71 страница22 февраля 2017, 13:32

- ЭАЛЫ (ТЁМНЫЕ АЛАИ) (ч.2)

АНЭИС

– Чувствовать способны многие, но умеют лишь единицы.

Ларе, анэис-наставница

Первое, чему учат молодых Чувствующих, – это, как бы парадоксально ни звучало, не думать. Все эти фразочки вроде «За мыслями не разглядишь истины», которые так любят цитировать некоторые нерадивые студенты, принадлежат госпожам анеис.

Анеис или Чувствующими называют эалиек, обладающих сверхъестественной (даже для алаек) интуицией. Они предчувствуют всё: от того, на какую ветку не стоит прыгать, до того, кому можно, а кому нельзя вверять свои капиталы. Именно предчувствуют, а не приходят к тому или иному выводу благодаря логическим рассуждениям. Чем меньше анеис задействуют свой ум, тем точнее будет их «предсказание» (пишу в кавычках, потому что Чувствующие очень не любят, когда так называют их... сообщения). Анеис должны уметь слушать голос своего тел алаит, Духа Кошки, а не разума (хотя ни у кого не повернулся бы язык сказать, что они глупы).

Известная эалийская поэтесса Риомри Аллуа написала целую поэму, посвящённую вещам, которые позволяют ей не думать. Среди них упомянуты: трепещущие усы лежащей на сквозняке кошки; гусеница «хвост Аэллы», ползущая вверх по стволу; котята, сосущие молоко, и вылизывающая их мать; веиндоров соловей, выкладывающий узоры из звериных косточек вокруг пантерного дуба, и, как ни странно, чистящие рыбу эльфы. И всё-таки самым известным «мыслегасителем» был и остаётся огромный изумруд Властительницы Великого Леса Тимелы.

При всём этом, анеис отнюдь не являются существами необразованными и неосведомлёнными, как можно подумать. Если Чувствующая не будет знать о жизни мира за пределами Ал Эменаит, ей попросту не из чего будет выбирать правильный ответ на заданный вопрос.

Откуда анеис узнают о происходящем в Бесконечном вообще и в Энхиарге в частности? В малообразованных слоях населения ходит безумная версия, что для анеис шпионят кошки – самые обычные кошки-звери, которых почему-то принято называть «домашними».

Особенно эта версия запала в сердца жителей Хелраада, что привело к массовому истреблению кошек в этой стране. Аласаис не вмешалась (в кои-то веки!). Но котоубийцы не долго наслаждались покоем. Всего через месяц прошёл слух, что видели кошку-призрака, прошедшую сквозь стену дворца Хеллина Непобедимого. Распустила его пожилая дама, работающая в этом самом дворце. По её словам, дух невинно убиенного кота Помидора, кормившегося при кухне, объявился в столовой владыки и прямо посреди неё напрудил лужу, убрать которую не представлялось возможным «по причине её сугубой нематериальности». Ну тряпка сквозь неё проходила, вы поняли. Через некоторое время лужа исчезла, но день спустя кот объявился снова и... повторил свою акцию протеста. Бедная служанка не знала, что ей и делать: лужу рано или поздно заметят, и тогда ей несдобровать. Пораскинув мозгами, она рассудила, что если дворец терроризирует дух кота, ей нужен дух собаки, чтобы прогнать его. Служанка решилась на отчаянный шаг: зарезать пса из своры Хеллина. За что, собственно, и была впоследствии казнена. А призрак кота Помидора ещё долго потом отмечался по всему дворцу и шпионил для дочерей Аласаис лучше, чем прежде.

По другой, более разумной версии, глубокими познаниями о происходящем в Бесконечном анеис обязаны своим же сёстрам-Чувствующим, ушедшим к Вечному Дереву. Судьба этих кошек укрыта мехом тайны, да и что именно представляет из себя это легендарное растение (и растение ли оно вообще) неведомо никому, кроме допущенных им к себе анеис. «Говорят, что где-то там находится Вечное Дерево, священное для всех эалов — сердце Ал Эменаит... Ветви же его являются и корнями, ибо из всего мира собирает оно свою силу...» пишет о нём Алвиан Анлиморский. За эту цитату, приведённую в одной из книг, патриарх Селорн, помнится, обшипел меня с ног до головы. Если я ухватила истину за хвостик, он желал бы поправить Алвиана в следующем: дерево собирает не силу, а знания, причём корни-ветви тянут из мира информацию о событиях явных, а корни-корни о тайнах сокровенных Бесконечного... Что бы это всё ни значило.

Лет пятьсот назад троице магов из Языка Змея удалось-таки добраться до Дерева... Живым вернулся только один. Он был безумен, бормотал, что оно видит всех и всё насквозь. Впрочем, насквозь этого беднягу видели и подобравшие его эалы: тело его стало прозрачным, словно каждый орган был отлит из драгоценного мягкого стекла. Вдоволь попускав слюни, навращав глазами и набросавшись на ни в чём не повинных слушателей, чародей потребовал отвести его к Клыку Веиндора в Долине Снов. Эалы вняли его мольбам. Коснувшись скалы, незваный гость Ал Эменаит рассыпался серебристой пылью. И, что самое обидное, так ничего никому толком и не рассказал о своём жутком свидании с Деревом.

Анеис не обладают приписываемой им таинственной методикой развития интуиции. Каждая Чувствующая находит собственный путь к раскрытию своего дара. Роль наставниц заключается лишь в том, чтобы дать оценку способностям своих подопечных, предостеречь их от ошибок и предоставить им достаточно простора для практики. Какого рода практики? Ну, например, молодых Чувствующих часто отправляют в лес за грибами. Не рассказывая, какие грибы ядовитые, а какие – нет. Или же отправляют охотиться на Упавшее озеро, в котором каждая вторая рыбка норовит отхватить вам лапу по самые уши (и которое само по себе примечательно, ибо плещется в полом стволе упавшего исполинского дерева, лежащего высоко над землей на ветвях других лесных великанов).

У анеис нет чёткой иерархии, превосходство одной кошки над другой они ощущают интуитивно. Изредка для решения особо важных вопросов все Чувствующие собираются на совет в Льен-те-анеис – Чаше Анеис. В остальное время эта «священная яма» используется для ритуальных песнопений и совместных трапез.

За пределами Ал Эменаит Чувствующих побаиваются... И я сама, честно говоря, тоже. Мрачные, чёрные как ночь эалийки, с пылающими, видящими тебя насквозь глазами – брр, хвост сам собой дрожит и поджимается!.. Хотя их сумрачная красота вдохновляла и продолжает вдохновлять художников и скульпторов Энхиарга.

По подсчётам одного почтенного энвирза, статуя нахмурившей брови Чувствующей, установленная напротив входа в магазин самообслуживания, позволяет сократить потери от мелкого воровства на 73,8%. Интересно, какой бы процент дала статуя патриарха Селор... всё, замолкаю, замолкаю!

Анеис крайне редко соглашаются работать на какого бы то ни было неалая, кроме разве что тех случаев, когда это продиктовано интересами их родины.

ТЕЛЕПАТЫ

Однажды линдоргские маги взяли в плен Властительницу Тимелу. И напоили её зельем, заставляющим говорить всё, что думаешь. Они напоили – а она молчит.

Любимый анекдот Властителя Инаана

Сдаётся мне – нет смысла подробно описывать, чем занимаются телепаты: залезают к вам в голову, узнают, где вы припрятали банку килек и... ладно, я тут всё ёрничаю, а большинству существ при одном упоминании об этих эалах становится отнюдь не до смеха.

Телепаты из Ал Эменаит делятся на Крадущихся, славящихся умением незаметно проникать в разум своей жертвы и не только вытягивать из него информацию, но и внушать определённые желания и мысли, которые ей, жертве, впоследствии покажутся её собственными; и Рычащих – тех, кто занимается «боевой» телепатией, т.е. «сбивает» концентрацию вражеских магов, оглушает, парализует противника, подчиняет его себе, а так же грубо вырывает из его памяти нужные сведения. Есть среди телепатов и универсалы, но их достижения обычно оказываются несколько ниже, чем у коллег, специализирующихся на каком-то одном виде воздействия.

Самый же лютый ужас внушают неалаям так называемые Бестелесные телепаты. Эти коты не теряют своих способностей, находясь в абсолютно любой физической оболочке: от невзрачного чёрного котишки с драным ухом до вашей любимой тётушки... или её унизанной жемчугами болонки. Обнаружить такого телепата крайне трудно, но, к неалайскому счастью и алайскому сожалению, Бестелесных очень мало.

Телепаты из Ал Эменаит славятся не только этим своим даром: в придачу к нему они получили поразительный ум. Из каждой выуженной из чужого сознания крохи информации они умудряются извлечь столько пользы, что дурно становится. Как и от их способности просчитывать сотни вариантов развития события, да ещё с эдакой ленцой на наглой морде.

В художественной литературе Энхиарга эалийских телепатов рисуют неким подобием линдоргских магов: бессердечными, амбициозными корыстолюбцами, помешавшимися на собственном могуществе. Что же, не трудно догадаться почему.

Как и все эалы, телепаты вынуждены держать свои эмоции в узде, но благодаря изощрённому уму и соответствующему воспитанию это удаётся им намного лучше. Они достигают в искусстве самоконтроля таких высот, что со стороны кажутся совершенно бесчувственными («холодными, как дохлый труп мёртвого кота», – как выразилась маленькая Эйтли Тинойа). В их подчас безупречных до отвращения манерах не остаётся ни капли обычной алайской живости и сердечности, а уж язвительность телепатов, умеющих как никто нащупать слабое место у жертвы своего остроумия, вообще вошла в легенды. Вдобавок не стоит забывать, что это ледяное спокойствие – всего лишь маска. Внутри каждого эала скрывается своевольное, довольно агрессивное животное, которое нет-нет да и даст о себе знать...

Если лицемерие, подавление своих эмоций вредно для анеис, телепатам оно повредить особо не способно. И из маленьких комочков угольного меха, мячиками скачущих с ветки на ветку за стрекозами в Ал Эменаит, вырастают отменные интриганы, идеально приспособленные для работы среди неалаев. В частности, в Линдорге, выносить нравы которого другим кошкам довольно трудно. Если, например, ан Камиану сложно ввязываться в гущу местных интриг из-за его впечатлительности и тонкой душевной организации, а ан Темиару – из-за чрезмерной чуткости и обострённого чувства справедливости, то эалу все эти проблемы неведомы. Один раз взявшись за дело, тёмный алай прёт вперёд, как, простите, т'хуущ за шишкой.

На новую работу – чем сложнее, тем лучше – телепаты набрасываются как голодный лесной кот на змею. Но отнюдь не из желания возвыситься. Они ищут новую пищу для своего ума, подопытных существ для совершенствования своего телепатического дара, стремятся принести пользу своему народу и, конечно, самой Аласаис. Власть – ценный инструмент, но получать удовольствие от обладания ею как таковой эалы не способны. Им нравится измотать свою жертву, загнать её в угол, ну, может, поиграть с ней немного, ощущая своё превосходство, а потом... сожрать.

Что, почему я так часто говорю одновременно о лесных телепатах и Линдорге? Да потому, что там для них «самое рыбное место»... э-э, простите за самоцитирование. Благодаря сыну Амфери Похищенной телепаты из Ал Эменаит пролезли в этот город, да так и «угрелись» в нём: их услуги были востребованы в Линдорге, как нигде. Вдобавок Линдорг – средоточие всех интриг Энхиарга, и нигде больше нет такого роскошного выбора голов, из которых можно преспокойно «сцеживать» информацию о тайной жизни нашего мира.

КОТЫ И КОШКИ

Неалаев удивляет, как эалийские мужчины и женщины, будучи настолько непохожими, умудряются уживаться друг с другом. «Ведь телепаты и анеис живут в совершенно разных мирах!» – говорят они и совершенно правильно говорят. С одной лишь оговоркой: телепаты и анеис. Да, эти действительно живут в разных мирах и пересекаются только для обсуждения деловых вопросов. Их ничто не объединяет, кроме стремления к благу своего народа. Но эалы – это не только (или точнее – «не всё время») телепаты и анеис, это ещё просто коты и кошки, живущие общей и, надо сказать, довольно примитивной, животной жизнью. Они играют, охотятся, дерутся, ухаживают друг за другом, обзаводятся потомством и воспитывают котят. Им нет никакого дела до «профессиональных достижений» друг друга; до того, как партнёр относится к политике Элаана в отношении Агшелли и какой тип познания мира он или она считает наиболее совершенным. Это равнодушие – залог своеобразной эалийской гармонии.

Решая же мелкие бытовые вопросы, эалийские парочки шипят, бросают друг в друга чем попало, кусаются, а потом столь же бурно мирятся. Если вы увидите тёмного алая, спихнувшего свою подругу в фонтан или даже заехавшего ей по уху – не спешите звать стражу. Для них это совершенно нормально. Подождите пару мгновений – вполне возможно, у вас появится более достойный повод прийти на помощь, когда разъярённая кошка отряхнётся и... Не пытайтесь объяснить эалу, что бить женщину нехорошо: он просто не поймёт, о чём вы говорите. Точно так же вас не поймёт эалийка, если вам вздумается поучить её уважению к мужу или отцу.

С другой стороны, если эалийка в нашей истории – анеис, а её кавалер – телепат, и он вздумает применить против неё свои способности – вот тут он получит сполна. Конечно, не от неё самой – мало найдётся существ, способных сопротивляться телепатам. Но в глазах эалов подобное деяние – серьёзное преступление, оно рассматривается, как попытка взять разум Чувствующей под контроль, а затем выдать внушённые ей мысли за голос её интуиции. Меры применят жёсткие, но, как, скрипя клыками, утверждает патриарх Селорн, необходимые. Символом неприкосновенности анеис является корона Властительницы Ал Эменаит, защищающая её от любого – магического и немагического – телепатического воздействия.

Возвращаясь к преступлениям и наказаниям, нужно сказать, что не менее строго будет осуждена и сама анеис, решившаяся выдать свои желания за голос интуиции. Чтобы предотвратить подобное несчастье, всем молодым Чувствующим дают прочитать знаменитую «Мурлычущую Пустоту».

К слову, о чтении. Эалы, мягко говоря, не самые читающие из алаев. Не в смысле необразованности, просто они ненавидят сам процесс чтения: эалийки привыкли «тянуть» информацию напрямую из окружающего мира, а эалы – считывать её из чужой памяти. Согласитесь, есть разница: читать толстый фолиант несколько суток или же получить тот же объём знаний за пару часов, а то и минут. Всякие же книжные прелести, вроде запаха и шелеста бумаги, увы, не относятся к понятным эалу удовольствиям.

Говоря о трепетном отношении эалов к «предсказаниям» анеис, мы подошли к интересной теме их взаимодействия во время принятия важных решений. Выглядит это обычно так: тёмные алаи, пригласившие Чувствующую, обрисовывают ей сложившуюся ситуацию. Она снисходительно кивает, зная (или делая вид, что знает) больше самих рассказчиков. Закрывает глаза и сидит тихо-тихо. А потом говорит: «Налаживайте отношения с таким-то и таким-то». И уходит, оставляя почтенное собрание недоверчиво качать головами, – вроде бы никаких логических предпосылок к рекомендованному ею выбору не имелось.

После этого облагодетельствованные эалы садятся и начинают искать логическое обоснование её словам. Обычно такое находится, если и не сразу, то по прошествии некоторого времени. И тогда каждый уважающий себя эал идёт к статуе Аласаис и возносит ей хвалу за интуицию, ниспосланную сестре его анеис, и мудрость внять словам Чувствующей, дарованную ему самому.

Всегда оставаясь в тени своих отцов, братьев, сыновей и мужей, эалийки от души посмеиваются над защитниками равноправия из Ар-Диреллейт, одно время повадившихся писать памфлеты об угнетённых женщинах Ал Эменаит. Они-то знают, что за каждым мужчиной Великого Леса всегда стоит женщина – уважаемая и почитаемая ничуть не меньше. И именно её слово будет решающим в любом важном споре...

Другой вопрос, что анеис совершенно не стремятся пользоваться этой властью. И резкое вмешательство Чувствующих в дела Леса требуется крайне редко: их мужчины на редкость хитрые и мудрые правители. Анеис больше склонны упиваться единением со своей природой. Познавать, холить и лелеять «кошку в себе»... И всё-таки чем больше общаешься с анеис, тем твёрже понимаешь, что не тебе, недалёкой, рассуждать об их стремлениях. Вполне возможно, что это только кажется, будто они погружены в самосозерцание, на самом же деле... даже гадать не буду, позориться.

71 страница22 февраля 2017, 13:32