"Новичок"
Все шло своим чередом. До Оксфорда доехали через полтора часа. Все вышли, немного размяли затекшие конечности, собрались кучкой вокруг Насти. Стасси насчитала десятерых взрослых и трех детей. Вот – ее первые слушатели. Девушка приняла серьезный вид.
- Итак, начнем, - сказала она. - Оксфорд был впервые упомянут в письменном виде в «Англосаксонских хрониках» в 912 году. Тогда на его месте располагался монастырь St Frideswide’s nunnery…
Потом девушка рассказала туристам про то, чтов 1117 году был основан первый в Великобритании Оксфордский университет с целью дать священнослужителям более полное образование. Но настоящим университетским городком Оксфорд стал только при Генрихе II. Потом Стасси кратко описала погром в день Святой Схоластики 1355 года, в результате которого погибло 63 студента, за что город в течение 470 следующих лет выплачивал университету символический штраф.
После этого Стасси стала описывать местные достопримечательности.
- С расположенных в центре Оксфорда башни Карфакса и колокольни церкви Св. Марии открывается живописный вид на город, - начала девушка.
- Простите, можно присоединиться к вашей экскурсии? – послышался голос сзади.
- Конечно, только договоритесь во-о-он с тем мужчиной в автобусе, - ответила Настя и продолжила. - Крайст-Чёрч построен в 1546 году по приказу Генриха VIII. Это самый большой колледж Оксфорда. С момента основания колледжа в его колокол «Старый Том» звонят каждый вечер 101 раз (по числу монахов-основателей); раньше это возвещало о закрытии ворот и призывало монахов вернуться на территорию колледжа. Часовня колледжа - Оксфордский собор, самый маленький в Англии. Если нужна будет дополнительная информация по этим местам, можно обратится в агентство, которое вы найдете за углом, там можно заказать индивидуальную экскурсию.
Краем глаза Стасси заметила, что какой-то парень, видно, тот, что спрашивал разрешения присоединиться, подошел к автобусу и начал разговаривать с водителем.
- Итак, - снова заговорила Настя, вернувшись взглядом к клиентам. - Колледж Магдалины основан в 1458 году одним из преподавателей Винчестерского колледжа. В великолепной готической башне 1 мая в 6 часов утра собирается хор колледжа, чтобы пропеть евхаристический гимн XVII века. К сожалению, сегодня мы не услышим его, в магазинчике на углу можно попросить запись. Да и в интернете их, наверняка полно…
Тут парень повернулся и пошел к собравшимся вокруг Стасси туристам. Девушка быстро окинула его взглядом и с ужасом поняла, что знает его. Это был тот самый скейтбордист из парка.
Настя буквально ощутила, как вылетает у нее из-под ног земля. Хотелось попросить у Гарри Поттера мантию-невидимку и срочно накинуть на себя или слиться с пейзажем, как хамелеон, или провалиться под землю, или, на худой конец, поднять руки вверх и сказать, как часто делали это в детстве: «Я в домике!».
Конечно, все это было невозможно и просто-напросто несерьезно. Хотя в первую секунду Стасси раздумывала о побеге без всяких шуток. Правда, она быстро спохватилась. Молясь о том, чтобы не покраснеть, Настя нарочито громко (чтобы, в частности, заглушить стук собственного сердца) сказала:
- Не менее интересным местом для посещения может представиться Крытый рынок. Он находился в центре города, под открытым небом. Являясь самым опасным с точки зрения санитарии местом, рынок должен был быть уничтожен, но в итоге власти решили, что целесообразнее будет переместить его в здание, что и было сделано в 1774 году. Сейчас там можно разыскать самые свежие продукты, посидеть в кафе, есть пирожные и не только.
Вчерашний знакомый уже стоял среди туристов и внимательно слушал. Девушка старалась не смотреть на него, но все же она обратила внимание на то, что внешний ид у него почти не изменился. Кажется, кроссовки другие, еще поменялся рисунок на такой же черной толстовке. А так – капюшон поверх кепки, солнечные очки, черные джинсы… Да, разнообразием его одежда не отличается.
- Среди других известных музеев Оксфорда: Музей истории Оксфорда, Коллекция музыкальных инструментов Бэйта, Университетский музей Оксфорда, - Стасси подумала про себя, что когда планировала свою речь, в ее планы вовсе не входило заиканье, но, разумеется, нервы сделали свое дело. - В Оксфорде можно найти известные на весь мир пабы. Среди них особое место занимает открытый в 1650 году паб «The Eagle and Child», известный тем, что там проходили встречи литературного кружка «Инклинги», членами которого являлись Дж. Р. Р. Толкин и К. С. Льюис. Кроме того, необходимо отдельно отметить пабы «Lamb and Flag», «Turf Tavern», который в свою очередь известен тем, что там, в бытность учебы в Оксфорде, проводил свой досуг Билл Клинтон, и др.
Девушка сделала паузу, мысленно перебирая в голове, ничего ли она не забыла. Туристы зашептались между собой, обсуждая, куда же они сейчас направятся. Один парень в черной толстовке стоял, не шелохнувшись, и смотрел на Настю. Если честно, ее это напрягало, да, даже очень. Кажется, она все-таки покраснела. Черт. Ладно, нужно сделать вид, что ничего не было, просто тут очень жарко…
- А сейчас я раздам вам карты города, - сказала Стасси, пытаясь отвлечь саму себя. – Итак, все помнят, что в десять утра мы встречаемся у автобуса? А что у нас забронированы номера в этой гостинице? Так, прошу, разбирайте карты! Если кто-то еще не знает, куда пойти, можно отправиться со мной в Бодлианскую библиотеку, которая была основана в 1598 году. Это самая крупная библиотека в Оксфорде, в ней 6 миллионов книг!
Когда все разобрали карты, Настя поняла, что все уже сами решили, куда им пойти. Все кроме новичка, как про себя его уже прозвала Стасси, чтобы не думать о вчерашнем. Не то, чтобы это помогало, но попытка не пытка.
И вот, все разошлись, а Настя пошла по Уолтон стрит к университету. «Новичок» молча шел за ней.
Вот они уже идут по дороге около колледжа Тринити. С обеих сторон от дороги возвышается каменный забор, перед ним посажены деревья. Красиво, Стасси невольно залюбовалась и выдала:
- Студенчество этого колледжа весьма малочисленно: ежегодно сюда зачисляется лишь около восьмидесяти абитуриентов. Однако это вовсе не говорит о его недостаточной привлекательности. Тринити удачно расположен вблизи больших книжных магазинов, ресторанов и пабов. Архитектура здания крайне интересна, а раскинувшиеся вокруг зелёные луга, по которым студенты прогуливаются во время перерывов, делают его внешний вид особенно приятным.
Покосившись на «новичка», Настя не нашла ничего лучше, чем продолжить:
- Мы подходим к Боблианской библиотеке. Она оспаривает у Ватиканской право называться старейшей в Европе, а у Британской — титул самого крупного книжного собрания Великобритании. С 1610 (официально — с1662) года наделена правом на получение обязательного экземпляра всех изданий, выпускаемых в стране.
Библиотека носит имя сэра Томаса Бодли (1545—1613) — известного собирателя старинных манускриптов, состоявшего на дипломатической службе королевы Елизаветы. Между тем её основателем должен считаться епископ Томас де Кобэм (ум. 1327), создавший при университете небольшое собрание книг, прикованных к полкам цепями во избежание их выноса за пределы здания.
В 1410 году эта библиотека перешла в полное распоряжение университета, а несколько позднее расширением университетского собрания озаботился герцог Хамфри Глостерский. Благодаря его попечению в 1450 году библиотека переехала в новые, более обширные помещения, которые сохранились по сей день. При первых Тюдорах университет обнищал, Эдуард VI экспроприировал его книжные собрания, даже сами книжные шкафы были распроданы.
В 1602 году Томас Бодли не только восстановил библиотеку, но и помог ей занять новые помещения. Он преподнёс университету своё книжное собрание, пёкся о приобретении книг из Турции и даже Китая. В течение последующих столетий для размещения библиотечных собраний было выстроено несколько зданий, включая ротонду Радклифа(1737—1769) — шедевр британского палладианства.
Исчерпав запас энергии, Стасси умолкла. Очень трудно сосредоточиться, когда тебя сверлит взглядом парень, державший тебя на руках прошлым вечером. Настя решила разрядить обстановку:
- А как мне к тебе обращаться? Как тебя зовут? – (в голое это звучало не так глупо).
Парень как-то замялся, махнул рукой, будто искал подсказки, а потом сказал:
- Зови меня Томас.
- Хорошо, - если честно, она ожидала обратного вопроса. Почему он не спрашивает ее имени?
- А тебя зовут Стасси, - словно прочитав ее мысли, поспешно добавил он. – Я слышал, как о тебе говорят твои туристы.
«Твои туристы», то же мне… Звучит еще хуже, чем «просто царапина».
