Прогулка
Мне дали больничный, и я, недолго думая, умылась, перекусила и отправилась в кофейню. Василий уже, кажется, ждал меня. Я села на стул, находящийся между двумя другими клиентами, и завела беседу.
- Вася, доброе утро!
- Доброе, что сегодня угодно, леди?
- На твой выбор!
- Интересно, а есть ли пожелание?
- Что-нибудь с кислинкой пожалуйста.
И он сделал невероятный кофе в турке. Горячий напиток с корицей и соком граната. Он готовил кофе и подробно рассказывал о том, что делает и для чего нужно конкретное действие, как ингредиенты влияют на вкус кофе и прочие увлекательные вещи.
- Как я понял, ты решила изменить свою жизнь?
- Верно!
- А на что? Чего ты хочешь добиться?
- Сначала я... Я... Не знаю. Буду делать то, что будет нравиться.
- Не плохой курс. Осталось построить маршрут.
- С этим не должно возникнуть сложностей.
- Хорошо, тогда не буду отвлекать от наслаждения жизнью.
- Спасибо, Вась.
Сидя с кружкой кофе, которая была явно сделана Васей с любовью к своему делу, я задумалась.
А что я хочу? Что я желаю получить от своей жизни?
Я пила медленно, смакуя каждый глоток. Вопрос никак не давал мне покоя и, допив свой кофе, я попрощалась с Василием. И все-таки есть в нём то что чарующее. Не простой это человек. Выйдя на улицу я направилась в парк.
В парке в последний раз я гуляла, когда была маленькая. Тут многое изменилось. Сев на скамейку в небольшой заросли из кругового кустарника, я подняла голову к небу и заметила. Листья ещё не опали, но уже пожелтели и покраснели. Я достала книгу, которую Василий разрешил взять на время в книжном уголке. Когда я уже нашла нужную страницу, чтобы углубляться в чтение, у меня вдруг проскочила мысль, а где люди? Даже в будние дни до запретного часа на улице были люди. Они шли, не озираясь по сторонам, изредка заходили в нужные магазины или бесцельным брели по бетонным жилам мегаполиса. Их водил за собой смартфон. Люди были так поглощены ими, что даже не общались с друзьями в реальности. Они писали или очень редко звонили, а сегодня даже таких зомби нет. Странно. Мне стало неуютно в таком лиминальном пространстве и, закончив чтение, я решила пройтись по парку. Наконец-то я заметила человека. Он стоял один посередине круглой асфальтовой площадки и что-то говорил пустому пространству. Я остановилась и вслушалась. Стихи! Он читал вслух стихи! Слова и звуки лились нескончаемым четким потоком, будто он, этот растрепанный, определенно сумасшедший человек, был профессиональным актёром, только что сошедшим с театральной сцены. Я помню как лет 5 назад закрыли театры. Официальная причина- дороговизна содержания. На самом деле люди просто перестали в них ходить. Театры, как вещала пропаганда, пережитки прошлого и обществу только на пользу их закрытие и люди безропотно согласились похоронить Мельпомену под обломками когда-то величественных и красивых зданий. Никогда не понимала таких людей! Ведь театр это то место где душа может отдохнуть и напитаться эмоциями, тем, чего так не хватает в мире технологий и информации!
Человек, читавший стихи, заметил меня. Видимо я как-то резко дернула головой во время своих размышлений. Он застыл в шоке. Некоторое время он тянул гласную на середине слова, после второпях взял сумку и собрался бежать, но я его успокоила и попросила продолжить. Он посмотрел на меня с интересом и опаской:
- А вы разве не из "патруля"?
- Патруля?
- Полиция мысли. Я подумал, вы оттуда.
- Нет, я не оттуда. Я хотела полюбоваться городом. И природой. Отдохнуть, бродя по парку.
- И вас не поймали?
- Нет. Почему так должны были поступить?
- Вы не работаете в отведенное для этого время. Вы гуляете. Представляете что будет, если вас увидят другие люди, решившие заглянуть в офисное окно? На вас начнут охотиться, потому что вы антисоциальный объект!
- Но это не так.
- Не важно, что вы им скажете. Важно, что вы не на работе, не в больнице или не дома. Нам стоит сменить место разговора. Раз вы увидели меня здесь, а я вас не заметил, значит, нас могут вскоре поймать!
После этих слов он крепко схватил меня за руку и куда-то повёл. Странно, но естественного для такой ситуации желания поскорее вырваться и убежать не возникло, наоборот, меня захлестнуло безбашенное и пьянящее любопытство. Как девочка из древней сказки бездумно следовала в кроличью нору, так и я шла вслед загадочному человеку.
Со временем его хватка ослабла и, удостоверившись, что я не собираюсь сбегать, он совсем отпустил меня. Мы брели по дворам города то и дело огибая дыры в асфальте или раскиданный тут и там мусор. Человек этот хоть и выглядел старым, оказался удивительно резвым. Через 15 минут мы пришли к стене какого-то дома. Он прислонил свою руку к листовке. Железо и бетон в монолите здания раздвинулись, открывая нам проход с уходящей вверх лестницей. Он стал подниматься. Я шагала рядом, не отступая ни на шаг. Как только дверь закрылась, человек заговорил.
- Я помню, был город недалеко от нас. В городе этом 10 лет назад начали уничтожать людей. Их не могли пропустить по программе пересборки. Их было слишком много. Они бастовали, требовали свободы и независимости от диктатуры нашего правителя. Власть решила, что если об этом скоро узнает любой другой город, то будет глобальная проблема. Я сбежал оттуда. Город через 2 дня взорвали, используя тротил, фосфор и напалм. Это ужасно, когда власть старается контролировать всех и вся. Тогда я слышал, мол, скоро нельзя будет говорить свободно и только усмехался, но со временем я заметил, что люди всё больше говорят только по телефону. Тогда появился и словарь с запрещенными словами. Он выдавался почти каждому. А нет, с разрешенными! И не дай случай, ты скажешь что-то не из словаря! Тогда же появилась проблема конфиденциальности. Никто не мог что либо сказать без разрешения властей. Приходилось беседовать так, чтобы это никто не слышал, поэтому я привел тебя сюда.
- А что думают люди на счёт тотального контроля?
- Люди, дорогая моя. предпочитают забыться! Люди любят развлечения, и они работают. Утром работа, а вечером идут в парк или зависают в игровых программах. В парке часто присутствуют игры наподобие детских забав: разбей телевизор, заберись на крышу гаража или подстрели мишень, в качестве которой часто выступают крысы, а видеоигры представляют собой самую простую стрелялку с очень хорошей графикой, бродилку, копателя или еще что интересное современному потребителю. Но игроки не знают всей правды. Игры выпущены компаниями создающими оружие. И люди, играющие в них чаще всего оказываются невинными убийцами, которые с помощью дистанционного робота управляют персонажем в видеоигре. Убивают цели, которые с помощью искусственного интеллекта преобразовывают реальное изображение в игровой шутер. И эта война идёт во всём мире, а не только где-то у нас под боком.
- Но почему? Откуда вы это узнали?
- Сейчас дорогая вы увидите откуда.
Человек достал что-то из своего пальто и вставил в стену. Стена отодвинулась и мы вошли в круглое помещение с множеством окон. Оно находилось не так высоко, всего лишь на уровне пятого этажа. Первое, что мне бросилось в глаза- бумага. Бумажные книги, стопки бумажных листов, бумажные газеты... В комнате стоял запах дерева и клея. Как оказалось, этот человек привёл меня в место, которое уже как пол века не должно было существовать. Повезло, что оно было заброшено очень долго и про него забыли. Заброшенная библиотека оказалась для меня чудом. Это было невозможно. От волнения и от шока, вызвванного этим событием я упала в обморок..
Я очнулась и обнаружила себя лежащей на пружинном матрасе. Мягкий вязаный плед укрывать моё тело. Профессор, увидев, что я больше не сплю, подал мне кружку чая и начал говорить.
- Послушайте, дорогая, я из тех людей, что всегда были, есть и будут. Я за свободу в любом её проявлении. Я не собираюсь жить счастливую слепую жизнь. Я хочу жить осознанно, от чего возможно иногда несчастно, но я хочу помнить себя, своих друзей, своих близких, знать, что важен. Не сидеть в офисе, как робот, выполняя работу машины, а творить! Ведь творчество это одно из проявлений свободы!
- Вы не похожи ни на одного моего знакомого. Почему вы так мыслите?
- Образование!
- Образование? Но оно ведь разное. Есть сварщик, есть юрист, есть учитель. Какое из множества образований?
- Это не так важно. Не важно как, кто, и где тебе его дают. Оглянись вокруг! Ты в библиотеке! Уверен ты и мечтать не смела о такой роскоши.
Профессор улыбнулся, легонько коснулся моего плеча кулаком, и продолжил:
- В первую очередь образование, это система мышления. Если во время получения среднего или высшего образования тебе помогли ее выстроить, то ты образована не только по документу. А если ты так и не вышло, то только по документу. Иной способ получить такое образование- много читать! Это можно реализовать с помощью множества разнообразных книг. После прочтения сотен или же тысяч книг, ты можешь стать совершенно другим человеком. У тебя в голове появится четкая модель мира, ты сможешь мыслить глубоко, так как каждая прочитанная тобой книга, это чей-то опыт жизни и в какой-то момент ты можешь найти такой опыт, который даст тебе образ мышления, помогающий видеть несоответствие в нашем мире. Другой опыт может подтолкнуть к желанию исправить ситуацию. Даже самый лучший спортсмен не сможет перепрыгнуть Гималаи. На такое не способен никто, но образование способно объяснить как преодолеть горы другим способом. Мышление одного человека может спасти одного, двух- даже большее количество людей.
Во время этой загадочной и воодушевляющей дружеской беседы в месте, откуда мы пришли, стали слышны голоса. По взгляду профессора я поняла, это патруль. Пока патрульные не поднимались по лестнице, но было слышно- они знают, что мы здесь.
- Милая, возьми это.
Человек отдал мне книжку. Он направился к стене, чтобы активировать преграды в коридоре. На некоторое время это должно было задержать патруль. После этого он выбил окно, которое оказалось монитором, закрывающим дыру в стене. Тайный ход вел на крышу. Я побежала по крыше максимально пригибаясь. На адреналине я перепрыгнула на соседнее, чуть более низкое здание, и направилась к пожарной лестнице. Перед тем как окончательно уйти из возможной зоны видимости патруля, я краем глаза заметила, как профессора ударили пистолетом-шокером и заковали в наручники. Второпях я спустилась во двор и нырнула в незнакомые в закоулки. Патруль вёл связанного мужчину к машине. Я забежала за дом и спряталась за отвалившимся куском стены старого заброшенного строения. Я сидела и выжидала, пока патруль не уйдет. Чтобы немного унять дрожь и скоротать время я стала разглядывать оторванный кусок дома. Дом, сделанный из множества маленьких камней квадратной формы, интересно, как давно такие дома не жилые? В них запретили селиться ещё до моего рождения. Спустя некоторое время, я вышла из укрытия. Они не слишком ленивы, чтобы гнаться за мной, но скорее всего, они даже не обратили на меня внимание. “Я в безопасности. Пока что”, подумала про себя и направилась к берегу моря. Море омывало город с одной стороны. Оно использовалось для торговли и в военных целях так часто, что оказалось заражено токсинами. Купаться в нём было опасно, но вот вид с пристани открывался невероятный.
