Враник в истории и в игре
Часть 1. Историческая.
На месте Враника было поселение еще во времена бронзового века. Вид укрепленного города он принял в IX-X веке. Таковым он оставался и на рубеже XIV-XV веков. О том, что Враник находился в эксплуатации и в средневековье, несмотря на архаичность, можно судить по тому, что на то время пришелся пожар, уничтоживший полностью одну из стен укрепления. Археологические раскопки поселения пока не проводились, по тому говорить о нем можно только по антропологическим данным.
Географически и административно Враник входил в окрестности Остродека, а все непонятное, входившее в XIV-XV веке в окрестности Остродека, получало славу очередного языческого сооружения, как-то связанного с Яном Зулом.
Так как Враник не был перестроен в современное поселение можно сделать вывод о том, что он не был жилым поселением, а выполнял какие-то хозяйственные функции.
Таким образом предположение игроделов, что Враник использовался в качестве военного лагеря и «укрытия» является вполне реалистичным. «Высотой» он быть не мог в силу своего укромного расположения и невозможности контролировать оттуда окрестности, однако, то же расположение позволяло эффективно контролировать подходы к Вранику, эвакуироваться оттуда как по суше, так и по воде (то есть в том числе и с большим грузом), снабжать поселение необходимыми запасами древесины, дичи и прочих даров леса.
Я интуитивно склоняюсь к тому, что до того, как Остродек был заброшен (1399 год) Зулы использовали Враник как место передержки и пыточную (следственную) камеру (по тому что Остродек был слишком маленьким замком, чтобы содержать там в заключении и пытать всех тех людей, которые согласно хроникам попадали в заложники к Зулам, а Враник как раз совсем неподалеку и подходит для этого лучше, чем тот же Квч Врых, который, скорее всего, выполнял функции амбара), а вот что с ним стало после 1399 года — каких-то обоснованных версий у меня нет. Третья гражданская 1402-1403 годов тем и интересна, что в отличии двух предыдущих помимо упорядоченных боевых действий сопровождалась смутой и креативными решениями участников.
Закрепим: к 1403 году Враник был уже очень старым городом и о том, что это и где он расположен знали точно все в округе, но так как он относился в заброшенному замку, там могло происходить что угодно, и это наверняка тоже было известно всем. Сунуться в такое место малым составом — риск, заслать шпиона — тоже риск (вдруг его не просто убьют, а пытать будут), соваться туда с армией — вопрос стоит ли оно того и не может ли получиться так, что в это время армия пригодилась бы больше где-то еще.
Собственно, Вархорсы все это и обыграли! Единственное что из происходящего не очень понятно, так это то, что Враник был там, можно сказать, всегда. Тут получается занимательная когнитивная ошибка, как с Кобылой. Если не вникать в лор, то может создаться впечатление, что Кобыла был паном Скалицы всегда и что замок там был всегда, хотя замок там вылупился меньше года назад, а Кобыла был назначен туда меньше полугода назад. С Враником создается обратное впечатление — что он там вылупился недавно и внезапно, хотя он там был всегда и весь цимес был не в том, чтобы найти его как «лагерь», а в том, чтобы понять, что это место занято «плохими парнями» и что лезть туда стоит. С Прибыславицей при этом такого казуса не получилось — с ней ясно, что это поселение было там всегда и что бандиты устроили там лагерь.
Если добавить к лору исторические знания, то можно предположить, что паны предпочитали обходить Враник стороной, так как считали его все еще эксплуатируемым Яном Зулом, а в случае Кобылы лезть в пыточный кабинет к шефу с расспросами, как у него дела — не самая лучшая идея (в случае с Ганушем, принадлежавшего к Единству Дворян, отправить туда своих людей в гости было бы просто их убийством).
В общем Генри, мягко говоря, рисковал гораздо больше, отправляясь туда на разведку, чем могло показаться, хотя именно его ограниченное понимание всей ситуации в случае чего если бы и не спасли ему жизнь и здоровье, то не навредили бы общему делу.
Часть 2. Игровая.
Теперь рассмотрим что конкретно творится вокруг Враника в игре.
Подельник Иштвана Тота (двойного агента на стороне Сигизмунда) Эрик (молодой человек предположительно турецкого происхождения) приводит во Враник гарнизон лихих людей и призывает к сотрудничеству местные криминальные элементы.
Каким образом Враник был занят Тотом не понятно, однако очевидно, что никто не ожидал изначально, что он интервент.
Истории тех бандитов, которых привел Эрик, нам не известны, но нам известны несколько историй завербованных бандитов.
Мастер Ванек — путешествующий учитель фехтования. Остановился в Скалице. Куда направлялся — не известно, однако это было нормально для фехтмейстеров путешествовать в поиске работы. Нельзя сказать, что в Скалице ему были рады, но и оснований гнать его оттуда не было. После нападения на Скалицу он присоединился к бандитам во Вранике, где обучал новобранцев. Было ли это спонтанным решением о трудоустройстве в сложившихся обстоятельствах или же он изначально направлялся туда — не известно.
Гинек Вонючка из Ледечка — местный скорняжник, браконьер, задира, психически нездоровый человек. Оказывал людям Эрика услуги по добыче дичи, не особо осознавая, во что ввязался, до того как поучаствовал в нападении на Нойхоф. Прочие браконьеры, предположительно, тоже добывают дичь для бандитов.
Хромой Любош из Ужицы — местный крестьянин, алкоголик, драчун. Участвовал в атаке на Нойхоф. Собирался слиться за что был убит с особым цинизмом.
Козилек и его команда — рекрутеры, которые вербуют местных задир и драчунов.
Пето — работник мельницы у Мрхоедов, сильный но крайне глупый детина, связался с компанией Любоша и Вонючки, участвовал в нападении на Нойхоф. Единственный из компании, кто сам лично был во Вранике.
Святоша Антоний — послушник сазавского монастыря, главарь местной банды. После атаки на Нойхоф не только понял, во что ввязался, но и о оценив возможные последствия скрылся в монастыре.
Из этого делаем вывод — лагерь бандитов во Вранике находился в плотной коллаборации с местным населением, которое, по большей части, как и все, не понимало реальных целей Тота по прозвищу Свисток, а тех, кто начинал что-то подозревать — оперативно убирали (распятие Хромого Любоша, избиение до смерти Вонючки, «заказ» на Святошу, конюх Рыжий тоже общался с бандитами и его пытались убрать).
Показано, как рихтаржи боролись в первую очередь с бандитизмом на местах, то есть следили за действиями конкретных людей в зоне своей ответственности. Например, Вонючка уже был наказан позорным столбом в Ратае за драку с торговцами в Нойхофе. Еще можно вспомнить квест, где рихтарж посылает Генри разобраться с лагерем «бандитов» на окраине, которые оказываются просто кучкой пристроенных к делу малолетних дебилов (ТМ).
Корчмари (шпионская сеть) следят за действиях криминальных элементов и даже если не могут сказать что-то конкретное, то могут направить Генри по следу к лесорубам, углежогам и т.д., где тот может узнать больше.
На уровне панов вопрос о противодействии организованной преступности решается основательно, после проведения расследования, разведки позиций и подготовки замковых гарнизонов к военным действиям (то, в чем игрок принимает участие непосредственно).
