5. солнце (глава 3)
Xрум. Бряц. Чих!
Лязг. Хрусть. Пшик.
То-вари-щи! Грязь. Вонь. Вши.
2 Поздний вечер. Осень тридцать третьего. Около десяти. Глеб Егорович Кузнецов спешит домой. Тик. Так. Тик. Так. Революционный. Держите шаг.
3 Потомок сестры кузнеца. Из-за которого Овраг назвали...
4 Подмышкой полено для печки-буржуйки. Ночи уже холодные. Да-с. В руках затертый кожаный портфельчик. С пряжкой. Тугонабитый. Тяжелый! Повезло отоварить продуктовые карточки. Две банки тушенки. Краюха хлеба. Комковой сахар. Сегодня пируем, думает Глеб Егорович.
5 Перепрыгивая через лужи, он бежит вприпрыжку домой по темному Проспекту. Его уже давно ждут с работы. Жена Татьяна и сын Алешка. Домой — это комнатушка в коммунальной квартире на шесть семей. В самом Центре. Его комнатушка хоть и невелика, а всё ж поболе прочих каморок в квартире. В двухэтажном доме. В проходном дворе. В косом переулке рядом с Проспектом.
6 Он семенит калошами из своего института. Торопится с работы. Мимо I-го рабоче-крестьянского театра киноискусств «ПИОНЕР».
7 Мимо заочного отделения МАрхИ, бывши ВХУТЕИНа бывша ВХУТЕМАСа.
8 Мимо подотдела Отнародобраза. Тут сегодня днем лекция была.
9 Мимо дома Рабкоммуны.
10 Местного Осоавиахима. Дальше вереница госучреждений. Губернские отделения. Лабиринт коридоров. Новые времена, новые названия. Постороннему не понять. Смысл далеко неоднозначный! Вывески целиком строчными буквами. ГЛАВКУСТПРОМ. НАРКОМПРОС. ПРОЛЕТКУЛЬТ. Последний вроде закрыли в прошлом году. А вывеска всё висит — забыли снять!
11 Людей мало. Редкие прохожие. Лица, укрытые за поднятыми воротниками. И зонты. Как перевернутые чашки. Как листья, кружащиеся на ветру.
12 Под транспарантом «ДАЕШЬ ТУРКСИБ И ДНЕПРОГЭС!» ему встретилась хрупкая девушка в кругленьких очёчках.
13 У плаката «СПАСИБО ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ ЗА НАШЕ СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО!» — двое бойцов в шинелях с винтовками.
14 Глеб Егорыч спешит дальше.
15 Мимо аптеки и булошной на углу.
16 Мимо кондитерской артели Прачкина на паяхъ.
17 Всё давно закрыто.
18 Только у ресторана «АЛЬКАЗАР» горят яркие огни — слышен пьяный гул дебоширов и визгливые женские окрики.
19 Внезапно позади клаксон. Метнулся в сторону. Черный воронок, скрипнув тормозами, остановился прямо перед ним. Из машины выдвигаются двое. Короткие стрижки. Военная выправка. Серые шинели с обшлагами. Фуражки с краповым околышем и синей тульей. Шаровары-бриджи с малиновыми кантами. Кобура с пистолетом на поясе. Будто бы близнецы. От неожиданности Егорыч роняет портфель и полено. Один из «близнецов» резко озирается на шум. Глебыгорыч замирает как вкопанный. Комок подкатывает к горлу, во рту сушь. Двое-из-ларца проходят мимо и скрываются в подъезде дома.
20 На первом этаже замигал, затрепыхался слабый свет керосинки. Женский вопль. Звон бьющейся посуды. Хруст ломающейся мебели. Через некоторое время всё стихло. Еще через минуту дверь подъезда открывается. Мундиры выволакивают под руки лысеющего пухлячка. В нательной рубахе и белых кальсонах. Глаза закрыты. Один глаз заплыл от кровоподтека. Порванный рот. Руки скованы наручниками за спиной. Босые ноги волочатся за бесчувственным, обмякшим телом. Из сломанного чем-то тяжелым носа струится на асфальт красный ручеек. Третий, одетый в штатское и сидевший до этого за рулем, поспешно открывает заднюю дверь. Втроем они забрасывают пухлячка на заднее сиденье, как сбившийся в ком тюфяк. Огэпэушники подсаживаются к нему по бокам. Шофер, прежде чем сесть в машину, пристально вглядывается в лицо Глеборыча, немого свидетеля этой мизансцены. Суровый взгляд. Казенная жесть в глазах. Потом хлопает дверью, и воронок мчится дальше по Проспекту, пугая сигналом пешеходов, которые шарахаются от него врассыпную.
21 Глебка стоит всё это время, не в силах сдвинуться с места. Душе его тяжело стало до смерти. Глаза отказываются поверить в увиденное. Конечно, он читает «Правду». Он знает, что такое бывает в Москве. Что вредители и французские шпионы проникли в различные предприятия народного хозяйства. Что задержали несколько лидеров антисоветской подпольной организации «Промышленная партия». Но чтоб вот так, в его Городе... Какая жестокость... Неужели вражеская агентура внедрилась и сюда? А такой бесхребетный с виду гражданин. Как он может быть иностранным шпионом?..
. . . . .
22 Вот так всё и произошло. Так незаметно, беззвучными шагами подкралось Время Серых Мундиров.
____________
Примечания
... Тик. Так. Тик. Так. Революционный. Держите шаг. — Строка из поэмы А. Блока «Двенадцать»:
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Мимо заочного отделения МАрхИ, бывши ВХУТЕИНа бывша ВХУТЕМАСа. — ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) — московское учебное заведение, созданное в 1920 году в Москве путём объединения Первого и Второго Государственных свободных художественных мастерских. В 1927 преобразован в ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт). В 1930 московский ВХУТЕИН был закрыт, а вместо него были образованы Московский архитектурный институт (МАрхИ), Московский государственный академический художественный институт и Московский полиграфический институт (сейчас - Московский государственный университет печати).
За выпускника ВХУТЕМАСа выдавал себя герой романа И. Ильфаи Е. Петрова «Двенадцать стульев» Остап Бендер, пытавшийся попасть в Нижнем Новгороде на пароход «Скрябин».
Мимо подотдела Отнародобраза. — Отдел Народного образования, упоминается в «Записках на Манжетах» М. Булгакова.
Мимо дома Рабкоммуны. — Дом Рабочей Коммуны из рассказа М. Булгакова «№13 — Дом Эльпит-Рабкоммуна». В действительности в 1920х годах — пятиэтажный дом в Москве по адресу Б. Садовая улица, д. 10.
Местного Осоавиахима. — Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (сокращённо Осоавиахим, ОАХ) — советская общественно-политическая оборонная организация, существовавшая в 1927—1948 годы, предшественник ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту).
ГЛАВКУСТПРОМ. НАРКОМПРОС. ПРОЛЕТКУЛЬТ. — Действительные советские учреждения, упомянутые именно в такой последовательности в рассказе М. Булгакова «Похождения Чичикова». ГЛАВКУСТПРОМ — главное управление кустарной промышленности. НАРКОМПРОС — народный комиссариат просвещения (Министерство образования). ПРОЛЕТКУЛЬТ (Пролетарская культура) — литературная и культурно-просветительская организация в 1917-1932 годах. В 1933 году — времени упоминания в романе — уже год как ликвидирована.
«ДАЕШЬ ТУРКСИБ И ДНЕПРОГЭС!» — Две крупнейшие стройки 1930х годов в Советской России. Турксиб — Туркестано-Сибирская железнодорожная магистраль, построенная в 1926-1931 годах. Одна из главных строек первой пятилетки СССР, соединившая Среднюю Азию с Сибирью. Днепрогэс — Днепровская гидроэлектростанция в городе Запорожье на юге Украины. Благодаря ей в 1927-1932 годах там начал строиться крупный промышленный комплекс.
Только у ресторана «Альказар»... — Упомянутый в «Роковых яйцах» М. Булгакова ресторан с музыкальным театром-кабаре находился в Москве по адресу Б. Садовая улица, д. 29.
... Душе его тяжело стало до смерти... — [Суд., 16:16].
Конечно, он читает «Правду». — Советская и российская газета, первый номер вышел 22 апреля (5 мая) 1912 года, в день рождения Карла Маркса. До 1991 года — основное ежедневное печатное средство массовой информации КПСС и наиболее влиятельное печатное издание, фактически — главная газета в СССР. После запрета КПСС — орган КПРФ, выходит трижды в неделю.
В позднесоветское время ходил анекдот: Какая разница между «Правдой» и «Известиями»? — В «Правде» нет известий, а в «Известиях» нет правды...
