47 страница23 июля 2020, 13:13

претворение в жизнь свидетельства единобожия

Всевышний Аллах сказал: «Вот Ибрахим сказал своему отцу и народу: «Поистине, я не имею отношения к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто сотворил меня. Поистине, Он поведет меня прямым путем». Он сделал это (свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха) словом, пребывающим в его потомстве, чтобы они могли вернуться на прямой путь». (43:26-28).
То есть он сделал эту верность Аллаху и отречение от всякого объекта поклонения, кроме Него, словом, которое останется в его потомстве и которое пророки и их последователи будут наследовать друг от друга. Это слово – свидетельство «Ля иляха илля-Ллах». Именно его предводитель исповедующих единобожие оставил в наследство своим последователям до самого Судного дня.
Это свидетельство, на котором держатся земля и небеса и которое Аллах сделал изначальной естественной природой всех творений. На нем зиждется религия и на нем воздвигнута кибла, и ради него были обнажены мечи джихада. Это исключительное право Аллаха в отношении всех Его рабов. Это свидетельство, делающее неприкосновенными кровь, имущество и потомство в этом мире и спасающее от мучений в могиле и в Огне. Это свиток, без которого никто не войдет в Рай, и вервь, не держась за которую человеку не дойти до Аллаха. Это свидетельство ислама и ключ к обители мира. Оно разделяет людей на несчастных и счастливых, принятых и гонимых, и оно отделяет обитель неверия от обители веры, и благодаря
ему обитель блаженства отличается от обители несчастья и позора. Это свидетельство – несущий столб обязательного и желательного: «Тот, чьими последними словами станут слова: «Ля иляха илля-Ллах» - войдет в Рай» (Абу Дауд, 3116).
Дух и тайна этого свидетельства – обращение любви, возвеличивания, страха, надежды и их следствий – упования, возвращения к покорности после ослушания, стремление и благоговейного страха – исключительно к Аллаху, кроме Которого нет бога.
То есть человек не любит (по-настоящему) никого, кроме Аллаха, а его любовь к кому-то или чему-то помимо Него является следствием его любви к Нему. И он не боится никого, кроме Него, и не надеется ни на кого, кроме Него, и он не дает обетов никому, кроме Него, и не раскаивается ни перед кем, кроме Него, подчиняется исключительно Его велениям, считает, что ему достаточно Его, не взывает о помощи в беде ни к кому, кроме Него, не ищет защиты ни у кого, кроме Него, не совершает земных поклонов никому , кроме Него, совершает заклание исключительно ради Него и с произнесением Его имени. Иначе говоря: эти слова предполагают, что запрещается обращать к кому-то или чему- то помимо Него любой вид поклонения. Это и есть претворение в жизнь свидетельства «Ля иляха илля-ЛЛах».
Именно поэтому Аллах сделал запретными для Огня тех, кто по- настоящему засвидетельствовал, что нет божества (достойного поклонения) кроме, Аллаха. Невозможно войти в Огонь тому, кто засвидетельствовал по-настоящему и претворил это свидетельство в жизнь. Как сказал Всевышний:
«.. которые претворяют в жизнь свидетельства свои» (70:33).
Человек должен осуществлять свое свидетельство, претворять его в жизнь внешне и внутренне, сердцем и вместилищем этого сердца. Поистине, среди людей есть такие, свидетельство которых мертво. Есть и такие, свидетельство которых спит, но если его разбудить, оно просыпается. У некоторых оно лежит, у других оно в положении ближе к стоячему. Это свидетельство в сердце подобно духу в теле. Бывает дух мертвый, бывает больной, который ближе к мертвому, и тот, который ближе к живому. А бывает дух, заботящийся о теле.
В достоверном хадисе сказано: «Поистине, я знаю слова – какой бы раб Аллаха ни произнес их перед смертью, дух его непременно испытает облегчение» (Ахмад).
Жизнь духа зависит от жизни этих слов в нем, подобно тому, как жизнь тела зависит от жизни духа в нем. И тот, кто умер, будучи привержен этим словам, пребудет в Раю. И дух того, кто жил, претворяя в жизнь это свидетельство, пребудет в райской обители, и жизнь его будет наипрекраснейшей. Всевышний Аллах сказал: «Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай» (79:40-41).
Рай будет их обителью в день встречи с Ним. А сад познания, любви, близости к Аллаху, стремления к встрече с ним, радости и довольства Им – обитель духа его в этом мире. И если в этом мире его обителью была эта обитель, то в День Воскресения его обителью станут Сады вечности. А тот, кто был лишен этого сада, тем более будет лишен райского сада. Благочестивые блаженствуют, даже если жизнь их нелегка и мирские блага скудны, а нечестивцы – в пламени, даже если у них множество мирских благ.
Всевышний Аллах сказал: «Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью» (16:97).
Благая жизнь – это рай на земле.
И Всевышний Аллах сказал: «Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для Ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь» (6:125).
Какое блаженство лучше простора в груди и какое мучение хуже стеснения, сдавливания в груди?
И Всевышний Аллах сказал: «Поистине, приближенные Аллаха не познают страха и не будут опечалены. Они уверовали и были богобоязненны. Им предназначена радостная весть в этом мире и в Последней жизни. Слова Аллаха не подлежат отмене. Это – великое преуспеяние» (10:62-64).
Жизнь искреннего верующего поистине прекрасна, он ощущает умиротворение, ему дышится свободно и сердце его исполнено радости. Это рай, предшествующий Раю настоящему.
Пророк да благословит Его Аллах и приветствует сказал: «Когда проходите мимо райских садов, запасайтесь в них». Его спросили: «А что такое райские сады?» Он ответил: «Это кружки, в которых поминают Аллаха» (Ахмад).
Он также сказал: «Поистине, между моим домом и моим минбаром – один из садов Рая» (аль-Бухари, 1195; Муслим, 1390).
А когда его спросили о том, как он постился порой два дня без разговения, он ответил: «Поистине, я не подобен вам. Поистине, я у Господа моего, Который кормит и поит меня» (Муслим).
Посланник Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует сообщил, что пища духовная, которую он получает от Господа своего, заменяет ему обычную пищу и питье, однако это его исключительная особенность, которой нет ни у кого, кроме него. Когда он воздерживается от пищи и питья, Господь дарует ему замену, избавляющую его от потребности в пище и питье.
Воспоминания о тебе ее отвлекают
От еды и питья, про запасы забыть заставляют.
Лик твой – свет для нее, он ей путь освещает,
А речи твои, словно песня погонщика, ее подгоняют...
Чем больше пользы приносит рабу обладание чем-то, тем больше боли причиняет ему лишение этого. И чем больше пользы приносит ему отсутствие чего-либо, тем больше боли причиняет ему наличие этого. А для раба Аллаха нет ничего полезнее устремленности к Аллаху, занятия поминанием Его, наслаждения любовью к Нему, предпочтения Его довольства всему остальному.
Более того, не может быть у него жизни, блаженства, радости без этого, и отсутствие этого причиняет ему боль предельно возможной силы. Дух не становится свидетелем этих мук и боли, потому что он занят другим и погружен в это свое занятие. И дух не замечает боли потери, которую он испытывает, лишаясь самого любимого и самого полезного для него. Он подобен человеку в состоянии глубокого опьянения, дом которого сгорел вместе с его имуществом, семьей и детьми, а он ничего не замечает из-за своего опьянения и не ощущает боли от этой потери и не испытывает скорби. А когда он отрезвеет и пелена опьянения спадет с него и уйдет сон, в который погрузило его вино, то он поймет, в каком положении он оказался.
То же самое происходит с человеком, когда поднимается завеса, он видит воочию первые признаки своего перехода в мир вечный, расставания в этим миром и отправления к Аллаху. Там боль, скорбь и муки будут во много раз сильнее. Тот, с кем случилось несчастье в этом мире, надеется на благое возмещение, зная, что постигшее его непременно уйдет, исчезнет.
А что можно сказать о том, кого постигла такое несчастье, за которое нельзя получить возмещение, и оно несравнимо со всем этим миром? Если бы Всевышний Аллах предопределил ему смерть от этой скорби и боли, то она была бы заслуженной. Смерть становится желанной для него, превращаясь в предмет мечтаний. Это если бы он испытывал боль потери. А что сказать, когда есть еще мучения духа и тела иного рода, не поддающиеся исчислению? Преславен же Тот, Кто возложил на слабые творения эти два вида величайшей боли, которые не способны вынести даже горы...
Представь же сейчас нечто самое любимое для тебя в этом мире – нечто такое, без чего тебе нормально не прожить. А теперь представь, что тебя лишили этого, когда ты больше всего в нем нуждался. Каково будет твое положение?.. И это притом, что этому можно найти замену. А что можно сказать о том, что незаменимо? Как говорится:
Вещи любой, лишившись ее, найдешь замену,
А тот, кто лишился Аллаха, какую найдет замену?..
В хадисе-кудси сказано: «О сын Адама! Я сотворил тебя для поклонения Мне, так не играй же! И Я обеспечил тебя удел твой, так не утомляй же себя понапрасну. О сын Адама! Проси у Меня, и Я дарую тебе, и если ты найдешь Меня, то найдешь все, а если упустишь Меня, то упустишь все, и Я любимее для тебя, чем все остальное.
См. «Ад-да' уа дауа'»

47 страница23 июля 2020, 13:13