри, какой красивый венок у тебя получился! - сказала Лиза, рассматривая работу Веры. Он такой же нежный, как ты сама, ну ка примерь!
— Красота! — восхитилась Лиза
—А твой то какой, просто прелесть! - ответила Вера, венком подруги.
Вечер быстро сгустился, окрашивая небо в фиолетовые тона. Девушки, взявшись за руки, направились к месту проведения праздника. По дороге они встретили группу молодых парней, весело распевающих песни. "Вера! Лиза!" - заорал один из них, с ухмылкой, "Идёмте к нам, будет весело!" Девушки, с лёгкостью, влились в группу, и вот они уже двигались в сторону поляны, где уже разгорелся огромный костёр, освещающий танцующую молодежь.
Вера и Лиза, заразившись общим весельем, пустились в пляс. Вокруг играла музыка, звучали песни, и все кружились в вихре радости и юности.
Среди танцующих были и пьяные мужички, с разгоряченными лицами, которые подпевали, не попадая в такт, и пытались танцевать, зачастую путаясь в ногах.
—Огонь! Огонь! - раздался возглас, и группа молодых людей, взявшись за руки, побежала к костру. Девушки, не отставая, присоединились к ним. Один за другим, прыгали через языки пламени, смеясь и крича, как дети.
Вера, затаив дыхание, прыгнула через костёр. Она почувствовала тепло и даже что-то вроде очищения.
Праздник Ивана Купала бушевал. Девушки Вера и Лиза, закружившись в хороводе, смеялись и пели песни, украшенные полевыми цветами. Воздух был наполнен ароматом костра, дымом, ароматом жареной картошки и сладким запахом меда.
Внезапно, из толпы, к Вере подошёл Святослав.
—Вера, ты такая красивая! Пойдём прогуляемся вдоль озера? - прошептал он, заглядывая ей в глаза.
Вера, смущаясь, кивнула. Они отошли от гуляющей толпы, и, уже слегка пьяные от традиционного напитка из трав, решили искупаться в прохладном озере. Святослав, смеясь, первым прыгнул в воду. Вера, последовала за ним, но ощутив холодную воду, она замерла. Святослав скрылся под водой, Вера немного постояв и привыкнув к воде, поплыла вслед за ним.
—Святослав! Где ты? - крикнула она, но ответа не последовало.
Вера оглянулась по сторонам. Озеро было пустым. Страх сковал ее, она начала кричать, зовя Святослава. Внезапно, чья-то рука, холодная и сильная, схватила ее за ногу. Вера закричала от ужаса, но сила тянула ее на дно. Она попыталась вырваться, но хватающая рука была слишком сильна. В темноте, наполненной страхом, она уже не могла разглядеть ничего, кроме тёмной воды, которая заполняла её лёгкие.
