~Пёсиголовец~
Согласно свидетельствам, хотя голова у них была собачья, все остальное тело было целиком человекоподобно. Они пользовались инструментами и оружием, а также носили одежду — что дало возможность средневековым теологам утверждать, что душа у них есть, ведь стыд — это результат дарованной Господом души.
Псоглавцы, они же песьеглавцы, песиголовцы или кинокефалы, известны издревле, причем сразу многим культурам. Человекоподобные существа с собачьей, волчьей, шакальей либо гиеньей головой (сегодня мы знаем, что гиена ближе к коту, чем к псу, но простим древним это заблуждение, нередкое и в наши дни) встречались:
- грекам (в Африке и Азии);
- римлянам (на Ближнем Востоке и далее);
- индийцам (там же, хотя для них это скорее Ближний Запад);
- персам (в Индии);
- китайцам (в северных лесах, то бишь Приморье и Восточной Сибири);
- египтянам (в верховьях Нила);
- зулусам (в районе Конго);
есть отдельные намеки на них и у кельтов, норманнов и других народов.
Иными словами, распространены кинокефалы были довольно широко; впоследствии, когда белых пятен в Старом Свете стало поменьше, часть этого племени перебралась на восток — на Острова Пряностей (Молуккские) и в Индонезию, но большинство отправилось через Атлантику в Новый Свет. Где их встречали еще довольно долго — последнее упоминание относится к 18 веку. Не иначе только чистая случайность помешала Джорджу Вашингтону вести с собакоголовым народом переговоры от имени новосозданной республики!
затылке бывает обильная грива. Цвет волос — обычно рыжеватый, но встречаются бурые, изредка — серые и даже серо-зеленоватые, под характерный цвет гиен.
Судя по всему, голову кинокефала нельзя назвать однозначно ни собачьей, ни шакальей, ни гиеньей. Она представляет собой нечто среднее между ними: удлиненная морда, как у шакала, даже заостренная, но круглые гиеньи уши, к тому же поставленные по бокам головы, как у человека.
Язык псоглавцев преизрядно напоминает лай, но никто из авторов не хвалился тем, что его понимает.
Наивно было бы ожидать от подобных существ кротости. Псоглавцы хищны (либо всеядны, но все равно предпочитают мясо), агрессивны и не прочь полакомиться разумными существами — лучше всего людьми, но сойдут и другие, даже соплеменники. Племя псоглавцев организовано наподобие волчьей стаи: правит сильнейший из мужчин (самцов?), при нем несколько бойцов послабее, и власть вожака тем крепче, чем ближе опасность или дичь. У женщин — своя сходная иерархия, и предводительница женской части стаи практически всегда становится супругой вожака. А не наоборот — супруге вожака не вручается власть, если она не самая сильная в «прекрасной» половине стаи, наоборот, она лишится своего статуса супруги! Правда, лишится не полностью — моногамией псоглавцы отнюдь не отличаются.
Воюют псоглавцы, как правило, рассыпным строем, на бегу мечут дротики, после чего переходят в ближний бой; и тут их вполне можно побеждать за счет дисциплины и стены щитов — как римляне галлов.
Пожалуй, самая интересная история, касающаяся песьеглавцев, — это история о святом Христофоре. По классической версии, он в полной мере относится к героям нашего сегодняшнего рассказа!
Святой Христофор, еще до того как сделался святым, был воином и разбойником гигантского роста, наводившим ужас на всю Палестину (дело было во времена императора Деция Траяна, в третьем столетии). Песья голова в том немало ему помогала.
выше. По ней, святой родился вполне нормальным и очень привлекательным внешне; и поскольку из-за красоты его женщины не давали ему прохода, он взмолился об избавлении от искушения — и получил песью голову.
В 1722 году священный Синод постановил более не рисовать святого Христофора с песьей головой; впрочем, с этим сразу же не согласились старообрядцы, да и в ортодоксальной церкви за соблюдением запрета следили как-то нестрого. До сих пор на многих иконах вы можете наблюдать подтверждение тому, что этот святой в полной мере относится к теме нашего рассказа. Православные справляют его день 22 мая.
Средние века тоже оставили нам немало свидетельств о загадочном племени людей с песьими головами. Тут и китайские трактаты, и легенды айнов, и много всякого другого…
Псоглавцы не казались в те времена чем-то уж слишком экзотическим. Однажды лангобарды, попав в окружение, сообщили врагу, что в их лагере есть страшные псоглавцы, которых они и науськают на противника, если их не отпустят с миром… Это восприняли как вполне реальную угрозу.
На знаменитой Херефордовской карте мира (XIII век) песьеглавцы изображены в Скандинавии. Есть они и во многих других картах и атласах, только вот согласия насчет места обитания нету.
загадочном племени каннибалов (это название, а не характеристика!) — свирепом людоедском народе с песьими, как вы уже догадались, головами. Сейчас считается, что речь шла о карибах, или караибах — действительно малоприятных людях, склонных откушать ближнего своего. Впоследствии Колумб стал произносить это слово именно так, в большем соответствии с произношением индейцев; но изначальное написание прижилось во множестве языков. Опять-таки сразу прослеживалась параллель с латинским словом canis — собака…
Между прочим, как Колумб сумел так быстро понять, что речь идет именно о песьеглавцах? Может, индейцы ему их нарисовали? Нет; он был готов встретить за океаном именно этот народ, хорошо знакомый по рассказам Марко Поло, и припас картинку с кинокефалом. Спросил у аборигенов: а такие тут водятся? Что аборигены с удовольствием и подтвердили.
Дальнейшие путешественники обнаруживали наших героев в Америке неоднократно. Чаще всего — в Бразилии; даже в XVII веке в курс лекций по географии Оксфордского университета входили бразильские псоглавцы. Видали их и на севере, особенно в районе скованных льдом канадских островов. Видимо, эти кинокефалы — в прямом родстве с теми, про которых писал Карпини.
