Караван
Я слушал, как потрескивает костёр, жадно пожирая стопку поленьев, и завороженно наблюдал за растворяющимися в ночном небе снопами искр. Даже в темноте были отчётливо видны густые столбы дыма, упирающиеся в горизонт за противоположным краем широкого поля. Несколько часов назад отбыл конвой, эвакуировавший гражданское население. Наши машины - последние, теперь стоят полукругом, загораживая небольшой лагерь, разбитый на скорую руку. За спиной - густой лес да разбитая асфальтовая дорога, на которой ещё видны следы гусениц проезжавших недавно тяжелых машин.
Неравномерно грохочущий двигатель "Урала" внезапно затих, и в наступившей тишине отчётливо был слышен свист вырывающегося из простреленного радиатора пара. Чертыхаясь, чумазый Юрка спрыгнул с подножки кабины, громко хлопнув дверью.
- Машина не поедет, - развёл он руками. - Радист уже связался с командованием, запросил поддержку. Не ранее шести утра появятся, - разочарованно вздохнул он.
Я кивнул, взглянув на часы. Половина двенадцатого ночи. Поглядывая в сторону дымящихся развалин, я прикидывал, какую часть города успел занять противник. С той стороны ещё доносились звуки стрельбы вперемешку с басовитым громом тяжёлых орудий. Я окинул взглядом наш скромный лагерь. Ветер трепал разорванный брезент повреждённого "Урала", вокруг которого столпились люди. Один из бойцов стоял в кузове, передавая уцелевшие ящики гражданским, а те, в свою очередь, переносили их к оставшимся двум "Камазам".
Медленно, но неумолимо стрелки светящегося в темноте циферблата приближалась к часу ночи. "Урал" был уже пуст, а повреждённые ящики с грузом расположились рядом. Машины всё так же стояли полукругом, а гражданские дремали прямо на земле, кто на подстилках, а кто укутавшись в верхнюю одежду. Костёр постепенно угасал, и я подкинул несколько поленьев.
Наш состав расположился на полу в кузове "Урала", снаружи остались только двое часовых, среди которых был Юрка. Мы с ним сидели на поваленном дереве неподалёку от лагеря, поглядывая на затухающий костёр.
- Слушай, вот куда ты собираешься после командировки? Я б в Абхазию смотал! - мечтательно произнёс товарищ. - Море, пляж... Выпивка, в конце концов. А главное, спокойно! Эх, совсем скоро домой...
- Твоя правда, - согласился я, всматриваясь в горизонт. Над городом плясало оранжевое марево, окрашивая клубы дыма. Интенсивность боя спала, отдалённые выстрелы доносились всё реже и реже. Сеанс связи должен быть установлен в 4 часа утра, и до тех пор нам оставалось только ждать.
Поговорив с товарищем где-то с полчаса, я отправился на боковую в "Урал", а Юра утопал на свой пост. В кузове грузовика мест практически не осталось, и мне пришлось лечь у выхода. Я долго рассматривал усеянную звёздами ледяную синеву, пока не провалился в небытие.
***
- Эй! - полушёпотом звал Юра, тряся меня за плечо, - Товарищ старшина!
Я поднялся, и подцепив автомат за ремень, спрыгнул с подножки. На улице было всё так же темно, но уже начинало светать. Холодный ветер трепал разорванный тент "Урала" и тихо шелестел травой. Я взглянул на часы - до прибытия поддержки оставалось чуть больше часа, но население лагеря уже бодрствовало: люди собирали свои вещи и рассаживались по "Камазам". Юрка протянул мне полевой бинокль, указывая в сторону города. Я приник к окулярам, вглядываясь в темноту. В нескольких километрах по дороге в сторону нашего лагеря двигалась вереница машин, поблёскивая жёлтыми пятнами фар.
- Почему они идут со стороны города? - спросил я, возвращая бинокль. - Радист связался с командованием?
- Никак нет, - встревоженно произнёс Юрка, - Связь установить не удалось.
- Отправляй машины.
Через несколько минут два "Камаза", взрыкивая моторами и плюясь сизыми клубами дыма, вырулили на разбитую асфальтовую дорогу, уходящую в лес, и скрылись за поворотом. В наступившей было тишине вдруг заскрежетал двигатель, кабина "Урала" мелко затряслась. Спустя несколько неудачных попыток оживить двигатель, Юрка бросил это дело. Машина замерла, так и не заведясь. Громко хлопнула дверь, и товарищ опустился рядом со мной, прислонившись спиной к холодному колесу, щёлкнул предохранитель его автомата. Со стороны города уже слышались приближающиеся голоса и звук моторов. Ждать поддержку оставалось ещё около часа.
