Птицы в твоих карманах
"Птицы в твоих карманах"
Автор: martazhdanova.
Критик: user48434017.
Благодаря моему, Мари Джейн, тщательному комментированию, мы нашли с Мартой Ждановой потерянную главу и парочку незначительных помарок. А вот получит ли автор от меня сегодня стикер или нагоняй, мы с вами сейчас и узнаем.
ГРАММАТИКА
Выношу этот пункт в самое начало, чтобы к нему больше не возвращаться. Грамматика - высший пилотаж. Без сучка без задоринки. Даже авторские знаки препинания оспаривать желания не возникает. Все на месте, словом, как надо - образцово-литературно. Читать приятно. Вот бы так все писали... *получасовое бабкино бубнильство на современную молодежь, которое отношение к книге не имеет, поэтому мы его опускаем*.
НАЗВАНИЕ
Идеальное, поскольку птицы – это фактические ключевые герои произведения.
АННОТАЦИЯ
Как с книжной полки в магазине. Аннотация в меру интригующая и пространная. Читатель как рыбка плавает в буквенной воде (без негатива) и заглатывает крючок "честной истории". С большой долей вероятности я бы купила книгу "Птицы в твоих карманах".
СЮЖЕТ
Начать стоит с образа птиц, поскольку он проходит через всю ткань произведения, расширяясь и обрастая новыми, особыми значениями. Грамотным решением было начинать постепенно его вводить. Автор сначала включает видовое общее понятие (в начале произведения Марта – это наша гг, говорит, что у нее трепещут птицы в кармах), тем самым подготавливая читателя к конкретизации. Как только в тексте появляются родовые понятия – аист и фламинго – читатель сразу же осознает, что с этими птицами героини ассоциируют себя. Из-за того, что образы глубоко интимны для Марты, они находятся в состоянии подвижности. «Аист и фламинго» - это и символ неразделенной любви, и символ душевного прозябания в болоте созависимости, и еще много чего в разные этапы ее жизни.
Я понимаю, что «Человек без имени»- это отдельно напечатанная книга. Но можно было бы вставить какие-то фрагменты из нее, чтобы еще больше погрузить читателя в переживания девушек + замотивировать на покупку старого произведения. Либо хотя бы вкратце один раз качественно ввести в курс дела, что там происходит в книге у Аиста и Фламинго. Или сноски на конкретные главы, при написании которых герои поругались в эпизоде, где Марта говорила Жене, что Аист – ЕЕ ПЕРСОНАЖ, и его чувства уместны. Хочется соотносить продукт творчества и историю реальных людей, раз сами девушки считают, что они существуют где-то «между» страницами своего произведения. Пока единственное, что читатель может вынести о «Человеке» - так только то, что там есть два ругающихся и мирящихся героя, а во второй части действие разворачивается в Старой Риге. Маловато будет. Маловато!
Автор мастерски рисует портреты героев, расставляя акценты на важных вещах. По описанию внешности можно предугадать, какими чертами обладает персонаж. Кинематографично. Например, яркие фиолетовые волосы Таси не противоречат ее бурной натуре. Она такая же токсичная, как и цвета, в которые красится.
Книга также географична. Можно взять карту и отметить на ней все места, в которых побывали герои, с точностью до улиц и достопримечательностей. К произведению приложена фотохроника.
Но для разбора книги нам, конечно, важнее внутренний маршрут героев, чем внешний. Приступим.
Все события в книге показаны через рефлексию Марты. От того она такая живая. Читатель делает вывод о том, что героиня в смятении не через прямое описание («я нахмурилась»), а через работу с пространством (условно, «потолок стал ниже»). Когда автор пишет о том, что комната уменьшилась в размерах, мы проецируем эти ощущения на себя, внутри нас все тоже сжимается. Хороший ход, профессиональный.
Помогает погрузиться во внутренний мир персонажей и полифония – прием, в котором герои говорят одновременно не только друг с другом, но и с читателем и самими с собой (мое грубое определение). Рассмотрим фрагмент.
Женя рассказывает историю о старушке не Марте, она пытается предсказать собственное будущее. Она видит в этой выдумке саму себя. Марта, конечно же, понимает это, поэтому и дарит ей этот кулон.
Персонажи - хорошо. Герои зачастую ведут себя иррационально. Они опираются на чувства и эмоции. Очень по-человечески, их легко понять.
Но есть одно но. От Марты и Жени под конец начинаешь уставать. Герои буквально выматывают читателями своей незрелостью, капризами и взбалмошностью. Хочется, чтобы они уже поскорее расстались и закончили страдать. Если вначале произведения все странные поступки девушек выглядят органично и оправдываются их возрастом, сложными жизненными обстоятельствами, то со временем поведение героинь вызывает вопросы. Послужной список попыток суицида за все главы внушительный: 2 прыжка с высоты, одна попытка кинуться под колеса машины, одно невнимательное вождение на мотоцикле, одно желание утопиться в волнах, множественные неосознанные попытки подхватить менингит и сгореть от болезни. Создается мрачное ощущение, что больницы – это обязательные места для посещения в туристическом маршруте героев. И в Воркуте, и в Москве, и в Одессе, и в Риге читатель хоть на пару строк, но любовался местными палатами. Градус сочувствия стремительно падает, прием надоедает.
Радует, что в конце произведения Марта и Женя обратились за помощью специалиста и улучшили качество собственных жизней. Хочется верить, что у этой пары все еще есть шанс на будущее без скандалов и битых фламинго.
Касаемо остро-социальных тем.
Мы ведем войну уже семьдесят лет,
Нас учили, что жизнь – это бой,
Но по новым данным разведки
Мы воевали сами с собой
(с) Аквариум – Поезд в огне.
Вот на этой мысли следовало бы остановиться и не втягивать солидарность и революцию. Потому что проблема изначально кроется не в Украине. А в абъюзивных и неадекватных отношениях между персонажами. Можно, конечно, искать врага во вне, но конкретно здесь проблема в том, что он сидит внутри. Я дико извиняюсь, но, если ваша любовь заставляет вас прыгать с крыш, крушить все вокруг и набрасываться на сторонних людей - то это уже любовное умопомешательство. Хочешь изменить мир – начни с себя.
Темы запрета ЛГБТ-браков, гендерной и женской дискриминации оправданы содержанием самой книги. Зачем нужна тема аннексии Крыма? Мне неясно.
СТИЛИСТИКА
Сомнамбулическое, укачивающее повествование достигается за счет нанизывания преимущественно существительных «кожа-кости-каштановые-кудри". За счёт этого приема также достигается некая музыкальность и лиричность всего произведения. В целом читателя постоянно успокаивает ритм. Иногда хочется, чтобы повествование длилось чуточку быстрее в промежутке от эпизода, где героини закончили "Птиц" до момента, где они почти окончательно разругались в Риге.
ВЫВОД
Поздравляем вас, Марта! Вы уже получили стикеры от Белой Гвардии, Знака качества, а теперь ещё и от такого душного представителя ТКП как я!
