34 страница25 февраля 2023, 01:31

5. солнце (глава 3)

Xрум. Бряц. Чих!
Лязг. Хрусть. Пшик.
То-вари-щи! Грязь. Вонь. Вши.

2 Поздний вечер. Осень трид­цать третьего. Около десяти. Глеб Егорович Кузнецов спешит домой. Тик. Так. Тик. Так. Революционный. Держите шаг.

3 Потомок сестры кузнеца. Из-за которого Овраг назвали...

4 Подмышкой полено для печки-буржуйки. Ночи уже холод­ные. Да-с. В руках затертый кожа­ный портфельчик. С пряжкой. Туго­набитый. Тяжелый! Повезло ото­варить продуктовые карточки. Две банки тушенки. Краюха хлеба. Комковой сахар. Сегодня пируем, думает Глеб Егорович.

5 Перепры­гивая через лужи, он бежит вприпрыжку домой по темному Проспекту. Его уже давно ждут с работы. Жена Татьяна и сын Алешка. Домой — это комнатушка в комму­нальной квартире на шесть семей. В самом Центре. Его комнатушка хоть и невелика, а всё ж поболе прочих каморок в квартире. В двухэтажном доме. В проходном дворе. В косом переулке рядом с Проспектом.

6 Он семенит калошами из своего института. Торопится с работы. Мимо I-го рабоче-крестьянского театра киноискусств «ПИОНЕР».

7 Мимо заочного отделения МАрхИ, бывши ВХУТЕИНа бывша ВХУТЕМАСа.

8 Мимо подотдела Отнаро­добраза. Тут сегодня днем лек­ция была.

9 Мимо дома Рабкоммуны.

10 Местного Осоавиахима. Дальше вереница госучреждений. Губернские отделения. Лабиринт коридоров. Новые вре­мена, новые названия. Постороннему не по­нять. Смысл далеко неоднозначный! Вывески целиком строчными буква­ми. ГЛАВКУСТПРОМ. НАРКОМПРОС. ПРОЛЕТКУЛЬТ. Последний вроде закрыли в прошлом году. А вывеска всё висит — забыли снять!

11 Людей мало. Редкие прохожие. Лица, укрытые за подня­тыми ворот­никами. И зонты. Как перевернутые чашки. Как листья, кру­жащиеся на ветру.

12 Под транспарантом «ДАЕШЬ ТУРКСИБ И ДНЕПРОГЭС!» ему встре­тилась хрупкая девушка в кругленьких очёчках.

13 У плаката «СПАСИБО ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ ЗА НАШЕ СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО!» — двое бойцов в шинелях с винтовками.

14 Глеб Егорыч спешит дальше.

15 Мимо аптеки и булошной на углу.

16 Мимо кондитерской артели Прачкина на паяхъ.

17 Всё давно закрыто.

18 Только у ресторана «АЛЬКА­ЗАР» горят яркие огни — слышен пьяный гул дебоширов и визгливые женские окрики.

19 Внезапно позади клаксон. Метнулся в сторону. Черный воронок, скрипнув тормозами, оста­новился прямо перед ним. Из машины выдвигаются двое. Корот­кие стрижки. Военная выправка. Се­рые шинели с обшлагами. Фуражки с краповым околышем и синей тульей. Шаровары-бриджи с мали­новыми кантами. Кобура с писто­летом на поясе. Будто бы близнецы. От неожиданности Его­рыч роняет портфель и полено. Один из «близ­нецов» резко озирается на шум. Глебыгорыч замирает как вкопан­ный. Комок подкатывает к горлу, во рту сушь. Двое-из-ларца проходят мимо и скрываются в подъезде дома.

20 На первом этаже замигал, затрепыхался слабый свет керосин­ки. Женский вопль. Звон бьющейся посуды. Хруст ломаю­щейся мебели. Через некоторое время всё стихло. Еще через минуту дверь подъезда открывается. Мун­диры выволаки­вают под руки лысе­ющего пухлячка. В нательной рубахе и белых кальсонах. Глаза закрыты. Один глаз заплыл от кровоподтека. Порванный рот. Руки скованы наручниками за спиной. Босые ноги волочатся за бесчувственным, обмякшим телом. Из сломанного чем-то тяжелым носа струится на асфальт красный ручеек. Третий, одетый в штатское и сидевший до этого за рулем, поспешно открывает заднюю дверь. Втроем они забрасывают пухлячка на заднее сиденье, как сбившийся в ком тюфяк. Огэпэуш­ники подсажи­ваются к нему по бокам. Шофер, прежде чем сесть в машину, пристально вглядывается в лицо Глеборыча, немого свиде­теля этой мизансцены. Суровый взгляд. Казен­ная жесть в глазах. Потом хлопает дверью, и воронок мчится дальше по Проспекту, пугая сигналом пешеходов, которые шарахаются от него врассыпную.

21 Глебка стоит всё это время, не в силах сдвинуться с места. Душе его тяжело стало до смерти. Глаза отказываются пове­рить в увиденное. Конечно, он читает «Правду». Он знает, что такое бывает в Москве. Что вреди­тели и французские шпионы про­никли в различные предприятия народного хозяйства. Что задержали несколько лидеров антисоветской подпольной организации «Промыш­ленная пар­тия». Но чтоб вот так, в его Городе... Какая жестокость... Неужели вражес­кая агентура внед­рилась и сюда? А такой бесхребет­ный с виду гражда­нин. Как он может быть иностран­ным шпионом?..

.           .           .           .           .                     

22 Вот так всё и произошло. Так незаметно, беззвучными шагами подкралось Время Серых Мундиров.

____________

Примечания

... Тик. Так. Тик. Так. Революционный. Держите шаг. — Строка из поэмы А. Блока «Двенадцать»:

Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

Мимо заочного отделения МАрхИ, бывши ВХУТЕИНа бывша ВХУТЕМАСа. — ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) — московское учебное заведение, созданное в 1920 году в Москве путём объединения Первого и Второго Государственных свободных художественных мастерских. В 1927 преобразован в ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт). В 1930 московский ВХУТЕИН был закрыт, а вместо него были образованы Московский архитектурный институт (МАрхИ), Московский государственный академический художественный институт и Московский полиграфический институт (сейчас - Московский государственный университет печати).

За выпускника ВХУТЕМАСа выдавал себя герой романа И. Ильфаи Е. Петрова «Двенадцать стульев» Остап Бендер, пытавшийся попасть в Нижнем Новгороде на пароход «Скрябин».

Мимо подотдела Отнародобраза. — Отдел Народного образования, упоминается в «Записках на Манжетах» М. Булгакова.

Мимо дома Рабкоммуны. — Дом Рабочей Коммуны из рассказа М. Булгакова «№13 — Дом Эльпит-Рабкоммуна». В действительности в 1920х годах — пятиэтажный дом в Москве по адресу Б. Садовая улица, д. 10.

Местного Осоавиахима. — Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (сокращённо Осоавиахим, ОАХ) — советская общественно-политическая оборонная организация, существовавшая в 1927—1948 годы, предшественник ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту).

ГЛАВКУСТПРОМ. НАРКОМПРОС. ПРОЛЕТКУЛЬТ. — Действительные советские учреждения, упомянутые именно в такой последовательности в рассказе М. Булгакова «Похождения Чичикова». ГЛАВКУСТПРОМ — главное управление кустарной промышленности. НАРКОМПРОС — народный комиссариат просвещения (Министерство образования). ПРОЛЕТКУЛЬТ (Пролетарская культура) — литературная и культурно-просветительская организация в 1917-1932 годах. В 1933 году — времени упоминания в романе — уже год как ликвидирована.

«ДАЕШЬ ТУРКСИБ И ДНЕПРОГЭС!» — Две крупнейшие стройки 1930х годов в Советской России. Турксиб — Туркестано-Сибирская железнодорожная магистраль, построенная в 1926-1931 годах. Одна из главных строек первой пятилетки СССР, соединившая Среднюю Азию с Сибирью. Днепрогэс — Днепровская гидроэлектростанция в городе Запорожье на юге Украины. Благодаря ей в 1927-1932 годах там начал строиться крупный промышленный комплекс.

Только у ресторана «Альказар»... — Упомянутый в «Роковых яйцах» М. Булгакова ресторан с музыкальным театром-кабаре находился в Москве по адресу Б. Садовая улица, д. 29.

... Душе его тяжело стало до смерти... — [Суд., 16:16].

Конечно, он читает «Правду». — Советская и российская газета, первый номер вышел 22 апреля (5 мая) 1912 года, в день рождения Карла Маркса. До 1991 года — основное ежедневное печатное средство массовой информации КПСС и наиболее влиятельное печатное издание, фактически — главная газета в СССР. После запрета КПСС — орган КПРФ, выходит трижды в неделю.

В позднесоветское время ходил анекдот: Какая разница между «Правдой» и «Известиями»? — В «Правде» нет известий, а в «Известиях» нет правды...

34 страница25 февраля 2023, 01:31