Глава 9
Через некоторое время грязные тарелки, стаканы и чашки были перенесены из стола в зале в раковину на кухне, и Зухра благополучно приступила к мытью посуды, а Ахмат и Ринат попросились посидеть рядом с ней, чтобы ей не было скучно.
- Так значит вы хорошие друзья? - спросила Зухра намыливая очередную тарелку, - расскажите как вы встретились, познакомились.
- Это было примерно десять лет назад, да? - спросил Ринат у Ахмата.
- Да, - улыбнулся тот, углубляясь в воспоминания, - мы были в шестом или седьмом классе, когда семья Рината переехала к нам в город и он был в классе новеньким. Его посадили рядом со мной. Была какая-то контрольная, на которой Ринат попросил у меня лишнюю ручку, а я у него ластик. С тех пор мы и дружим.
- Лучшие друзья значит? - спросила Зухра.
- Похоже, что так, - ответил Ринат, улыбаясь, - у тебя, Зухра, наверно тоже есть лучшая подруга, как и у всех девушек?
- Да, - ответила она, - Зара - моя самая лучшая подруга, она мне как сестра. Мы дружим с первого...
- Неужели класса? - спросил Ринат.
Этот вопрос заставил Зухру коротко рассмеяться:
- Нет, с первого курса. С тех пор мы всегда вместе. Она всегда была рядом со мной, поддерживала, помогала, и я не представляю себе, как бы без нее я пережила...
Зухра остановилась, осознав, что она собиралась сказать. Она стояла спиной к парням, и они не могли видеть ее растерянного лица. Ахмат заметно напрягся, а Ринат недоуменно взглянул на своего друга, который в свою очередь улыбнулся и сказал:
- У Зухры в то время умерла соседка, с которой они были очень близки.
Зухра тихо сказала "Простите" и поспешно вышла из кухни, вытирая слезы.
- Я не понял, - коротко сказал Ринат.
Ахмат вздохнул и грустно взглянул на него. - Понимаешь, у нее было горе.
- Соседка умерла, - напомнил Ринат, - что-то мне не верится.
- Она убьет меня, если я расскажу, - сказал Ахмат указывая на дверь, в которую Зухра только что вышла.
- Ладно, - разочарованно протянул Ринат, - к тому же, мне уже пора.
Ахмат проводил друга, выключил свет на первом этаже и поднялся на верх. Сначала хотел сразу пойти к себе, но потом подумал, что было не плохо проведать Зухру.
Она сидела на уже разобранной кровати, погруженная в свои мысли, как в ее дверь постучали.
- Войдите, - последовал ответ. Ахмат вошел в комнату.
- Ты как? - спросил он, засовывая руки в карман. В такие минуты он превращался в юного подростка. Это Зухра на него так влияла? Но ведь они просто друзья, да?
- Нормально, - с легкой улыбкой ответила она.
- Прости за тупую отмазку с соседкой.
Зухра только покачала головой, говоря "не бери в голову, все в порядке".
Ахмат не знал, что говорить дальше, и хотел было уходить, как Зухра заговорила сама:
- Я вспомнила о нем впервые за долгое время.
Ахмат подошел, сел рядом с ней и осторожно взял ее за руку.
- Мне пора бы уже забыть его и все, что с ним связано, - продолжила Зухра.
- Почему ты должна его забывать? - удивленно спросил Ахмат. Они оба говорили почти шепотом, как будто боялись кого-то потревожить. Зухра подняла взгляд на него и со слезами в голосе ответила:
- Потому что у меня другая жизнь, у меня другие обязанности, я замужем, я...
- И все же я не понимаю, зачем из-за этого забывать свое прошлое, - перебил Ахмат, - это неправильно. Я не хочу, чтобы ты отрезала себя от воспоминаний, но я хочу, чтобы эти воспоминания сопровождались улыбкой, а не слезами. Скажи, ведь ты была счастлива рядом с ним, радовалась каждой встрече?
Зухра лишь кивнула.
- Ну вот, почему нельзя вспоминать те моменты, когда тебе было хорошо рядом с ним. Они больше не повторятся, но счастлива ты еще будешь обязательно, - улыбнулся Ахмат, - об этом я позабочусь.
Зухра улыбнулась, смахнула слезы и положила голову на плечо Ахмата, а он приобнял ее одной рукой. Ну и что? Они же друзья.
***
- Подожди, ты всю ночь проспала в одежде и на неразобранной кровати? - уточнила Зара, которая пришла к подруге в гости через неделю после выше описанных событий. Как раз о завершении того вечера и рассказала ей Зухра.
- Да, - ответила хозяйка дома, нарезая морковь для плова.
- И вместе с Ахматом? - Зара сдвинула брови и подалась вперед на своем стуле.
- Да, - как ни в чем не бывало ответила "допрашиваемая", - а что в этом такого?
- Будем считать, что это был риторический вопрос. Чем больше живу на этом свете, тем глубже убеждаюсь, что влюбленные люди идиоты в какой-то степени. Не в обиду вам с Ахматом, будет сказано, это просто мои наблюдения, - сказала Зара, складывая салфетку, неудачно попавшую ей в руки.
- А при чем тут мы с Ахматом? - серьезно спросила Зухра, но довольную улыбку сдержать не смогла.
- Ой, вот только не надо мне ломать комедию, - сказала Зара, - при мне можешь не строить из себя Снежную Королеву, тем более у тебя уже не получается.
- Какая ты оказывается наблюдательная, - сказала Зухра, вынимая из холодильника зелень.
- А когда ты скажешь Ахмату? - оживилась Зара, ее строгий, циничный взгляд сменился на живой и более присущий ей.
- Что скажу?
- Что у меня подруга туго соображает.
- Что? - Зухра нахмурила брови, но губы всё улыбались.
- Я спрашиваю, когда ты скажешь Ахмату, что любишь его, - закатила глаза Зара.
- Во-первых, "любишь" слишком громко сказано, это нечто вроде влюбленности, что ли, не знаю, и во-вторых, - Зухра чуть помедлила и сквозь силу сказала, - зачем ему это знать?
Зара праздновала победу - ее подруга наконец перестала скрываться за фразой «Мы просто друзья».
Это замечательно, но теперь перед Зарой стоит трудная задача - сделать так, чтобы и сам этот муж об этом узнал, желательно от самой Зухры.
- Что значит зачем?! - воскликнула Зара.
- Ну, это такое слово, которое означает...
- Не умничай, - перебила Зара. - точнее не тупи. Да что с тобой?
- Со мной все великолепно, и на данный момент, мне этого достаточно, - ответила Зухра, колдуя над кастрюлей.
- Но ведь он любит тебя, - сказала Зара
- Я знаю, - отозвалась Зухра.
- Хорошенькое дело! - воскликнула Зара, - а ничего, что и он должен знать, что ты к нему чувствуешь, а?
- Может быть, - уклончиво ответила Зухра.
- Не может, а точно! Ты должна ему сказать.
- Не знаю, Зара, - сказала Зухра, садясь рядом с подругой, - мы же женаты, уже привыкли друг другу, все хорошо, и возможно, дети будут. Мне кажется, что со всей этой любовью мы чуть-чуть запоздали.
- Ты сейчас говоришь, как сорокалетняя тетка. Проснись уже, сколько тебе лет! Тебе 22, ты это понимаешь! Хорошо, давай по-другому. Ты же у нас мать-Тереза так? Вот и принеси пользу Ахмату - скажи, что любишь его.
- Какая ему от этого польза? - скептически спросила Зухра.
- Ну, вот ты сейчас сидишь тут вся такая взрослая тетенька преклонных лет, хотя тебе только 22, а мужчины даже в 30-40 все еще подростки. А Ахмат, между прочим, только на три года старше тебя. Ему необходимо услышать это от тебя, ему нужна эта, как ты считаешь, ненужная любовь и нежность от жены, а не только доверие и забота. Так что вперед, творить добро ближним своим, - закончила Зара и похлопала подругу по плечу.
Ночью Зухра не могла уснуть. Мысли лезли в голову, не давая девушке насладиться ночным отдыхом. Она думала об Ахмате, точнее об Ахматах. Ей казалось, что проникнувшись любовью к мужу и признав это, она предаст память Ахмата, который безвременно покинул этот мир.
Зухре то и дело представлялась картина, как он с укоризной смотрит на нее одинокими, грустными глазами, и от этого ее мучения становились еще тяжелей.
Для своего спокойствия Зухра могла бы убедить себя, что это всего лишь мимолетный всплеск, что совершенно равнодушна к мужу, но это ведь не справедливо по отношению к нему. Так что же ей делать?
Было ясно, что так все оставлять нельзя, однако в силу своей нерешительности, Зухра продолжала хранить молчание о своих чувствах к мужу, усиленно пытаясь убедить себя, что относится к нему исключительно как к другу. Но вечером Зухра приходу Ахмата радовалась как ребенок, а когда он, как у них уже заведено, садился рядом с ней перед телевизором и брал ее за руку, ее сердце бешено колотилось о грудную клетку, стремясь вознестись вверх и взорваться от счастья. К тому же, Ахмат часто начал замечать на себе недвузначные взгляды жены, в которых, как ему казалось, сквозила любовь. Ну что сказать, он любил ее.
Да, любил, и не думал отрицать это. Напротив, ему хотелось возвестить об этом всему миру, но для начала, должна была узнать сама Зухра.
Однако он не представлял, как это сделать, когда и главное, он не знал, как она отреагирует.
Вдруг его признание зачеркнет все то, что у них есть сейчас и отдалит их? Он старался отгонять эти мысли и сообразить, как лучше представить свои чувства на суд Зухре. И сама судьба предоставила ему такой шанс.
Приближался день рождения Зухры. Она напрочь отказалась как-либо отпраздновать свой праздник, не давшись уговорам даже Зары.
Однако с самого утра ее телефон разрывался от звонков и сообщений с поздравлениями. Ей это было приятно, но еще приятней оказался подарок Ахмата.
Они как обычно утром завтракали. Ахмат выглядел взволнованным и дерганным.
- Зухра, - обратился он к жене, - я знаю, ты просила не делать подарков, но я не удержался.
Ахмат вынул из внутреннего кармана пиджака, который висел на спинке соседнего стула, маленькую серебристую коробочку и протянул изумленной имениннице.
Внутри оказалась красивая тонкая золотая цепочка с ромбовидным кулоном, в центре которого красовался красный камешек. Ахмат помог Зухре застегнуть цепочку на ее шее и остался доволен реакцией Зухры, которая лучезарно улыбалась и еле себя сдерживала, чтобы не кинуться к Ахмату с объятиями.
- Спасибо, мне очень нравится, - наконец сказала она.
- Я рад, - улыбнулся Ахмат.
Затем он ушел на работу, а Зухра осталась дожидаться Зару, чтобы вместе с ней пойти в кафе.
- А чего это ты вся светишься, - спросила Зара, заходя в дом, - ах да, у вас сегодня день рождения, и кулончик новый на шее висит. Спешу предположить, это все как-то связано.
- Это мне Ахмат подарил, - заулыбалась Зухра.
- Так, подожди, дай угадаю: он подарил тебе эту цепочку, поцеловал в щечку и, взглянув прямо в глаза, сказал «Я люблю тебя!»
- Ха-ха, не угадала. Он просто ушел на работу.
- Мда, потеряли люди романтичность, - вздохнула Зара, - вот дурак, какую возможность упускает.
Вернувшись в четыре вечера домой, Зухра поднялась к себе, чтобы переодеться и начать готовить ужин. Она решила на время готовки снять цепочку - Зухра давно не носила украшения на шее, и ей было непривычно.
Она отцепила застежку и хотела положить цепочку на туалетный столик, но промахнулась (она не выспалась и весь день ходила сонная и несобранная) и уронила украшение на ковер. Кулон упал оборотной стороной вверх и нагнувшись, чтобы его поднять, Зухра увидела, что там было что-то выгравировано.
Буковки были маленькими и трудно читались, но не было сомнений, что там было написано следующее: «Зухра, я люблю тебя. А.»
