39 часть
На школьном дворе было шумно от расходящихся по домам учеников.
Бо Цзиньянь проводил взглядом Хо Сяолу, а потом сказал со смешком:
- Пойдём.
- Куда? - спросила Цзянь Яо.
Профессор, уже зашагавший вперёд, обернулся:
- Учиться, куда же ещё. Исследуем, каким образом обычная китайская школьница превратилась в психопатку.
***
В квартале всего через дорогу от школы было тихо и холодно. Неярко горели фонари; у части лавочек окна ещё светились, часть уже была закрыта. Худенькая фигурка Хо Сяолу медленно двигалась вперёд среди всех этих огней.
Бо Цзиньянь и Цзянь Яо следовали за ней на джипе, в сотне метров позади. За ними хвостом плелась полицейская машина.
Едва сев в автомобиль, Цзянь Яо позвонила капитану полиции и поделилась выводами, к которым пришёл Бо Цзиньянь. Хоть того и разбирали сомнения, но спорить он не стал - ведь суть дела и заключалась в том, чтобы показать ценность криминальной психологии? Так или иначе, преступника удалось определить за два часа, кроме того, Бо Цзиньянь заверил, что вскоре эксперты найдут и ДНК, и отпечатки пальцев, и другие неоспоримые улики.
Повесив трубку, девушка посмотрела на профессора. Тот вёл машину, и казалось, что всё его внимание поглощено слежкой за Хо Сяолу, но он тут же произнёс:
- Рассказывай, каким же окольным путём до тебя дошло?
Цзянь Яо покосилась на него - что за человек! Он, кажется, нарочно подбирает такие слова, чтобы звучало похуже! Тем не менее, она ответила со всей серьёзностью:
- На первый взгляд, самый вероятный подозреваемый - Су Бэй. Как ты перед тем говорил, она, скорее всего, пошла на свидание с парнем - наверняка с Су Бэем. А у него был нож, и ещё он сильно проигрался. Он, вероятно, захотел бы ограбить Минхуай. Но вот собирался ли он её убивать - не знаю.
Бо Цзиньянь слушал, барабаня пальцами по рулю.
- А ещё ты сказал, что криминальная психология ищет ответы в поведении, - продолжила Цзянь Яо. - Хотя все улики вроде бы указывают на Су Бэя, но с точки зрения поведения - есть сомнения.
- Ну-ка?
- Думаю, самое очевидное - это раны на теле Минхуай. Преступник не только её избил, но ещё и изодрал ей всю кожу. Если бы это был Су Бэй, зачем бы он так поступил? Ведь ему-то нужны были деньги. А исцарапанное лицо - это больше похоже на ревность. А он же парень. Даже если он гей - всё равно было бы странно, если бы он ревновал к красивой девушке. И ещё я заметила, что юбка у неё была вся в грязи, а там, где она лежала - бетонная площадка. Вокруг никаких следов борьбы. Получается, кто-то специально сходил в сторонку за грязью и вылил на неё. И по этому поведению я думаю, что… убийца - девушка. А кто мог ревновать из тех троих? Вероятнее всего, Хо Сяолу.
- Неплохо, - расщедрился на похвалу Бо Цзиньянь. - Продолжай.
Цзянь Яо припомнила, как Хо Сяолу давала показания. Может, из-за долгого пребывания рядом с профессором в помощнице появилось чутьё в отношении психопатов? Она произнесла:
- Когда ты задавал ей вопросы, она выглядела странно. Вроде бы плакала… Но была какая-то слишком собранная и спокойная.
Уголки губ Бо Цзиньяня слегка поползли вверх.
Цзянь Яо беззвучно вздохнула, глядя на девушку, бредущую по дороге.
- И последнее. В тот вечер она с покойной была одна. Если та условилась увидеться с Су Бэем - только она одна могла бы об этом узнать. А ещё никто не может подтвердить, чем она занималась в тот вечер.
Хотя Цзянь Яо только училась применять методы Бо Цзиньяня, ей подумалось, что эти три вывода описывают всё достаточно полно - она бы удивилась, если бы Бо Цзиньянь нашёл какие-то более весомые аргументы. Хотя он-то, конечно, всегда поражает воображение. Поэтому, закончив свою речь, помощница уверенно посмотрела на профессора с нетерпением и любопытством.
Профессор явно уловил её сигнал и расправился с её надеждами одной-единственной фразой:
- И всё?
- И всё… - ответила Цзянь Яо.
Бо Цзиньянь усмехнулся.
Девушка тут же принялась его упрашивать:
- Ну расскажи уже! Что ещё ты нашёл?
Профессор выкрутил руль, поворачивая вслед за девушкой.
- Трёх пунктов хватит?
Стало быть, ещё три…
- Хватит.
- Во-первых, дистанция.
- …Дистанция?
Лицо Бо Цзиньяня в темноте выглядело совсем белым.
- Ей перерезали горло с одного удара, а это очень непростое дело. Причём убили её не спереди - если бы спереди, кровь из артерий попала бы убийце в лицо, а рисунок брызг крови показывает, что никакой преграды перед убитой не было. Получается, её убили ударом сзади, причём с очень малого расстояния.
Убийство произошло на плоской террасе, подкрасться там было неоткуда. Таким образом, убийца сидел прямо возле неё, на том же камне. Вот тут и возникает вопрос дистанции.
Люди при общении держат дистанцию. Если говорить в целом, то при групповом общении комфортная дистанция - от 1,2 до 3,3 метров, при личном - от 0.6 до 1,2. Меньше 0,6 - это уже интимная дистанция. Как у нас с тобой, например.
Цзянь Яо на секунду замерла, посмотрела на него, а потом повторила:
- Значит, они сидели вплотную. Совсем рядом.
- Очевидно же, - кивнул Бо Цзиньянь. - Отношения с Су Бэем у неё были плохие, и сама покойная была гордячка. Есть, конечно, вероятность, что они, наконец, перешли от ссор к пониманию и сидели рядом, как голубки, но, скорее всего, такая дистанция была бы им не комфортна.
- Но больше похоже, - подхватила мысль Цзянь Яо, - что это сидели рядом две закадычные подружки. Поэтому убитая была совершенно спокойна и удара не ожидала. Так намного логичнее.
В этот момент Хо Сяолу дошла до фабричных общежитий. Это был старый, приземистый квартал, почти без фонарей. Бо Цзиньянь медленно вырулил к обочине.
- Во-вторых, деньги, - сказал он, воспользовавшись паузой.
- Ты хочешь сказать, что Сяолу из бедной семьи, и ей, возможно, нужны деньги?
- Нет, - в его голосе мелькнуло раздражение. - Я когда-нибудь играл в угадайку?
- Продолжай, - попросила Цзянь Яо.
Силуэт Хо Сяолу снова мелькнул вдалеке. Профессор опять завёл мотор и медленно покатил вперёд.
- Напоминаю: кровь из артерий выплеснулась вперёд. Рюкзак был сзади. Потребовалось бы время, чтобы лужа так растеклась, что промочила и рюкзак, и конверт, и все деньги. Но мы-то нашли деньги уже все в крови.
- Получается, что… - задумалась Цзянь Яо, - деньги забрали через какое-то время после смерти?
- Как минимум через полчаса, - безмятежно ответил Бо Цзиньянь. - А по результатам вскрытия убийство и избиение заняли всего минут пять. Нет причин, по которым убийца задержался бы на полчаса и только потом забрал деньги.
- И ещё… - продолжила девушка. - Сперва он хладнокровно и яростно убивает, а потом робко прячет деньги? Это противоречие. Получается, деньги забрал не убийца, а кто-то другой!
- Может, сообщник, - Бо Цзиньянь посмотрел вперёд, - а может, они действовали поодиночке. Скоро поймём.
Цзянь Яо осмотрелась: в темноте торчало несколько заводских котельных, и стояла гробовая тишина. Прямо перед ними находилось двухэтажное общежитие. Каждый этаж был рассчитан семей на десять, но только в трёх или четырёх окнах горел свет.
- В-третьих, - тихо сказал профессор, - показания Хо Сяолу.
Блокнот у Цзянь Яо был при себе, она тут же его раскрыла. Хоть девушка и чувствовала, что с этими показаниями что-то не так, но трудно было точно указать, в чём проблема. Они выглядели совершенно нормальными.
- Там дыра на дыре, - сказал Бо Цзиньянь.
Девушка захлопнула блокнот. В том-то и дело! Это в его глазах там дыра на дыре, а обычные люди ничего такого не видят! Ей очень хотелось, чтобы он продолжил свой рассказ, но он припарковал машину в тёмном углу.
- Позже к этому вернёмся, - прошептал он, доставая прибор ночного видения.
- Хорошо, - она вынула второй такой же бинокль. Сзади подъехали полицейские машины - скорее всего, там сейчас тоже наблюдали.
Блок на втором этаже, ближайший к лестнице, принадлежал семье Хо Сяолу. Шторы были опущены, и лишь с краю окна пробивался неяркий белый свет. В заброшенном, безлюдном местечке стояла тишина.
Цзянь Яо пыталась рассмотреть, что же такое виднеется в щель между шторами, как вдруг картинка сложилась - и очень шокировала девушку.
Потому что там, в комнате с белыми стенами, сидел парень, туго привязанный к креслу. Рот у него был заклеен скотчем. Привлекательная внешность показалась Цзянь Яо знакомой… Да не пропавший ли это Су Бэй?
Судя по лицу, он был в панике.
А совсем рядом мелькнула фигурка Хо Сяолу с кухонным ножом в руках.
Внезапно дверца машины хлопнула. Отложив бинокль, Цзянь Яо увидела, что Бо Цзиньянь бежит к дому Хо Сяолу! Девушка поторопилась следом, а за ней бежали ещё двое полицейских.
В темноте Цзянь Яо пришлось ухватиться за перила, чтобы не упасть с крутой лестницы. А профессор уже поднялся наверх, и полицейские тоже её обогнали.
- Хо Сяолу, открывай! - прокричал один из них.
В доме послышалось какое-то движение.
- Ломайте дверь, - хладнокровно приказал Бо Цзиньянь.
С громким треском старая деревянная дверь вылетела от удара, и полицейские ворвались внутрь.
Цзянь Яо хотела пойти вслед за ними, когда дорогу ей преградила рука.
Бо Цзиньянь.
Не оборачиваясь, он бросил ей:
- За мной, - и пошёл первым.
В неярком свете комнаты стояла Хо Сяолу с ножом в руках. Её юное личико в этот момент было перекошено от злобы. А перед ней находился связанный перепуганный Су Бэй, который изо всех сил пытался освободиться.
Один из полицейских стремительно прижал руку Хо Сяолу к стене - от удара нож выпал. Второй тут же перерезал верёвку на Су Бэе и снял скотч с его рта.
- Хватайте её! - закричал Су Бэй, весь красный от волнения. - Она сумасшедшая! Она убила Жуань Минхуай! Она и меня хотела убить! Она сошла с ума!
- Молчать! - скомандовал офицер. - Тебе тоже придётся проехать с нами, - с этими словами он застегнул наручники на Су Бэе.
На запястьях Хо Сяолу появились такие же наручники. Её подтолкнули к выходу, но она смотрела только на Су Бэя, и её лицо было искажено от боли:
- Сумасшедшая? Ты сказал, сумасшедшая? Но я же сделала это всё для тебя! Я избавила тебя от этой надоедалы! Я же… Я же люблю тебя!
