8. День рождения
В дверь позвонили. Стоящая на пороге Шахноза машинально отошла в сторону. Лала без слов исчезла. Поправляя высокую прическу, Сара вышла из шумной гостиной и открыла входную дверь.
- Ноза! Идём, дочка. - позвала она.
Девочка прибежала на всех порах.
- Тётя! - воскликнула она. От изумления и полного восторга Ноза обомлела и выпучила глаза. Вместо того, чтобы броситься в объятия гостьи, девочка застыла, как статуэтка.
Улыбаясь во весь рот и с огромной куклой в руках, на пороге стояла сестра Сары. Рассмеявшись реакции племянницы, она вошла и сразу вручила подарок девочке. Несколько мгновений Ноза продолжала оторопело стоять с вытаращенными глазками и открытым ртом. Сестры дружно рассмеялись над ней.
- Не слишком тяжёлая для тебя? - спросила тётя.
- Что нужно сказать? - вставила Сара.
- Спасибо. - тихо прошептала девочка выйдя из оцепенения.
Тётя расцеловала Нозу в обе щёчки и поздравила с днем рождения.
- Ну-ка, поставь куклу рядом с собой.
Ноза опустила игрушку и пригладила её розовое платьице. Сара с сестрой заулыбались и заохали. Кукла и Ноза были одинакового роста!
- Это моё самое любимое воспоминание. - прошептала Шахноза расчуствовавшись.
В эту секунду тётя посмотрела на Шахнозу. На мгновение ей показалось, что тётя смотрит прямо на неё и по-настоящему видит её. У Шахнозы екнуло сердце. Но тут Сара окликнула сестру и призрачная связь пропала.
Шахноза думала: «Так жалко, что я не успела по-настоящему отблагодарить тебя, тётя. Поговорить по душам, расспросить о самом ценном, посидеть в тишине вместе. Я не успела самого главного - выразить тебе понимание».
- Себе понимание вырази. - сказала снова появившаяся Лала.
- У меня аллергия на твои постоянные появления и исчезновения. Оставайся здесь или уходи совсем. - рыкнула Шахноза.
Пропустив грубость мимо ушей, Лала продолжала:
- Очень часто нашей душе нужен и такой опыт - чего-то не успеть, что-то не сделать, опыт горевания, сожалений и утрат. Чтобы потом острее понимать ценность. Чтобы потом точно успевать, чтобы замечать благодарно, и не пропускать даров, и говорить важное, и любить во всё сердце, пока мы тут. Шахноза умолкла. Какой это ужас - осознать, сколько всего не сказано или наговорено лишнего, столько всего не сделано и сколько сделано зря.
- В этот день произошло кое-что еще, оказавшее на тебя влияние. Идем. - сказала Лала.
-Но я ничего такого не помню.
Лала пошла вперёд, Шахноза следом за ней. Пройдя через толпу шумных гостей, они зашли к Нозе и увидели, как девочка достаёт из сумки гостьи деньги.
- Нет. - прошептала Шахноза. - Я не хочу об этом вспоминать. Останови её. - умоляюще посмотрела на Лалу.
- То есть остановить тебя? - вскинула бровь девочка.
Кинув: «Я сама это сделаю!», Шахноза направилась в сторону Нозы. Лала за секунду появилась прямо перед девочкой, заслонила её своей фигуркой и останавливая Шахнозу, выставила руку вперед:
- Если изменить это уже произошедшее событие, можно всю жизнь себе сломать. Ты та, кто ты есть, только благодаря той цепочке событий, которую пережила. Если Ноза не возьмёт сейчас деньги, изменится не только твоя жизнь, но и ты сама. Ты перестанешь быть собой. Появится другая «ты».
- Тебе откуда знать, может другая «я» будет жить счастливее? - разозлилась Шахноза.
- Отойди. - не уступила Лала.
В этот момент в комнату вошла Сара и позвала дочь задувать свечи. Ноза успела спрятать деньги в карман и вышла вслед за матерью. Шахноза с Лалой в полумраке остались вдвоём.
- Не будь ты маленькой девочкой, ты бы у меня поплясала.
- А я и не маленькая девочка. - огрызнулась Лала.
- Да-да, помню. Но я-то вижу тебя большеглазым, беззащитным ангелочком. Правда, в глазах у тебя демоны пляшут.
- Ты слепая, раз не видишь какой это бесценный дар - снова оказаться в детстве. Иные бы за это полжизни отдали. - разозлилась Лала. А потом резким движением схватила Шахнозу за запястье.
Они очутились в магазине как раз в тот миг, когда Ноза покупала ролики.
- Я так о них мечтала. Я так завидовала подругам. - сожмурилась Шахноза. - Ненавижу тебя за то, что заставляешь меня смотреть на это. - зло посмотрела на Лалу она.
- Гляди внимательнее. - шикнула Лала.
Ноза протянула продавцу деньги и взяла с прилавка чехол с роликами. Шахноза, подойдя к девочке ближе, прошептала ей в лицо: «Глупышка».
По лицу Нозы было видно как её мучают химеры, как она замешкана, но с другой стороны — полна решимости.
Шахнозе стало жалко себя. Себя маленькую, и себя взрослую. Она-то думала, что ей будет мучительно стыдно присутствовать и бездействовать на этом моменте прошлого. Но, к своему удивлению, она сочувствовала Нозе. Ей захотелось обнять девочку. Обнять, утешить, дать понять, что не осуждает.
Лицо Лалы просветлело:
- Скажи это вслух.
- Что? Я ничего не говорила.
- Твоя последняя мысль. Мы пришли сюда ради этой мысли. Озвучь ее. - Я не осуждаю ее? - неуверенно спросила Шахноза.
- Кого?
- Нозу. Себя. Я не осуждаю себя.
Повисла тишина. Шахнозе захотелось рассмеяться от легкости, разлившейся на сердце. Лала заулыбалась.
Выйдя из магазина, Ноза пешком направилась домой, а Шахноза с Лалой молча плелись сзади. Прижав к себе покупку, девочка рассеянно глядела вперёд.
Неожиданно из-за угла вылетел мальчишка на велосипеде. Ноза, пытаясь увернуться от надвигающейся опасности, бросилась в сторону и споткнувшись, полетела с роликами в кусты.
- Дура! - крикнул парень, уезжая дальше.
Уколовшись о шипы и ветки, Ноза плача стала выбираться из кустов. Лала первая подбежала к ней и помогла подняться.
- Бедняжка. - сочувственно произнесла она, вручая ревущей Нозе ролики. - Сильно больно? - отряхнула девочке шорты.
- Спасибо. - протирая глаза всхлипнула Ноза.
У Шахнозы сердце подпрыгнуло в груди. Она видит их! Ноза видит их! Шахноза подошла к девочке ближе и присела на корточки.
- Привет, милая. - голос ее был полон нежности и сочувствия. Тем не менее Ноза встрепенулась от неожиданности и подалась назад. - Я напугала тебя? Прости меня, я не хотела.
Девочка молчала.
- Как тебя зовут? - не сдавалась Шахноза.
- Шахноза. - сказала девочка. - Но все зовут меня Ноза.
- Я тоже Шахноза.
Поняв, что они тезки, девочка просияла.
- А меня зовут Лала. - вставила Лала.
- Сильно больно? - спросила Шахноза, показывая на царапины на коленях девочки.
- Щипет. Ничего, - махнула рукой она, - мама йодом намажет.
- А мы и сами намажем тебя йодом! - объявила гордо Лала и вытащила из одного кармана платья бутылочку йода, а из другого - ватную палочку и вручила всё Шахнозе. Через минуту неглубокие царапины были замазаны.
- А что у тебя в руках? - спросила Шахноза и наклонившись, подула на свежезамазанные ранки. Девочка молчала. - Подруга подарила? - подсказала Шахноза.
- Да. - с облегчением согласилась Ноза. - Подруга подарила.
Когда йод снова был убран в кармашек Лалы, Шахноза взяла Нозу за руку и протянула вторую руку спутнице. Лала сначала отмахнулась от неё, но когда они зашагали дальше, она сама схватила Шахнозу за сухую ладонь. Обе предложили Нозе проводить её до дома и девчушка с благодарностью согласилась.
- Кем ты хотела бы стать, когда вырастешь? - спросила Шахноза, продолжая идти с девочками.
- Ещё не знаю. - ответила Ноза.
Шахноза ждала поучительных реплик от Лалы, но к удивлению, та молчала.
- Не спеши. - с любовью ответила Шахноза. - У тебя впереди вся жизнь, чтобы узнать ответ на этот вопрос. К тому же, тебе не обязательно становиться кем-то одной и на целую жизнь. Ты знаешь, что можешь менять профессию?
- Нет. - призналась Ноза.
- Ты можешь стать кем угодно. Кем только захочешь! Самое важное, запомни, Нозочка, в разные периоды жизни ты можешь хотеть совершенно разного и это абсолютно нормально. Ты можешь менять своё мнение. Можешь меняться сама. Можешь менять свою жизнь как захочешь. Понимаешь меня?
- Понимаю, тетенька. - сказала девочка.
- Вряд ли ты понимаешь, но это ничего. У тебя впереди невероятная жизнь. Самое главное, я тебя очень прошу, слушай больше себя, хорошо, милая? Не забывай о себе. Не отдавай себя на съедение волкам.
- У нас тут нет волков. - испугалась Ноза.
- Странно говорить такое при первой встрече. - шикнула Лала.
Шахноза зло зыркнула на неё.
- Я хочу подарить тебе своё ожерелье. - сказала она остановившись. Сняла с шеи простенькое жемчужное украшение и надела на девочку. Ноза не растерялась и вытащила из кармана розовую резинку и нацепила на руку незнакомки.
Когда трое дошли до подъезда, Ноза не оборачиваясь убежала в дом.
- Надеюсь, ты запомнила хоть что-нибудь из сказанного мной... - вздохнула Шахноза.
- Не запомнила. - знающим видом сообщила Лала. - Глупо на это надеяться. Люди совершенно глухи к наставлениям и советам. Они обязательно должны сами, на собственной шкуре ощутить всю ответственность за сотворенные поступки. Сделать собственный выбор, ошибиться, справиться с этим, сделать выводы и жить дальше. Ты всё ещё не поняла этого? Еще древние писали в своих первых трактах о том, куда катится молодежь, их нравственность и воспитание. Прошли века, но те же проблемы не теряют своей актуальности. Старшим всегда будет казаться, что младшие становятся хуже, чем они. Людская натура, несмотря на смену нарядов и верований, веками остается неизменной.
Разразившаяся таким монологом Лала, девочка-припевочка в зеленом платье, очень развеселила Шахнозу. Она потрепала ее блестящие волосы. Лала недовольно отмахнулась.
Дома Ноза сказала родителям, что ролики подарила подруга из соседнего дома.
- Не успела я насладиться новым приобретением, как через несколько дней потеряла их. Ролики безвозвратно пропали. - сожалела Шахноза. У неё так никогда и не появилось своих.
- Раз ты так хорошо помнишь этот момент, смотреть на него мы не будем. - снизошла Лала.
- И почему ты меня так сильно раздражаешь? - закатила глаза Шахноза.
- Потому что я воплощаю в себе всё то, что ты себе запрещаешь.
