Глава 4
Приспешник: Босс, у нас тут два заказа на одну девчонку.
Г: Отлично. Грохнем её и получим две награды.
Приспешник: В этом и сложность. В обоих заказах её требуют живой и с имуществом. Коалиции нужен робот, корпоратам планшет.
Г: Бери тот заказ, где больше платят.
Приспешник: Не всё так просто. Галстуки платят больше, но коалиция даст её координаты.
Г: Соглашайся на оба контракта и потряси их на тему бонусов за предательство другой стороны.
Приспешник: )
С утра кочевники приступили к сборам. Весь лагерь был снят. Генераторы и все вещи упаковали и загрузили в грузовики; юрты разобрали и тоже погрузили.
Робот не разговаривал уже два часа. После того, как его подключили к сети кочевников, он обнаружил, что та не связана с инфосетью. Эрдэнэ показалось, что ему сильно не хватало известных баз данных.
Последние, что он сказал перед тем, как замолчал, было: "Обнаружены новые данные. Требуется индексация и кэширование".
—По машинам, — скомандовал вождь, и все стали расходиться по грузовикам, вездеходам и внедорожникам.
Эрдэнэ оказалась вместе с Айхо на третьем ряду белого внедорожника с блестящими солнечными панелями на крыше. Айхо говорил, что солнечные панели в яркие дни позволяют проехать значительно большие расстояния на том же количестве водорода.
Автоколонна выдвинулась вперёд. Чуть позади пастухи на квадроциклах перегоняли стадо яков и мамонтов. Через пару часов их сменят, а они отправятся греться в тёплые машины.
Эрдэнэ с интересом смотрела в окно, за которым мелькала заснеженная степь и приближались горы. Мегаблока уже не было видно.
А Айхо рассказывал ей разные истории, приключившиеся в этих степях с ним или с его сородичами: про долгие поездки со стадами, про охоту на единорогов и пещерных львов, про страшные смерчи и бураны. Это была удивительная поездка - лучше и интереснее, чем у любимых блогеров Эрдэнэ.
На ночь остановились в укромной долине меж холмов; мамонтов и яков согнали в плотную группу, чтобы они не замёрзли и не были атакованы хищниками; лагерь ставить не стали; заночевали прямо в машинах, выставив часовых - а утром снова продолжили путь.
После двух дней пути через снежные равнины автоколонна прибыла к небольшому поселению, приютившемуся у склонов высокого хребта. Эрдэнэ очень удивили здания, из которых оно состояло.
Они выглядели как юрты, но были с окнами, а построены - из дерева и бетона. В центре посёлка стояла вышка, усеянная самыми разнообразными антеннами - на ней висели блюдца разных размеров, странные прямоугольники, а также антенны, похожие на ёлочки.
— Колонна, стоп, — из рации раздался приказ от головной машины.
Колонна остановилась, не заезжая в посёлок.
Люди вылазили из автомобилей, разминая затёкшие в пути конечности. Кто-то уже начал разворачивать юрту; а вдалеке мамонтоводы выбирали место для выгона.
— Где мы? — спросила Эрдэнэ, с трудом выбираясь из внедорожника.
— Южное становище, — ответил Айхо, — самое южное постоянное поселение кочевников.
— Поселение кочевников? Ты не видишь здесь противоречий?
— Кочевники кочевниками, а без инфраструктуры долго не протянешь. Благодаря поселениям мы можем расширить территорию для пастбищ; а ещё по всей степи мы построили метеостанции, и теперь можем сами строить прогнозы погоды. А там видишь вышку? Это ретранслятор дальней связи. Без него мы бы не могли поддерживать связь с Главным Стойбищем. Ладно, пока взрослые заправляют баллоны, пойдём в лавку. Купим что-нибудь интересное.
— У тебя есть карта?
— Нет.
— А как ты собираешься платить?
—Бартер, — ответил мальчик, тряхнув мешком, — и ещё у меня есть немного карманных денег.
Эрдэнэ попыталась представить карманные деньги, но не смогла. Она знала, что деньги - это записи в базе данных банка. Как их можно хранить в кармане, ей было непонятно.
—Покажи, пожалуйста. Никогда не видела карманные деньги.
Айхо протянул её стопку небольших бумажек. На них были изображены красивые картинки, какие-то цифры и переливающиеся знаки.
— А вот это точно деньги? — Эрдэнэ достала из стопки бумажку, по размеру большую чем остальные, с намалёванными мелками неказистыми рисунками.
— Точно. Видишь имперскую печать.
Девочка присмотрелась. Действительно, в углу стоял большой штамп со сложным изображением.
Они зашли в лавку - единственное из зданий селения это было прямоугольным, а не в форме юрты. Внутри всё было уставлено самыми разнообразными вещами и продуктами.
—Что у вас есть, молодой человек? — спросил мужчина за стойкой.
Айхо разложил на стойке свои пожитки:
—Тут куча конденсаторов. Все рабочие. В этой коробочке резисторные smd сборки на 300 Ом, штук тридцать. А ещё есть куча клавиатур для ноутбуков. Все рабочие. Я к ним приклеил бирки с названием моделей, с которых я их снял.
—А от "Либрум" клавиатура есть?
—Конечно. Какой именно серии?
...Айхо и продавец долго перебирали все эти богатства, обсуждали их ценность. В итоге мальчику удалось выменять одноплатный компьютер и стопку книг по автоматике.
Эрдэнэ рассматривала товары на полках. Её внимание привлекли искусные поделки из мамонтовой кости.
—Красивое, — она взяла в руки большую брошь, изображавшую причудливую рыбу с добрым лицом.
—Давай я тебе её куплю, — предложил Айхо.
—Но ведь ты уже всё обменял.
—У меня ещё есть наличные, — мальчик обратился к продавцу, — сколько это стоит?
—Два мордка.
Мальчик достал ту странную купюру с рисунком мелками. Эрдэнэ была уверена, что с ней что-то не так и что сейчас случится самая кринжовая сцена в её жизни.
—О! Имперский кредитный билет! Совсем новый, — восхитился продавец.
—Буквально прошлого года выпуска.
—И не жаль тебе расставаться с такой красотой?
—Деньги стоят ровно столько, сколько благ за них можно получить, — ответил Айхо. Эту фразу он явно взял у своего отца. Тот любил подобные очевидности.
К обеду лагерь был поставлен. Вождь планировал постоять тут несколько дней, чтобы дать отдохнуть якам и мамонтам; после этого стадо должны были погнать дальше, в принадлежащую клану долину, а сам Тургун собирался везти Айхо и Эрдэнэ через горы к морю.
Обедали под открытым небом - благо погода стояла солнечная, и дул тёплый ветерок. У столов собрался не только клан Кутерген: пришли люди со всего Южного Становища. Пожаловал и сам местный вождь - низенький полный человек, в смешных круглых очках и ярко-красном халате. Звали его Гхомбо; с ним были двое сыновей, и каждый принёс по огромному блюду жареной мамонтятины.
Чтобы еда не остывала, блюда ставили на горелки; оба вождя как-то странно щёлкнули пальцами, и Эрдэнэ увидела, что фитили вспыхнули сами собой.
Тургун заметил её удивление и усмехнулся:
—Вы в своих мегаблоках такому точно не учитесь. Волшебство кочевников - вещь несовременная, но полезная, когда живёшь на природе!
Эрдэнэ подумала, что надо бы расспросить новых друзей об этом "волшебстве". В нём явно было что-то интересное. Но увы: сейчас все внимали вождю, который разразился очередной речью о плюсах кочевничества в сравнении с жизнью в мегаблоках.
—Так выпьем же за кочевую жизнь! - в конце концов Гхомбо решил прервать своего коллегу и высоко поднял кружку с кумысом.
Вдруг у него в халате что-то яростно запищало.
—Как всегда, посреди обеда, - вождь скорчил недовольную рожу и достал телефон, - мне придётся вас оставить, - после короткого разговора сообщил он, - к нам пожаловали гости. Так себе гости - кто-то из отщепенцев.
Он встал и ушёл; за ним последовало ещё несколько человек.
—Кто такие эти отщепенцы? - спросила Эрдэнэ.
—Побочный эффект нашего уголовного права, — ответил вождь Тургун, — нам негде и не на что содержать тюрьмы. Поэтому своих преступников мы изгоняем из клана. Человек оказывается предоставлен сам себе - выживай, как знаешь. Кому-то удаётся упросить принять их в другой клан. Кто-то уходит работать на корпорации. А некоторые сбиваются в шайки и шляются по степи, занимаясь разбоем и контрабандой - это и есть отщепенцы.
Вот снова появился Гхомбо; чуть позади от него шли трое - два мрачных мускулистых парня в одежде кочевников и один - пожилой человек в пуховике, с закрывшим глаза чёрным капюшоном.
—Прости, вождь Тургун, - Гхомбо потупил глаза, - я обещал им дать поговорить с тобой; хотя полагаю, это будет короткий и неприятный разговор.
—Я выслушаю их, - отец Айхо поднялся из-за стола, - что вам нужно?
—Разговор и впрямь короткий, - заговорил тот, что в капюшоне, - в степях потерялась одна девчонка. Родители без ума от горя. За возвращение назначена награда от корпорации; и мы - конечно, совершенно случайно - узнали, что девчонку подобрал твой клан. Мы хотим забрать её и отвезти домой, а с тобой - поделимся вознаграждением.
Эрдэнэ вздрогнула. Айхо вскочил и сжал кулаки.
—Нет, - Тургун сдвинул брови, - я не доверяю корпорации и не желаю иметь дела с отщепенцами. По законам гостеприимства девочка вольна быть с нашим кланом сколько ей заблагорассудится. Я всё сказал. Проваливайте.
—И где же знаменитые речи мудрого Тургуна, - отщепенец улыбнулся, блеснув золотыми зубами, - я слышал, он может часами молоть языком, а с нами не желает поговорить пять минут? Ты даже не узнал, какую мы предлагаем цену.
—Тебе непонятно слово "проваливайте"? Может, так будет яснее? - вождь сделал резкий жест рукой, и отщепенец подскользнулся на ровном месте, едва успев выставить руки, чтобы не упасть лицом в снег, - если что, арбалетом я владею даже лучше, чем волшебством.
—Посмотрим, как ты запоёшь, когда подъедут все наши.
Отщепенец плюнул. Все трое повернулись и пошли прочь.
— Боюсь, сегодня вечером нас ждёт большая драка, - глядя им вслед, проговорил Гхомбо.
— Нет, - отрезал Тургун, - я не подвергну риску Южное Становище. Эрдэнэ гостья моего клана, и я сам должен её защищать. Планы меняются. Мамонтоводы останутся здесь, а я повезу Айхо и Эрдэнэ на юг прямо сейчас.
Через два часа внедорожник с Тургуном, Айхо, Эрдэнэ и ещё двумя кочевниками - Уртнасаром и Субэдэем, вызвавшимися их сопровождать, уже ехал на юг. Стало заметно теплее; мокрый снег налипал на колёса, затрудняя движение. Дорога постепенно поднималась в гору; справа среди зарослей ольхи вилась неширокая лента реки.
—Это река Харганын-гол, - сказал Тургун, - по её долине мы доберёмся до Медвежьего перевала и там переедем через хребет. По асфальту было бы быстрее, но там нас могут остановить галстуки.
—Кутерген... клан Кутерген... выйдите на связь, — из рации раздался голос Гхомбо,— это Южные становища. Сразу после вашего приезда к нам наведались отщепенцы. Перед уходом они опрокинули антенну ретранслятора. Без неё нам не удавалось с вами связаться. Они догоняют вас.
—Благодарю за предупреждение, — ответил отец Айхо и повернулся к своим спутникам, — к нам гости. Запустите дрон. Посмотрим, насколько далеко они от нас.
