2 - Случай в поезде
📖 Письмо
Дорогой друг!
Я наслышан о Вашей заинтересованности моими трудами. Мало того, мне неоднократно доводилось встречаться с Вами лично. Вы произвели на меня впечатление настойчивого и увлекающегося человека. Я проникся и Вашими статьями в разных научных изданиях, где Вы ссылались на меня и давали крайне интересную оценку моим работам, но не эмоциональную, как некоторые. В Вас чувствуется этакое зерно здорового недоверия ко всему, что Вы видите, слышите или каким-то иным способом чувствуете. Осталось лишь сделать так, чтобы это зерно как можно скорее дало свои плоды.
В общем, я принял весьма ответственное решение посвятить Вас в таинство одного необыкновенного эксперимента. Жду Вас завтра вечером в поместье Черный Ворон. С Вашей стороны многого не потребуется - лишь очень попрошу не опаздывать. Данный эксперимент требует хирургической точности, но он в корне изменит Ваш взгляд на мир. Это я Вам гарантирую.
Искренне Ваш, Готфрид Ван Дер Варден.
📖 В поезде
Я в срочном порядке написал письмо своему другу М. , в котором подробно изложил детали дальнейшего путешествия, наспех собрал чемоданы и следующим же утром отправился на поезде в город К.
В вагоне разместился с комфортом в полной уверенности, что моя поездка не будет сопровождаться какими бы то ни было приключениями, но я совершенно зря сделал столь поспешные выводы.
Не успели мы тронуться с места, как тут же начались разборки с багажом. Подозрительный юноша взял мой чемодан и удалился с ним из купе, пока я спал. Но на свое счастье сплю я не крепко. Эта привычка позволила мне вовремя продрать глаза и хватиться пропажи. Юношу я застал в коридоре, поймать его мне не составило труда - разве что пришлось ради этого протолкнуться через толпу пассажиров.
-И как это понимать? - Накинулся я на потенциального мошенника.
Он только пожал плечами.
-Я вас сам не понимаю. Чего вы от меня хотите?
От такой наглости я, наверное, страшно покраснел.
-Ах, чего я хочу!? Может быть того, чтобы вы без спроса не трогали мои вещи?
-То есть как это ваши? - Потупился на меня юноша.
Мы прошли с ним в его купе, где он представил мне вполне исчерпывающее доказательство того, что этот чемодан не мой, - показал его содержимое.
Такого стыда я давно не испытывал! Как следует извиниться у меня не получилось, потому что я продолжал поиски. Решил вернуться в свое купе и еще раз хорошенько осмотреться. Долго осматриваться не пришлось - мой чемодан стоял на самом видном месте. Тут уж я запутался сам в своих мыслях.
-У Вас все в порядке? - Посмотрел на меня мой сосед по купе, видимо, узрев лицо, полное замешательства. Любой другой бы на его месте просто сопровождал меня взглядом, произнося мысленно что-то вроде: "И чего он носится туда-сюда?" Но этот проявлял ко мне чрезвычайный интерес.
-Вот у вас бывало когда-нибудь такое, что потеряли какую-то вещь, а она все это время лежала на самом видном месте? - Удовлетворил я любопытство моего соседа, чуть смеясь при этом над собственной неуклюжестью.
-Сложно вспомнить. Возможно, и бывало. Человеку свойственно в упор не замечать очевидные вещи.
-А вы, похоже, философ?
-Да куда уж там. Врач. Психиатр.
Одет мужчина был весьма просто. Черные брюки, белая рубашка и поверх нее серая жилетка с карманами. Усов и бороды не носил. Из запоминающихся черт были только круглые очки. Черты лица тонкие, скулы острые. С виду интеллигент, правша, постоянно жестикулировал в разговоре, бегал глазами по салону, что-то высматривал.
Когда поезд пришел в движение, мой сосед достал свой небольшой черный чемодан и извлек оттуда газету, зажег светильник и принялся изучать страницы свежей прессы.
За окном была сырость, туман, еще и темнота к тому же. Зато деревянный внутри вагон сверкал, как большая солнечная батарея.
Прессой пахло на все купе.
-Вы не будете против, если я поинтересуюсь вашим мнением по одному вопросу? - Вдруг заговорил мой сосед после длительного молчания.
-По какому вопросу?
-Вы же интересуетесь новостями?
Я насторожился.
-В целом, да. Интересуюсь. А вы что же?..
-Да так просто. Вы же слышали хотя бы краем уха о серии мистических самоубийств?
Мои опасения только усиливались. Интерес этого человека ко мне в столь неординарном вопросе казался мне особенно неуместным. Но что более важно - подозрительным.
-Слышал, и не только краем.
Он внимательно посмотрел на меня.
-Вот мое мнение, как человека, в сущности не шибко опытного, но знакомого с такого рода проблемами, что это не самоубийства. Слишком уж похожие мотивы у совершенно разных людей. За этим точно кто-то стоит. А вы как считаете?
Признаться, мне эта тема для разговора была совсем не по душе.
-Ну, вы, конечно, выбрали, что обсуждать, -бросил я от неудовольствия.
-Вас что-то смущает?
Но отчего-то мне хотелось углубиться в суть вопроса и посмотреть, что из этого получится.
-Знаете, я в целом разделяю ваше мнение. Это и вправду подозрительно.
-Не то слово! Вы только посмотрите на это. Человек додумался разбить зеркало, уколоть себя в грудь его осколком, не задел жизненно важные органы и только после этого полоснул себя по шее... Чрезвычайно глупая и мучительная смерть.
-Вам бы не психиатром, а патологоанатомом податься с вашей любовью к кровавым картинам.
-Да какие картины!? Тут же и без картин все ясно! Какой человек и под какими препаратами мог додуматься до такого? Да что уж там... Кто мог совершить такое!? Я не верю в подобные самоубийства. Всякие бывают - из окон выпрыгивают, вешаются, с моста бросаются в холодную воду, но такое...
-Насколько мне известно из официальных источников, судебно-медицинская экспертиза установила, что удар был нанесен самой жертвой. Как вы это объясните?
-Внушение. Не для кого не секрет, что существуют техники манипулирования действиями человека на уровне подсознания. Взять тот же самый гипноз, к примеру. Достаточно завладеть подсознанием человека, дать точную установку и все - вот весь фокус!
-Но вам не кажется, что следом возникает логичный вопрос: кому это нужно? Кому выгодно совершать убийство настолько изощренным образом?
-Обыкновенная история, - ответил мне мой собеседник, - для убийцы это своеобразное искусство, авторский почерк, попытка доказать что-то самому себе, крик души, расстройство личности - нарушение деятельности психики, одним словом. Он видит вещи не такими, какими их видите вы и какими их вижу я.
-Занимательно, - равнодушно отрезал я, желая скорее прекратить это обсуждение.
-Вы в порядке? Я не замучил вас своими догадками?
-Нисколько. Однако такими делами должны заниматься правоохранительные органы или детективы, но никак не врач. Пусть даже психиатр.
-Можно подумать, среди врачей нет людей, способных примерить на себя роль детектива.
-Детектив должен отталкиваться от фактов, а не от газетных статей. Вы посмотрите внимательно на фотографию. А точнее - на зеркало. Видно, что удар нанесен с чудовищной силой и судя по всему не один раз. На такое не способен даже разъяренный человек, только по-настоящему напуганный, смертельно напуганный. Он как будто увидел в зеркале что-то очень страшное. Настолько страшное, что разбил зеркало прямо вместе с рамкой, как будто боясь этого зеркала. Сомневаюсь, что такая боязнь зеркал вызывается гипнозом. Но это всего лишь догадки по одной фотографии. Никакой уважающий себя детектив не будет руководствоваться одной лишь фотографией.
-Во-как! Недурственно... Надо полагать вы занимаетесь этим профессионально.
-Нет, я так, обыкновенный любитель. Я даже не уверен в том, что ненароком не сморозил глупость.
-Ну это точно не глупо. А заблуждаться и ошибаться свойственно каждому.
На этом наш разговор на непродолжительное время прервался, но затем вновь возобновился.
-А вы далеко ли путь держите? - Продолжал засыпать меня вопросами мой сосед.
-Ну, как сказать... Держу путь в город К., я должен встретиться там с одним профессором.
-Готфридом Ван Дер Верденом?
-Да, а вы откуда знаете?
-Я там живу. Город небольшой. Такая странная фигура, как Готфрид Ван Дер Варден, в нем всем хорошо известна.
-И чему же обязана эта фигура своей популярностью?
-Ну... как вам сказать... Неординарностью. Мне доводилось бывать в гостях у этого чудаковатого профессора... Это что-то крайне загадочное, - тут его голос стал намного тише, - я видел, как привидения у него дома играют в шахматы. Скорее всего, это просто фокус и не более того. Но все равно настораживает.
-Надо полагать, вы считаете профессора фокусником?
-Ну как вам сказать... По большому счету да. Но он, скорее, мистификатор, а не фокусник.
-Мистификатор?
-Именно. Говорит загадками и описывает разные неизвестные науке явления вмешательством неких потусторонних сил, чем забавляет своих гостей.
-Вот оно что. Любопытный человек этот ваш Готфрид Ван Дер Варден.
Между тем поездка продолжалась. Сквозь прозрачное окно в купе стал проникать свет. Но сырость и туманность все никак не покидали нас, путешественников. Мой сосед выключил лампу, потому что необходимость в ней отпала.
-Занимательное чтение, - просуммировал он, запихивая газету обратно в чемодан. Взамен газеты он достал из своего чемодана бутылку с прозрачной жидкостью и два стакана. -Не желаете составить мне компанию?
Я не отказывался. Дорога все равно предстояла длинная. Вытащил несколько окорочков, заготовленных мною на дорогу, и мы принялись обедать, попутно разговаривая на разные темы.
И вдруг я заметил промелькнувший в окне знак "ВПЕРЕДИ ВЪЕЗД В ТОННЕЛЬ". Само собой, первым делом я, вытерев руки полотенцем, попытался зажечь светильники, но мои нажатия на выключатели не давали никакого эффекта. И вот на нас двоих обрушилась тьма - поезд въехал в тоннель.
Один из светильников все же загорелся, но напротив меня сидел уже какой-то незнакомый мне человек в черном костюме с бабочкой. Лица я не разглядел.
-Твои происки напрасны, - сказал он мне чуть громче, чем шепотом.
-Вы кто? - Я инстинктивно подсел как можно ближе к двери.
-Неважно. Добром это все равно не кончится.
Светильник погас. Через некоторое время сквозь окно в купе провалился белый свет. Мой сосед вернулся. То, что я одной рукой тянулся к дверной ручке, его совсем не тревожило.
-Не люблю тоннели, - оправдывался я как бы перед самим собой, до последнего не желая верить в то, что двадцатью секундами ранее меня посетило знамение, - в особенности при наличии проблем с электричеством.
-Каких проблем? Все отлично работает.
Врач стал щелкать выключателями - свет горел исправно. У меня сложилось впечатление, будто весь вагон был настроен против меня.
-Значит мне показалось.
-Вам бы поспать. Спросонья всякое может мерещиться.
"Да уж, уснешь тут с вами!" - Сказал я себе мысленно. Однако совет мне показался дельным. Я без лишних споров ему последовал:
-Да, вы правы.
Лег на спину, сложил руки на груди в замок и закрыл глаза. Еще какое-то время время меня трясло. Уснуть мне никак не удавалось. В глазах мерцал образ того таинственного незнакомца, которого я даже не успел разглядеть.
Именно так, находясь где-то между сном и явью, я продолжал свое путешествие.
Наконец, мой сосед любезно толкнул меня в плечо и сказал:
-Просыпайтесь. Мы практически приехали.
Я широко открыл глаза и вновь принял сидячее положение. Поезд стал постепенно останавливаться. Наконец, он натужно загудел, по инерции качнулся в противоположную пути следования сторону и замер.
Мы с моим случайным знакомым покинули поезд и направились к прямоугольной коробке вокзала с квадратными часами. Там и распрощались. И только спустя несколько минут до меня дошло - я же даже имени его не узнал! Сыщик, называется, ученый.
