56-65
56
Предположим, что вы астронавт и находитесь далеко от Земли в длительной экспедиции. Вам надоели постоянные помехи, с которыми передаются инструкции с базы. И вы без сожалений выключаете радио. Отдыхаете, наслаждаетесь видом из иллюминатора, расслабляетесь, наполняетесь благоговением. А время идет...
Но вдруг вы понимаете, что больше не знаете, где находитесь. Не знаете, как попасть туда, где вам надо быть. Вспоминаете, что перед вами стоит задача, но уже точно не знаете, в чем она состоит. Вас охватывает паника.
Наконец вы вспоминаете о радио, включаете его и кричите в микрофон, вызывая базу. Слышится слабый ответ. Слаще звука вы никогда не слыхали. Теперь вы можете вернуться на курс.
Все мы – астронавты. Более 33 веков назад мы отправились с горы Синай, окрыленные задачей и планом. Все, что сейчас нам требуется, это связаться с базой.
57
В 1976 году, оставив за собой множество тяжб, умер мультимиллионер, эксцентричный затворник Говард Хьюз. Ребе сказал о нем следующее:
– Он не доверял никому, считая, что всем нужны только его деньги. Последние двадцать лет он прятался от мира, лишив себя друзей и каких-либо радостей жизни. У этого человека было все, и все это держало его в заключении. Все мы подобны ему. У нас ключи от нашей свободы, а мы используем их для того, чтобы запереться".
58
Мой тесть профессор Авраам Поличенко преподавал кибернетику в Аргентине и компьютеризировал эту страну в 60-е годы. В то же время он совершил главный поворот в своей жизни: из истового сиониста с отвращением ко всему религиозному он превратился в пылкого хасида, интересующегося каббалой.
Ему посчастливилось провести несколько долгих бесед с Ребе. В одной из них речь зашла о компьютерах. Любопытно, что Ребе в те далекие, 60-е годы высказывал точку зрения, очень похожую на идею конвергенции, получившую распространение лишь в 90-х годах.
Что нового в компьютере? Заходишь в комнату, видишь знакомые предметы: пишущую машинку, магнитофон, телевизор и, конечно, калькулятор. Все это не ново, но предположим, что их связывают невидимые кабели и они начинают работать вместе. Некая технология заставляет их говорить на одном языке, тем самым преображая их из обыкновенных машин в единый мощный компьютер.
Теперь всмотримся в нашу жизнь. Ты молишься, зарабатываешь деньги, питаешься, ходишь – каждое действие существует как бы само по себе, не связано с остальными. Мешанина фрагментов.
Это касается и человеческой души – наш ум смотрит в одном направлении, сердце чувствует нечто другое, а то, что мы делаем, часто не имеет отношения ни к первому, ни ко второму.
Вернемся к компьютеру. Возьмем на вооружение эту технологию и приложим ее к повседневной жизни. Найдите то общее, в чем эти фрагменты могут сойтись, выпустив таким образом скрытую в них мощь.
Если ты просыпаешься утром и отдаешь себе отчет в том, что создан и помещен сюда с определенной целью, что все окружающее тебя в этой жизни имеет прямое отношение к указанной цели, то все фрагменты сойдутся в единое органичное целое.
59
В первый вечер Хануки перед нами стоят восемь подсвечников, но зажигаем мы только одну свечу. Завтра мы зажжем две и в конце концов все восемь. Вся ханукия будет зажжена. Из этого следует двойной урок:
1. Всегда растите. Всегда находитесь в движении. Совершив сегодня одно доброе дело, завтра совершите два.
2. Идите по жизни поступенно. Темпом, который вам под силу. Не ждите, что завтра станете праведником, но и не считайте, что сегодняшний шаг уже привел вас к точке назначения.
60
Почему мы празднуем день рождения? Во чреве матери было тепло, уютно, о нас заботились. Наши мудрецы утверждают, что ангел учил нас там Торе.
Потом, выйдя оттуда, вы испытываете мучения, тревогу. Мир оказался холодным, жестоким. Сам акт жизни стал борьбой. Вы заплакали.
И все же каждый год вы празднуете день рождения.
Потому что это день, когда вы обрели свое существо.
Вы больше не часть кого-то, вы – активная сила в мире.
Поэтому празднуйте день рождения и найдите в этот день время задуматься: что я дал миру такого, чего мир не дал мне. Действительно ли я рожден?
61
Лазерный луч:
Люди неправильно представляют себе ограничение. По их мнению, если ограничить себя в еде, исключив что-то из своего рациона, ограничить свое время длительностью работы, размышлений или молитв, ограничить себя в том, что мы носим и куда идем, – все эти ограничения могут задушить какое-либо проявление вдохновения.
Правда же в том, что без каких-либо ограничений вдохновение очень быстро рассеется. Сфокусируйте свой свет, как лазер концентрирует энергию в мощном луче, и желаемое будет достигнуто. Вдохновение будет сохраняться.
62
Электричество – это скрытая сила в Творении. Оно не постижимо ни одним из пяти чувств, мы узнаем о нем лишь по его эффектам и следствиям. Но именно от него мы получаем мощный свет и силу.
Электричество – чудесная аналогия к мистическим хасидским идеям.
63
Астрономы обнаружили, что не все звезды сияют. Существуют звезды чудовищной плотности, которые не излучают света, а вбирают его в себя. Их называют черными дырами.
Во вселенной уже достаточно черных дыр. Если в тебе есть свет, освети окружающий мир.
64
Тело дано не для того, чтобы приходить от него в ужас и отвергать его. Напротив, тело – это светозащитные очки души. Без тела душа способна видеть Б-жественность лишь в абстрактном, эфирном образе. Тело же позволяет душе смотреть прямо в лицо Б-жественности в осязаемой, конкретной форме.
***
Странно. Мы сравниваем Высшее Существо с властелином, приводим притчи о принцах, бриллиантах, птицах, конях... но какое отношение все это имеет к абстрактным предметам, которые они призваны представлять? Ребе объясняет:
– Мы и все, что мы видим вокруг себя, есть лишь отражение того, что наверху. Земной властелин отражает идею высшего Царства. Сладость плода отражает сладость Высшей Мудрости. Форма человеческого тела есть отражение внутренней структуры космоса, так что каждый член и орган тела соответствуют какой-либо Б-жественной силе.
Каждый из этих аспектов исходит из Б-жественного источника в материальный мир, чтобы принять материальную форму, с единственной целью: дать нам осознать Б-жественные идеи, из которых он происходит. Даже изобретения, возникшие только в наше время, ждали, чтобы их открыли и с помощью этого познали Б-жественный источник и значение каждого из них.
СТРОИТЬ ЖИЗНЬ
В 75 лет после серьезного сердечного приступа Ребе, как и следовало ожидать от праведника, вернулся из "бездны" к своим ученикам с новыми, сверкающими алмазами учения. Удивительно, что это были алмазы не из непосредственного мира Ребе – мира размышлений, учебы и молитвы, а в мире, в котором человек, выжимая из него деньги, борется за то, чтобы сохранить духовность.
65
Когда мощные воды покрывают вас с головой, гася пламя, горящее внутри...
Когда ревущие потоки смятения тащат вас за собой, отрывая от Жизни...
Смотрите глубже, дальше души.
Сама душа, как и пламя в ней, коренится в тонком Мире Б-жьего Излучения, мире спокойствия и высшей гармонии.
А волнения нашего мира коренятся даже еще дальше, происходя из Мира Беспорядка, из света неукрощенного и неограниченного, существующего до упорядоченного излучения.
"...земля была пуста и нестройна, и тьма над бездною..."
Вот и нужно копать глубже этих корней, чтобы найти угли, из которых поднялось пламя, и кремень, от удара об который вышла искра. Глубже, пока не достигнешь первичной сущности души, глубже Излучения, глубже Света, даже глубже ничем не ограниченного света "претворения". Где нет ничего, кроме семени – мысли, вызвавшей все, что было, есть и будет.
Что же это за мысль? Мысль о вас, здесь и сейчас, о вашей борьбе с этим миром и чудесном вкусе победы.
И поскольку у этой мысли нет ни прошлого, ни будущего, вы в ней уже победили.
Осталось только осуществить это.
Те, кто просили у Ребе совета, касающегося карьеры, осознали, что Ребе жил вместе с ними, с их борьбой. Но почему Ребе готов был жить, пусть даже косвенно, в мире лжи и откровенного материализма?
Потому что при сотворении мира самые яркие искры света падали в низменнейшие места. И в крайне разобщенном мире, мире денег и борьбы за существование, Ребе не находил никакой двойственности, ничего отделенного от Б-га – существует лишь великая цель, залежи алмазов, никем не обнаруженных, которые следует найти.
