Том 1. Глава 15.5. ЭКСТРА: «Тяжкие будни казначея»
Деньги. За них можно купить всё, что душе угодно - начиная от вкуснейшего ужина или же хорошей мебели и заканчивая тратой их на развлечения или другую нужду.
Трата. Деньги всегда приходится тратить. Кого-то обманывают. Кто-то делает это необдуманно.
Тот же обычный рабочий, не следя за своими накоплениями может остаться с нулём уже через несколько недель, если не на следующий день, проигрывая деньги в таверне благодаря азартным играм с надеждой нажиться и развлечься в шумной компании.
Ну или же покупая то, что можно назвать не иначе, как ерунда.
А есть люди, которые каждую копейку отдадут на то, что поможет увеличить прибыль или же на то, что будет нужно в крайнем случае. Такой человек чаще всего достаточно финансово грамотен, чтобы не только иметь лишний золотой в кармане, но и таким образом быть в достатке.
Именно к таким людям относится казначей Лайнхольда Уайтстоуна - Вастум. Он выходец из одной деревушки, где ранее заправлял всем потоком денег, которая приносила им в основном рыболовля и всеразличная торговля.
Но из-за одного несчастного случая произошёл пожар, вследствие которого выжили немногие, включая самого мужчину. Но, увы целым и здоровым он не остался.
В жарком и яростном пламени пожара старик потерял ноги. Ведь катастрофа была настолько ужасной, что от нижних конечностей почти ничего не осталось. Палец на левой руке также был сильной утратой. Ведь это был тот самый палец, что в особенности ощущал каждую выпуклость на рёбрышке и задней части монеты номиналом в одну платину.
На этом всё для него не кончилось. Вскоре после ужасной трагедии, что известила всё королевство мужчина был приглашён нынешним королем Кроувелла в лице самого Лайнхольда на прежнюю должность, но уже для расчётов его личной казны и работы главным казначеем всего королевства, став одним из членов самого приближённого круга его подчинённых - генералов.
Ведь в своей деревне и узком кругу людей, будучи казначеем Вастум в первую очередь был известен банально за то, что никогда не воровал. А уж затем и за прекрасное выполнение своих задач, умея находить решение любых денежных проблем.
В качестве добродетельной услуги он был обучен магии телекинеза, благодаря чему его тело в прямом смысле этого слова могло витать в воздухе, чтобы он мог выполнять базовые действия. Но для него это была попытка забыть пережитый кошмар.
Работа с реально крупными суммами сначала радовала и развлекала мужчину, который теперь заполучил власть, что и не снилась его отцу. Но вскоре он вспомнил о том, что чем большими суммами ты владеешь - тем большие суммы ты и тратишь. И без того жадный старик цеплялся за каждый медный гровель до того, что Бласфемус останется без лишней кружки пива, а каждая монетка используется по назначению.
Но…это не касалось самого Лайнхольда. Ведь сохранился один из ранних расчётов, где если смотреть на цены, установленные его личным поваром, то цена ежедневного меню короля выходит немалой..
Завтрак: жареная дичь с медовым соусом и хлебные лепёшки с чесноком - 28 серебряных и 73 медных гровеля.
Обед: тушёная говядина с кореньями и салат из диких трав с яблочным уксусом - 29 серебряных и 8 медных гровелей.
Ужин: Запечённые бараньи ноги с зеленью и сливочным маринадом - 29 серебряных и 29 медных гровелей.
Вастум знатно удивился, что к этой же сумме идёт и хорошая прибыль для самого повара, ведь он недавно наконец прикупил себе хороший такой дом, в особенности хорошо зарабатывая, когда готовил лично для прошлого короля Кроувелла, а тот был тем ещё гигантом.
Посчитав убытки со стороны, старик заподозрил неладное. Благодаря помощи нескольких людей Вастум начал расследование. Мужчину волновал тот факт, что было множество вопросов и ранее, но повар уже давно объяснял рост просьбы бо́льших выделений на продукты тем, что он стал заказывать мясо и овощи получше.
- Господин Вастум, по вашему приказу мы провели расследование и расспросили торговцев, которые чаще всего завозят продукты его величеству и всему столичному округу. Большинство из них ничего не знают или не хотят говорить. А вот поварская гильдия показала нам расценки и они куда ниже. Странно получается.
- Ясненько…тогда попробуем по-другому…-лицо старика исказилось в улыбке, в то время, когда он покуривал через трубку шалфей.- вы проследите за процессом сделки. Сделайте это тогда, когда они не будут об этом догадываться. В этот день подозреваемого стоит хорошо загрузить, чтобы он не мог об задуматься и допустил ошибку. А далее…
Думаю вы знаете, как надавливать на них.
- Хорошо, мы постараемся выполнить ваш замысел.
В скором времени в руках Вастума была информация о том, что еда не только не стоит своих денег, но и та же свинина по качеству уступает тому, что продаётся на рынках. Если то вообще была свинина.
Чтобы никто ничего не заподозрил, повар добавлял розмарин, чеснок, кмин и чебер, скрывая не лучшее качество. Под предлогом угроз об ухудшении репутации, некоторые торговцы сами сознались о том, что через небольшую доплату со всеми из них было договорено, что еда якобы дорожает и стоит больших денег. Хотя врать о таком в некоторой степени многим из них было не в новинку.
А после того, как одну из таких сделок заприметили, то у повара не оставалось выбора, как сознаться. Сознаться в том, что он этим занимается много лет. Лишь то, сколько денег он зарабатывал на остальных местных дворянах и Эксидре Уайтстоуне с его неугомонным аппетитом. И то, как после восхождения на трон нового короля в лице его сына просил на продукты больше лишь потому, что сам Лайнхольд не столь требователен.
А деньги на ожерелья для многочисленных любовниц сами себя не заграбастают. Лишь это осталось тайной.По крайней мере, стоя на коленях перед лидером семейства белых воронов он думал, что хоть что-то ему сойдёт с рук.
- Я разочарован…ты посмел врать и обманывать меня, кормить неизвестно чем…Стража! Вы знаете, что с ним делать!- с особой злобой сказал Лайнхольд.
Стражники взяли его под руки и с особой жестокостью поволокли его к заключённым.
- Нет! Не смейте! Он такой же, как и прошлый король! Таким, как вы лишь бы лучшее подавали. Ваша семейка приведёт нас к краху!
Это были последние слова повара перед тем, как вскоре его прекрасные заработки прекратились, а он сам отправился в темницу.
Лайнхольд, вернувшийся после встречи с главами Триумвирата был в не очень хорошем настроении. Потому Вастум, левитирующий рядом с ним молчал. Лишь к концу дня он решил повидаться со своим господином с глазу на глаз в его кабинете.
- Господин Лайнхольд?
- Да, входи.
Вастум закрыл за собой двери и решил рассказать новость.
- После сегодняшней ситуации затратами на еду для вас и всего высшего округа будет идти тщательная проверка. Ну и как дополнение вам выделили нового личного повара. Он ещё совсем юноша, но показал множеству дворян за пределами нашего королевства блюда небывалого качества и изумительного вкуса. При отборе он сказал, что давно жаждет, что сможет восстановить права и доверие к нашему филиалу поварской гильдии.
- Рад это слышать. Надеюсь, что проблем с этим больше не будет. Только вопрос…весь этот шум, что я слышал в последнее время…это…чьих рук де—
Вастум широко улыбнулся, а затем прервал своего господина.
- Извините, ваше величество, я прибыл сюда не для разъяснений, а чтобы лично рассказать вам новость. Если я сейчас же не вернусь к обязанностям, то кто будет следить за тем, чтобы его господин сладко спал и не мучался от изжоги?
Лайнхольд молча кивнул, а старик покинул помещение с довольным лицом.
Вернувшись в кабинет, мужчина посмотрел на лежащие исписанные бумаги. На одной из них был расчёт общих потерь из-за королевского повара. Лежащие в стопке гровели и воспоминаниях о гадостях, что тот сделал привели его к идеи:
— Придётся тут кое-что присвоить, хе-хе…
С того момента прошло около 7 лет. Много чего изменилось в самом королевстве. Жизнь населения в некоторой мере стала значительно ухудшаться. Цены стали расти значительно сильнее, потому что земли стали ещё менее плодотворными и уже не могли производить ресурсы для полноценной жизни всех граждан. От чего отношения Вастума к расходам денег стали ещё более трепетными и тщательными.
С этим отношением он продолжал спокойно работать. Как тут гром среди ясного неба. К нему приходит Лайнхольд:
- Здравствуй, Вастум.
- Здравствуйте, Ваше величество. Чего пожелаете?- сказал он и поклонился.
- Выдели мне сумму для оплаты нашей с Розой свадебной церемонии.
Вастум сначала никак не отреагировал. Он смотрел на свой рабочий стол. Затем он снова посмотрел на Лайнхольда. Он долго всматривался в его глаза.
Он пытался разглядеть в глазах своего господина долю безумия, которая так и шла со сказанных им слов. Лайнхольд недоумевал, почему Вастум так пронзает его взглядом. Затем старик расхохотался с этих слов, смачно ударив себя по животу.
Ещё бы немного и он бы катался по полу со смеху, но факт нахождения его высочества рядом вызвала бы подозрения в адекватности и уважение у Лайнхольда к своей персоне, потому посмеявшись и вытерев слезу с глаз, он продолжил:
- Фух…ваше величество, вы неплохо шутите. Ваше чувство юмора как всегда на высоте.
- Вастум, я ведь не шучу. Чем я сейчас тебя рассмешил?
Старик промолчал. Он понял, что король говорит с ним абсолютно серьёзно по поводу свадьбы.
Потерев затылок с шокированным выражением лица, будто услышал эти слова с уст умалишённого он томно вздохнул и снова вернулся к разговору:
- Мой господин, вы ведь осознаёте СКОЛЬКО это будет для вас стоить?- с особым акцентом спросил казначей.
- Верно, я уже всё обдумал. Мне не жалко—
- Мне жалко.
- Что?
- Ничего. Продолжайте. Я вас внимательно слушаю.
- Эмм…так вот…мне не жалко вложить любую сумму, которая сможет удовлетворить меня и мою возлюбленную. Я хочу, чтобы эта свадьба запомнилась всем нашим королевствам.
- Я очень рад, ваше величество. Но вы уже достаточно долго живёте, чтобы понимать одну вещь. Брак сулит для вас лишь одни расходы и трату ваших нервишек. Сначала всё достаточно хорошо, вы живёте и думаете, что жить без неё до этого не могли. Но потом она будет черпать из вашего кармана, из вашей здоровой психики прямо ложкой всё, что там есть. После чего вы будете несчастны до конца своих дней. Вряд-ли она будет рядом с вами, когда ваша жизнь будет подходить к концу. Потому я надеюсь, что вы взвесили все за и против.
- Я же знаю, что ты это говоришь, чтобы я передумал.
- И правильно говорю. Какую пользу может принести для нас свадьба? Я от недавнего банкета едва отошёл, но после него хотя-бы сумма инвестиций из соседних королевств принесла нам 11 процентный прирост прибыли от золота, платины и серебра за месяц. В скором ожидается хороший завоз скота.
Затем Лайнхольд ухмыльнулся.
- Если Кроувелл и Гриндфолл объединяться, то мы сможем улучшить наши отношения. Включая и торговые.
- Хмм…если так, то общее количество продукции за квартал может увеличиться. Про дальнейшее можно будет обсудить позже.
- Верно мыслишь, Вастум. Ну и к тому же, на свадьбе ты можешь хорошенько отдохнуть и расслабиться. Перестать думать об убытках и выпить самого лучшего вина и отведать лучших закусок.
- Ха-ха, а вы умеете убеждать. - со смехом сказал старик, поглаживая бороду.- расскажите мне ваши пожелания, чтобы я потом смог распределить залог стоимости.
- Хорошо.
После этого они долго обговаривали стоимость всех возможных аспектов, чтобы они могли подрасчитать стоимость свадьбы.
В течении месяца, когда готовилась свадьба мужчина был весь на иголках. Список нужд и заказов для свадьбы постоянно росли. Помощники генерала записывали каждый стул, каждую бутылку вина, которая будет на свадебной церемонии.
Некоторые из них тайно обсуждали друг с другом, что уже не выносят истерики главного казначея.
- Господин Вастум похоже болен.
- Почему это?- спросила горничная у одного из помощников Вастума.
- Когда господин отдыхает и курит, то я часто замечаю, как он ни на кого не смотрит. Один его глаз прищурен, а второй так широко открыт, будто он лицезрел что-то поистине ужасающее. Что-то такое страшное, что вызывает дикий трепет. А после хихикает. После такого я до сих пор спать не могу.
- Он наверняка очень устал подготавливать свадьбу Господина Лайнхольда и госпожи Хейдес. Бедный…
В день свадьбы мужчина слегка успокоился. Помощники приводили его психологическое состояние в порядок на протяжении нескольких дней. Поэтому, внимательно рассмотрев всё необходимое для церемонии, он встретился лично с Лайнхольдом, которому помогали выглядеть максимально хорошо в этот важный день.
- Господин Лайнхольд, всё готово. Зал украшен, столы расставлены и гости уже расходятся по своим местам. Это празднование ударит нам по карману... - покуривая трубку и пытаясь скрыть нервозность говорил Вастум - Но, полагаю, мы сможем выручить за это мероприятие больше, чем было потрачено?
- Вастум, хотя бы в такой день, не мог бы ты быть чуть более человечным и приземлённым? Сегодня ведь праздник, так почему бы не отдохнуть?
- Уж простите, господин, но как ваш личный казначей, я обязан следить за абсолютно любыми расходами, будь то снабжение армии или покупка пирожка с картошкой в местной таверне.
- Просто бери пример с Адрамалеха. - когда Сальфина закончила завязывать ему галстук, Лайнхольд вышел из примерочной комнаты, помахивая старику.
- Кстати, насчёт Адрамалеха. - он полетел за Лайнхольдом, оставляя за собой клуб дыма- Я сегодня не видел его. Где он?
- Откисает в зоне горячих источников.
- Ого, кто бы мог подумать, что он нуждается в отдыхе.
- Да, и тебе бы он тоже не помешал. Подумай на досуге. А где Найши? - затем задал вопрос уже Лайнхольд.
- Девочка сейчас в зале, за ней присматривают Тимилекта и Охерон.
- А Иратус?
- Скоро приедет из порта с партией свежей рыбы и морепродуктов.
- Хорошо, а теперь главный вопрос.
- Да, господин?
- Где Бласфемус?
- Выставлена на улицу охранять поместье от непрошенных гостей, как и было приказано.
- Хорошо, а что насчёт её пристрастия?
- Каждый стражник и каждая горничная уведомлены о том, что ей нельзя давать алкоголь. Но ей будут носить закуски.
- Теперь всё точно хорошо. Я надеюсь никаких сюрпризов в этот день не намечается. Я хочу, чтобы всё прошло идеально.
- Мы сделаем всё возможное для этого, мой господин. - поклонился мужчина.
К моменту проведения церемонии, Вастум был в хорошем настроении. Возможно атмосфера хорошо сыграла на нём, а может слова о общей торговле с Гриндфоллом утешала его, от чего он мог немного порадоваться на празднике. Но в момент гуляний, ему как раз в особенности не нравились люди Розы.
Ему казалось, что они просто пришли на всё готовое, когда все денежные траты были на его с Лайнхольдом стороне. Он с омерзением смотрел, как жареную курицу едят мерзкие гости, буквально представляя стоимость каждого предмета, каждого стола, каждой съеденной куриной ножки. Не вынося этого, он держался за себя в районе сердца с острым пронзительным взглядом.
- Ох, похоже господину Вастуму нездоровится. Надо срочно ему помочь. - сказала одна из горничных.
- Нет, я думаю, он так рад за господина Лайнхольда. Аж за сердце схватился. Какой эмоциональный мужчина.
Спустя несколько дней после этого, он с помощниками проводили подсчёт того, сколько Лайнхольд потратил в целом за всё мероприятие. Прежний результат бил по сердцу, а новый…похоже казначей с этим долго не сможет смириться.
- 30 тысяч платиновых гровелей. Это 3 миллиона золотых гровелей, 300 миллионов серебряных.- с каждым словом тело его слушателя дёргалось.- и 30 миллиардов медных. Погрешность не может составлять более 0,5 процентов. Я таких сумм и представить себе не мог. А вы? Как вы это рассчитали? Господин?
А Вастум молчал, в то время, как книга закрывала его лицо. Он не подавал признаков жизни. Лишь признаки тихих всхлипов.
