12 страница19 января 2023, 16:23

Кутногорское письмо

25:57 - 28:20 Кутногорское трололо

Зал. Собрание. Вацлав идет к трону. Садится*.

Лефль: Наш Господин пригласил вас прокомментировать простой вопрос. Будет ли университет сопровождать короля Вацлава на Пизанском соборе? Король и отец кардинал очень заинтересованы в участии Пражского университета**.
Вацлав: говорите, мастер Кристиан!
Кристан: Чешская университетская нация готова принять приглашение на совет в Пизе. Мы обещаем, что собор восстановит церковь и, в частности, устранит двойное папство***.
Вацлав: А как насчет немецкой университетской нации, мастер Мейстерманн?
Мейстерманн (говорит по чешски с немецким акцентом, ему явно тяжело это дается): Большинство мастеров немецкой нации склонны считать, что университет не должен посещать совет****.

Вацлав взмахивает рукой, Лефль раскатывает пергамент и читает. Все это выглядит как заготовленный троллинг королем и коморным немцев.

Лефль: «Вацлав, милостью Бога, король Рима, всегда умножающий силу империи и король Богемии, решил следующее: Достойные религиозные дорогие!*****
(Вацлав следит взглядом за профессорско-преподавательским составом, Лефль крутит головой и следит за всеми. Лефль продолжает читать, уже с выражением, как стихи с табуретки.) Отдавать предпочтение в любви иностранцам перед домашними — это отказ от должной привязанности, поскольку настоящая любовь всегда начинается с себя, а затем передается потомству в соответствии с родством******. Однако, поскольку немецкая нация, не имеющая права проживать в Чешском королевстве,
(Вацлав улыбается хитро*******) приняла три голоса по различным вопросам в Пражском университете, (Мейстерманн взгрустнул, Иероним напряжен и обеспокоен, но потом улыбается, Кристан апатично смотрит в пол********) и поскольку чешский народ, истинный наследник того же королевства, радуется и наслаждается столькими голосами*********, мы властно и строго приказываем вам, как только вы это увидите, без всякого сопротивления и нежелания, чтобы чешская нация всеми способами принимала три голоса на всех собраниях, экзаменах, судах, выборах и любых других процедурах указанного университета, созданный по образцу создания французской нации в Парижском университете и использовавшийся другими странами в Ломбардии ... "

* Занятно то, что сцена не имеет аудиокомментария для слепых. Видимо, подразумевается, что по контексту и так будет очевидно, что и где происходит.
** Это часто подчеркивается в историографии, но, почему-то, редко «уходит в народ» — участие универа Кралове в Пизанском Соборе было принципиальным вопросом. Принципиальным и для Собора, и для Чешского Королевства, и для Священной Римской Империи. И дело не в каких-то отдельных людях, которые что-то где-то говорили и что-то кому-то нравилось или не нравилось. Дело было в бипапии. И фильм уже много раз подчеркнул, что бипапия это не только вопрос духовный, но и вполне насущный вопрос бабла, и большого бабала.
*** «Мы обещаем» — а не много ли на себя берет чешская нация университета Кралове, вам не показалось? Бипапию уже как 40 (!) лет не могут пофиксить, а тут нате — мы обещаем. А тут, как всегда, ищите кудри Жерсона. Этот финт он готовил 8 лет — так сказать одним ударом всех университетов христианского мира устранить бипапию, а, точнее, обоих текущих Пап и значимость Папы как такового. Понятно, что все были в контакте друг с другом и готовились к этому совместными усилиями.
**** Тут дело не конкретно в этих вредных немцах из пражского универа, а в том, что все были на связи друг с другом, и немецкие университеты были на связи с немцами в других университетах. Университетская среда вообще была очень космополитична. Вот для нее как раз не было границ не по Папам, не по конфессиям. Здесь далее будет немного частной аналитики, то есть тут можно со мной поспорить. (В других местах было нельзя, да.) Так вот, немцы (и, кстати, поляки) тогда в принципе гнули умеренную линию. Немецкие университеты и немецкая наука были тогда еще юны, хотя и развивались с невероятной скоростью, особенно математические науки, но теология у них была тише воды ниже травы (это только через сто лет они «выстрелили» на теологическом поле так, что до сих пор трясет). Чешская наука тоже была юна, но надо учитывать, что она была систематически и планомерно выстроена на итальянском фундаменте, а у немецкой науки не было такого шикарного базиса.
***** Обращение «фиделис делиция» было отличительной чертой документов, которые были составлены от имени короля Яном Бамбергом. Одно это обращение в начале было сигналом : «тикай с села тоби п****а».
****** Просто не могу пройти мимо и не написать «естественное право», хотя догадываюсь, что от этого словосочетания тут ни у кого не пригорит.
******* Я писала об этом еще при разборе сериала: немцы были в Чехии бесправными всегда и во всем, и только в университетской среде они считались людьми. И вот им показали, где их немецкое место. Относиться к этому, как это представляют некоторые историографы, как к тому, что немцы захватили университет и должности, плохие такие, и чехи отвоевали от них свою независимость — я считаю неправильным как с исторической, так и с моральной точки зрения. Я понимаю, что модно говорить о национализме и угнетении только евреев, но немцы в то время в Чехии были в гораздо более ущемленном положении, чем евреи. Поддерживать идею кутнагорского письма, как идею «победы» чешского народа над «немецкими захватчиками» — это мерзко и в нескольких шагах от идеи оправдания холокоста по своему идеологическому посылу. Это был необходимый политический ход, не надо впихивать сюда идеологию, тем более нацистскую. При этом эта практика трех голосов, как упомянуто в письме, была уже принята в Парижском Университете (короче — Жерсон, везде Жерсон), но для Кралове это был шаг назад.
******** Самая адекватная реакция на происходящее у Кристана — он завкаф, и его кафедра сейчас раскалывают на куски ради высшей цели, а его коллеги радуются, что теперь они правы (в юридическом смысле), но какой ценой.
********* Снова Бамберг стайл — умел человек в сладкий циничный сарказм. Каждый раз, когда читаю составленные им документы, испытываю, что такое радость и наслаждение быть бюрократом.


28:20 - 30:08 Sbohem

Студенты немцы выносят сундук и грузят на телегу. Студенты чехи радуются.

Студент чех (издевательски): Домой, немцы, домой. «Мы, немецкие мастера, клянемся на верность Рупрехту Пфальцскому»! А-ха-ха-ха-ха*.

Чехи толкают немцев. Раскидывают свитки. На это безобразие смотрят Мейстерманн, Гус и Кристан.

Кристан (с неловкостью и болью): Мастер Мейстерманн! Мы работаем бок о бок уже двенадцать лет. Никто тебя не толкает. Король просто исправил несправедливость.

Мейстерманн отвечает по немецки «как метко говорят по чешски — sbohem» (хотя тут очевидно должно быть do prdele) и уходит быстрым шагом.

Кристан (грустно и тихо себе под нос): Sbohem.
Гус: (выразительно смотрит на Кристана.)

Груженая повозка выезжает из ворот. Впереди идут студенты, замыкают колонну преподы.

Смена сцены на Вифлеем. Гус вещает с кафедры.

Гус (дрожащим голосом): Братья и сестры, знаменитый магистр Пражского университета и наш богобоязненный друг Штепан Палеч уже несколько месяцев находятся в тюрьме в Болонье без надлежащих обвинений и суда. (Голос резко становится громким и чеканным.) Чтобы затмить истину того, кто исповедует истину Христа, проклиная, свидетельствуя, заключая в тюрьму, судя женщину и убивая ее**. Давайте попросим короля Вацлава поработать над его освобождением. Давайте встанем на колени и помолимся.

Паства становится на колени и молился. Среди паствы преклоняет колени Зофья. Тут можно докопаться до костюмов, но они, хотя-бы не фентези и более-менее в эпоху и место попадаюи. Главное, что наглядно, что среди паствы Вифлеема есть представители всех слоев населения. Паства читает отче наш на чешском, но Зофья читает на латыни.***

* Нужно отметить, что немцев не выгоняли. Они сами обиделись и ушли. Рупрехт Пфальцский — тогдашний недокороль Германии, специфический человек с богатой историей отношений с Вацлавом. Несколько раз пытался отбить императорский престол у Вацлава, будучи марионеткой в руках чешского Единства Дворян. Объект самого жестокого политического троллинга Вацлава (и он это заслужил ИМХО). Короче, если нужно уточнить — пишите коммент.
** Не в первый раз Гус косноязычен, во второй раз — сильно косноязычен. Он на самом деле был таким. Знаю, что я этим обижу некоторых — но любому, кто читал его проповеди, это очевидно: Гус был так себе оратором. Его фишка была не в этом. В конце-концов, вы мои тексты, а мой уровень владения русским языком без редактуры таков, что меня можно принять за урожденного носителя китайского языка, но вы же читаете меня не ради наслаждения литературными нормами.
*** Зофья читает на латыни, потому что она так привыкла с детства. Она, мягко говоря, образованная женщина. Те же, кто читают на чешском, это люди, которые не получили такого аристократического образования, как Зофья, или ЦПШ-шного, как Гус. Они получили (или получают) образование прямо здесь, в Вифлееме. Если вы хотите знать о Вифлеемской часовне и ее политическом значении больше — комментируйте.

Что мы здесь видим.
Показано с эмоциональным акцентом, что немцы пражского университета — это пострадавшая от большой политики сторона. Нет вот этого сратого историографического нацизма и это замечательно. Мейстермана жалко — над его сородичами издеваются. Кристана жалко — его кафедра раскололась и потеряла важную часть себя вместе с немцами.
В очередной раз показано, как Гус манипулирует. Здесь хочется отметить талант Хадека — сыграть не очень хорошего актера это высший пилотаж.
Показана Зофья и то, что будучи королевой у нее нет какого-то особого статуса среди прихожан. Ну и если не выпускать романтическо-манипулятивную нить повествования из головы этот момент становится еще и эмоционально наполнен ее переживаниями.

12 страница19 января 2023, 16:23