5. солнце (глава 1) (2)
19 С первыми лучами солнца начинали они строить по берегам многочисленных рек хутора да городища: ставить хаты-мазанки да избы бревенчатые, ограждать их частоколом от зверья разного; разводили они лошадей, свиней да кур с гусями, в реке рыбу удили да раков ловили.
20 И скользили по реке вверх-вниз по течению ладьи заморские с парусами из руна длинношерстных овец, и резвились рыбы пред ликом Солнца, ибо лучи его проникали вглубь воды; останавливались купцы на погостах, меняли на торжищах товары разныя; местные же продавали им мед, воск да меха.
21 И едва минуло пять тысяч лет сотворенному миру, основали эллинские купцы в местах сих город Первый, деревянный, и огородили его высокою стеною бревенчатой; поведали они народу местному наречие свое и обычаи, а с ними в придачу и мудрость тысячелетнюю земли Хамовой и Халдеи; обучили их премудростям земледелия, садоводства и хлебопечения.
22 И построили в городе храмы богам эллинским, и украсили их по своему образцу деревянными статуями и алтарями; поклонялись же они Дионисию, сыну Зевса, и устраивали в его честь каждые три года шумные празднества.
23 Не успел народ пожити спокойно, ан пришли к ним новые напасти — с востока ли, с запада али с юга являлась как снег на голову рать новых захватчиков: сарматы, готы, гунны, обры али печенеги; каждый раз после нашествия их стонала и плакала земля: то скорбели вдовы по убитыми мужьями, рыдали сироты по матерям и сестрам, угнанным к бусурманам в полон.
24 И сожжен был город первый дотла, и в прах возвратился, но и после не было от иноземцев житья, ибо между набегами собирали они дань златом и серебром, мехами драгоценными, скотиной и утварью; и от нашествия до нашествия не мог речной народ ни с колен приподняться, ни дух перевесть.
25 Но вот зародилась надежда малая: пришел с Севера великий князь Олесь в доспехах серебряных, и стал он собирать тихомолком земли под свое владычество, дабы никому их уж боле в обиду не давати.
26 И стала отступать темнота от сей земли, видя старания князя того; стали реже набеги случатися, да и мытари чужеродные вели себя уж не как у себя дома, но аки в гостях; паки появились в опустевших деревнях люди, паки задымили трубы над новыми избами, закудахтали куры и загоготали гуси на подворьях.
27 Да толке не суждено было сразу оправдаться надеждам сим — снова с востока пришла в эту сторону Орда, точно туча черна; принесла она обряды чудные и церемонии диковинные, а вместе с ними и рабство лютое для народов заречья.
28 И отстроили монголы через семнадцать столетий после города прежнего город Второй, каменный, и назвали его Каланчей; и выстроили они в городе стены высокие да здания разные: дворцы и дома богатые из сырцового кирпича, мечети и медресе, бани, базары и караван-сараи, мастерские ремесленные да горны гончарные, водотечь из труб глиняных да жолоба для стока гнуснаго.
29 И торговал тот город ордынский по всей реке и многие далека; приезжали сюда купцы венецианские и арабские, и хвалили город оный за товары его искусныя: ювелирные украшения, стекло и кирпич, изразцы, майолику да посуду, глазурью покрытую.
30 И процветал тот город почти двести лет, пока не привел новый хан Токтамыш, хан могущественный, воинов тьму и не разрушил его: каков хан, такова и орда; после чего водрузил он на левом берегу реки великой заставу; и поставил в той заставе гарнизон на вечном поселении; а название тому городу-поселению дал в честь соседней тау, то бишь горы; а имя ее, как глаголет летописец, было по-ихнему то ли Желтая, то ли Соколиная.
31 Лише был бы бес, будет и леший — подняли голову потомки князя велелепного, отбили храбрски заставу у ордынцев, останки же их караула наутек пустились восвояси; и не прижилось в народе название города иноземное; стали кликать его попросту — Городом.
32 И прислал новый князь воеводу с дружиной верною переправу от набегов татарских стеречь; выстроили дружинники перво-наперво на месте заставы крепость деревянную для защиты рубежей Московского государства; и было это, согласно летописи оных лет, «лета от Сотворения Мира седмь тысящ тридесятаго»; в ту годину знамо первое поминовение в летописях русских о будущем третьем Граде под Солнцем.
33 И пошел с той крепости Город расти во все концы, во все края скорехонько — сначала на левом, а потом и на правом берегу; набежало под защиту крепости со всех окрестных хуторов да слободок, деревень да закутов люда всякого разного; стали они строити да расстраиватиси.
34 И поставили горожане хоромы для княжеского наместника, палаты для воеводы; построили избы для простого люда, житницы и амбары для запасов и погосты для пришлых людишек; справили казармы ладные для дружинников да окружили град сей стенами каменными с башнями и бойницами — чтоб сподручней было оборону держати.
35 И дабы исполнить наказ княжеский поставити в городе церковь Иисусу Христу, собралися горожане сперва всем миром на горе Лысой у капища Даждьбога под могучим старым дубом; и было это аккурат на Иванов день.
36 И пред истуканом бога Солнца златоликого в виде столпа деревянного, сребром и златом украшенного, черепами лошадиными на шестах окруженного, вознесли они молитву богу грозному, принесли дары богатые; и с его благословления заложили в городе храм Спасителю, Богу княжескому, храм белокаменный с луковичными куполами позолоченными да соборными колоколами звонкими, опосля чего взял воевода столбового боженьку за ноженьку, да и об пол.
____________
Примечания
... начинали они строить по берегам многочисленных рек... — Геродот в своей «Истории» писал в V веке до н.э.: «Эта страна [Скифия] не имеет ничего замечательного, за исключением рек величайших и многочисленных... Природа земли им [скифам] благоприятствует, и реки оказываются их союзниками. Ведь земля, представляющая собой равнину, богата травой и изобилует водой; рек же течет по ней не меньше числу, чем каналов в Египте» - IV, 47, 82. (пер. Г.А. Стратановского).
... и резвились рыбы пред ликом Солнца, ибо лучи его проникали вглубь ... — Строка из Гимна богу Атону (Древний Египет, XIV век до н.э.). Атон — имя солнечного диска.
эллинские (от греч. Έλληνες) — древнегреческие.
Хамова земля — Древний Египет.
Халдея — Вавилон.
Дионисий, Дионис, Вакхос — древнегреческий бог растительности, виноградарства, виноделия.
... устраивали в его честь каждые три года шумные празднества. — Описание древнего скифского города (Гелон), основанного древними греками, заимствовано из «Истории» Геродота (IV, 108-109).
обры — они же авары.
... великий князь Олесь — Князь Олег по прозвищу Вещий (время правления 882-912 гг. н.э.), второй после основателя династии Рюрика «великий князь всея Руси», собиратель земель русских. // Б. Акунин «Краткая история российского государства», Том 1.
паки (слав.) — вновь, снова.
... город Второй, каменный, и назвали его Каланчей. — Подразумевается Увек (Укек или Укак), один из первых и крупнейших городов Золотой Орды. По одной из версий, название происходит от древнетюркского обозначения башни или высокой горы. Первое упоминание об Укаке имеется в «Книге о разнообразии мира» венецианского купца Марко Поло. Он рассказывает о посещении этого города венецианцами в 1262 году. В 1334 году здесь побывал арабский путешественник Ибн Баттута, который записал, что Увек — город «средней величины, но красивой постройки, с обильными благами и сильной стужей».
... изразцы — керамические (глиняные) плитки с основанием специальной коробчатой формы, разновидность кафеля, предназначенная для облицовки стен, печей и др.
... майолика — разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины (отходов фаянса) с использованием расписной глазури.
... пока не привел новый могущественный хан Токтамыш... — Тохтамыш (1342-1406) — хан Золотой Орды в 1380—1395 годах, хан Тюменского ханства в 1396—1406 годах, один из потомков Джучи, старшего сына Чингисхана.
тьма (церк. слав.) — десять тысяч. Произошло от «тумен» (др. тюрк. tÿmän, монг. түмэн) — наиболее крупная организационная тактическая единица монгольского войска XIII—XV веков, численность которой составляла обычно десять тысяч всадников.
... на левом берегу реки великой... — Феофан Исповедник в начале IX века в своей «Хронографии» под 679/680 г. писал: «В северных, противоположных частях Эвксинского Понта, у озера, называемого Меотидой, в которое впадает величайшая река, стекающая от океана по земле сарматов и называемая Ατελ (Атель, т.е. Волга)...». В письменных древнеримских источниках II—IV веков Волга географически идентифицирована как река Ра — «щедрая» (впервые — в «Географическом руководстве» Клавдия Птолемея, II в.), в арабских источниках IX века именуется Ателью — «рекой рек, великой рекой».
В самой ранней древнерусской летописи — «Повести временных лет» — Волга уже именуется Волгой (от др.-рус. Вльга): «Из того Волоковского леса [совр. Валдайская возвышенность] потечёт Волга на восток и втечёт... в море Хвалисское [совр. Каспийское море]».
велелепный (слав.) — величественный, великолепный.
... лета от Сотворения Мира седмь тысящ тридесятаго — До 1 января 1700 года в России было принято летоисчисление от «Сотворения мира», которое, согласно библейской легенде, произошло за 5508 лет до Рождества Христова, принимаемого за начало новой эры. 7030 год от сотворения мира соответствует 1522 году нашей эры.
... у капища Даждьбога под могучим старым дубом... — Имеется в виду культ дуба в дохристианской Руси. У Рыбакова Б. А. в книге «Язычество Древней Руси» читаем:
«Дуб, дерево Зевса и Перуна, крепчайшее и наиболее долговечное дерево наших широт, прочно вошел в систему славянских языческих обрядов».
... на Иванов день... — Иван Купала — народный праздник восточных славян, связанный с культом Солнца и посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы. По времени проведения совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя), отсюда и дошедшее до нас название праздника. Дохристианское название этого изначально языческого праздника неизвестно. В «Стоглаве» (сборнике решений Стоглавого собора 1551 года) осуждается разгул купальских празднеств, который возводится к «эллинскому» (т.е. древнегреческому) язычеству.
Ночь на Ивана Купала (с 23 на 24 июня по старому стилю — с 6 на 7 июля по новому стилю) — время «волшебства», ворожбы и различных загадочных происшествий. Отмечается сбором трав, плетением венков, хороводами, разжиганием костров и прыжками через костёр. Разжигание костров символизирует победу света над тьмой, желание помочь Солнцу одолеть темноту неба, а прыжки через огонь выполняют роль обряда очищения.
... пред истуканом бога Солнца... — Один из главных богов в древнеславянской мифологии — Даждьбог, бог Солнца и его олицетворение, бог плодородия и солнечного света. Соответствует Гелиосу, богу Солнца в древнегреческой мифологии и соответственно еще более древнему Ра, древнеегипетскому богу Солнца. Ему действительно устанавливались столпы и приносились жертвоприношения. Сделанный в тексте акцент на «истукане» — возможно, аллюзия на златого истукана из первого сна царя Навуходоносора (Книга Пророка Даниила, глава 2).
... вознесли они молитву богу грозному, принесли дары богатые... — Вот как описываются эти обряды в «Повести временных лет»:
«И стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса и Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими».
Несмотря на все большее распространение православия как государственной религии и, как следствие, постепенный отход от традиции жертвоприношений, языческие обряды и верования еще несколько столетий сохранялись в народе. В древнерусском эпосе «Слово о полку Игореве», написанном в 1185 году, почти через двести лет после принятия христианства в 988 году, упоминаются несколько богов (в том числе Даждьбог), а также понятия и предзнаменования явлений природы, которые были связаны с языческим периодом древнеславянской истории. Отдельные языческие приметы сохранились в российском быту до нашего времени.
