2 страница24 января 2017, 04:49

Барбаросса.


Советский пилот не без удовлетворения подсчитывал пробоины в рухнувшем немецком самолете. Несколько минут назад их сделали пулеметы его истребителя. На фюзеляже двухмоторного самолета стоял код гражданской авиации, но в пилотах сидящих у машины чувствовалась военная косточка. От самолета несло горелой пластмассой, немцы успели сжечь фотопленку. 

Самолеты разведчики летавшие на десятикилометровой высоте обычно оставались незамеченными и безнаказанными. Но тогда, 15 апреля 1941 года, из-за неисправности мотора немецкий ю-86 снизился и был сбит. 

(юнкерс ю 86)

На допросе пилоты юнкерса утверждали,что во время полета в районе Кракова, они заблудились и потеряли ориентировку. Это звучало очень неубедительно от летчиков сбитых под Ровно, в паре сотен километров от границы. К тому же в самолете нашли карту приграничных областей СССР. 

Экипаж юнкерса входил в секретную команду Ровеля (немецкая авиация, самолеты-разведчики), которая уже давно фотографировала советскую территорию, готовя данные для вторжения вермахта в СССР. 

Через 10 дней после этого события, в Москву из Берлина пришло донесение. Его автор генерал-майор Василий Тупиков, военный атташе СССР в Германии, делал в отчете следующие выводы: 

"1. В германских планах СССР фигурирует как очередной противник.

2. Сроки начала столкновения - возможно, более короткие и, безусловно, в пределах текущего года".

Точную дату германского нападения, ни Тупиков, ни другие разведчики, весной 1941 года назвать не могли. Рихард Зорге, он же Рамзай, сначала сообщал о начале военных действий после окончания сева, потом в конце мая, затем, во второй половине июня. 

Неопределенность присутствовала и в донесениях остальных разведчиков. Было не ясно, состоится ли нападение вообще. 

Широко распространено заблуждение, что немецкие планы попадали на стол Сталина, едва ли не сразу после их подписания. В действительности, никаких похищенных планов не было.

Информация поступала самая противоречивая, а серьезным недостатком в работе разведки перед войной была слабая аналитическая работа. Порой действительно важные сведения, терялись в массе второстепенной информации.

В апреле 41-го эшелоны с немецкими войсками непрерывным потоком шли на восток. Всего лишь несколько месяцев назад, летом 40-го, Гитлер поставил задачу разработать план войны с СССР. А уже 18 декабря он подписывал директиву номер 21. Известную, как план "Барбаросса".

(Адольф Гитлер) 

Позднее в обращении фюрера к войскам прозвучали слова о 160-и советских дивизиях на границе, якобы готовых перейти в наступление, что было откровенной ложью. Версия о том, что нападение готовил Сталин,а фюрер лишь защищался, была не более чем детищем гитлеровской пропаганды.

Цель войны сформулированная Гитлером на совещании, звучала куда прозаичнее: "Англичан поддерживает только возможность русского вступления в войну. Будь эта надежда разрушена, они бы прекратили войну."

План Барбаросса гласил: "Основные силы русских сухопутных войск должны быть уничтожены в смелых операциях по средствам глубокого, быстрого выдвижения танковых клиньев."

Этими клиньями были танковые группы, объединение танковых моторизованных и пехотных дивизий. 

Перед ними ставилась задача глубоких охватов и обходов войск противника с целью окружения. Для войны против СССР создавались четыре таких группы во главе с генералами Клейстер, Гепнер, Гудерианом и Готом. Конечной целью немецкой операции был захват территории СССР до линии Архангельск Астрахань.

На итоговом совещании гитлеровские стратеги выразили уверенность, что война с СССР займет 3-4 месяца. Немецкие войска были разделены на 3 группы армии.

Группа армии "Север" должна была наступать на Ленинград, "Центр" на Москву, "Юг" на Киев и Донбасс. 

В составе групп армии "Юг" и "Север", находилось по 1 танковой группе; в группе армии "Центр" находились, на главном Московском направлении, сразу 2, Гудериана и Гота.

Герман Гот (1885-1971) - генерал-полковник, в 41-ом командовал 3-ей танковой группой. Ему было уже 56 лет, и солдаты называли его "папа Гот".

Германия не знала гражданской войны, разделившей общество, и миграции офицеров и репрессий. В вермахте служило не мало командиров с многолетним опытом руководства войсками. Танковые генералы не были исключением:  

Гудериану было 53 года

Гепнеру 55

Клейсту 60 лет.

Штабы танковых групп прибыли на границу еще зимой 40-го года, и состояли только из группы офицеров со средствами связи. Подход танков планировался прямо перед наступлением, а в первых эшелонах на восток перебрасывались лишь пехотные дивизии.

Размещая у границы пехоту без танков, немцы стремились формировать у советского командования впечатление, что они перед высадкой своих войск в Англии, здесь на востоке, просто создают заслон. В 41-ом году немецкая армия несомненно находилась на пике своего могущества. Ее дивизии были укомплектованы по штатам военного времени. После захвата Франции, войска интенсивно тренировались, совершенствуя тактику блицкригов - молниеносных войн. 

В 41-ом году значительная часть красной армии располагалась в глубине страны   и содержалась по сокращенным штатам мирного времени. На границе находились только армии прикрытия, неспособные отразить сконцентрированный удар главных сил врага. Требовалось 2-3 недели интенсивных перевозок войск, чтобы на границе создать эффективную оборонительную группировку. Перед советским руководством стоял вопрос, когда нажать красную кнопку, и начать выдвижении армии к границе. 

Несмотря на подписание пакта молотова-риббентропа советское руководство иллюзий не питало.

 В СССР шло интенсивное военное строительство. Армия от 1,5 миллионов человек выросла до 5 миллионов. Но лето 41-го  вооруженные силы встречали в разгар реорганизации; строились укрепления,ремонтировались аэродромы, формировались новые части. 

Без твердой уверенности в агрессивных намерениях Германии, перемещать войска к границе было опасно. Это могло привести к ускорению начала войны, к которой Советский Союз все еще не был готов, а противоречивые данные разведки, этой уверенности не давали.

В 1-ой половине июня 41-го, немцы стали выдвигать к границе танковые и моторизованные дивизии, что уже никак не походило на заслон перед высадкой в Англии.

Тогда советское руководство предприняло отчаянный шаг, за 8 дней до начала войны, в известиях появилось сообщение ТАСС: " В Английской и вообще иностранной прессе стали муссироваться слухи о "близости войны между СССР и Германией". По мнению советских кругов, слухи о намерении Германии  предпринять нападение на СССР лишены всякой почвы".

Так, намеками, немцев приглашали сесть за стол переговоров, но ответом стало гробовое молчание германского руководства, и реакция Сталина последовала незамедлительно. Войска находившиеся в глубине страны, получили приказ выдвигаться на запад. Красная кнопка была нажата.

Через 3 дня после сообщения ТАСС, Зорге (советский разведчик) докладывал: "Война задерживается до конца июня". Появилась надежда, успеем... Но было слишком поздно, до нападения, оставалось меньше недели. 

В итоге к 22 июня красная армия оказалась разорвана на 3 эшелона.

Разбросанной от западной границы до Днепра. Большая часть войск оставалась в глубине страны, или только двигалась на запад. А немецкие войска уже стояли у советских границ плотной массой. 

СПРАВКА.

К началу войны в Прибалтике 21-ой советской дивизии в 1-ом эшелоне противостояли 34 дивизии немцев.
В Белоруссии 26-ти дивизий красной армии стояло 36 немецких дивизий.
На Украине против 45 советских дивизий были сосредоточены 57 дивизий вермахта.
Красная армия превосходила противника по числу танков и самолетов, но безнадежно проигрывала по числу дивизий одновременно вступавших в бой.

21 июня немецкое командование передав условный сигнал тортмунт подтвердило начало операции "Барбаросса",утром 22 июня.  танки, тягочи, бронетранспортеры двинулись к границе. Вечером 21 июня немецкие командиры построили своих солдат. Подсвечивая себе фонариками, они зачитали обращение Гитлера: "Само существование народа Германии находится теперь в ваших руках". В предстоящей войне солдаты вермахта должны были руководствоваться простыми формулировками такими как, приказ генерала Гепнера. "Борьба должна преследовать цель, превратить в руины сегодняшнюю Россию, и должна вестись с неслыханной жестокостью". 

Но не все солдаты жаждали принять участие в спасении цивилизации таким путем. Выслушав своего командира, сапер Альфред Лисков бросился к границе. Переплыл бук и сдался советским пограничникам. Запинаясь от волнения он сообщил, что 22 июня на рассвете, немецкие войска перейдут границу. Не успел сапер обсохнуть, как сказанные им слова, уже были переданы Сталину. 

Сходная информация поступила и от советского агента в немецком посольстве Герхарда Гегеля, утром 21 июня он доложил, что война начнется в ближайшие 48 часов.

На срочном совещании в кремле, Жукову, Тимошенко и Ватутину, удалось убедить Сталина, что на границе необходимо принимать срочные меры.  Была поготовлена подписана директива "О приведении войск в боевую готовность", правда с оговоркой о возможных провокациях немцев. В начале первого ночи, 22 июня, директиву передали в части.

Минск. Ночью в штаб западного, особого военного округа приехал командующий округом генерал Павлов.

Его уже ждали командующие армиями. Из Гродно Павлову доложили: "патроны розданы, занимаем укрепленные районы", докладывал командующий 3-ей армией Василий Кузнецов.

Василий Иванович Кузнецов.(1894-1964)

Герой Советского Союза. Генерал-полковник. Участник первой мировой войны. В гражданскую стал командиром полка. Великую Отечественную войну встретил в возрасте 47 лет, пройдя ее от первого до последнего дня.  

Слова: "Возможно нападение", Кузнецова не удивили. По другую сторону границы уже многие часы гудели моторы. 

Наступало утро 22 июня. Первыми границы СССР пересекли диверсионные группы, так называемого учебного полка "800 Бранденбург", секретное подразделение вермахта. Немецкие диверсанты переодетые в форму красной армии начали захват мостов через Бук. Немецкие самолеты были уже в воздухе. Они летели бомбить крупные советские города и главное аэродромы, расположение которых стало известно благодаря разведчикам Ровеля.  Внизу, на земле боевые действия еще не начались. Немцы понимали, что если бомбардировщики пересекут границу одновременно с началом операции наземных войск, то советская авиация успеет прийти в боевую готовность.

(Люфтваффе)

Самолеты люфтваффе шли на восток, на встречу поднимавшемуся солнцу. 

Наступало Воскресение. В советских школах накануне прошли выпускные вечера. Отзвучали вальсы духовых оркестров, и вчерашние десятиклассники шли встречать рассвет. Юные москвичи по традиции отправлялись на Красную Площадь, киевляне на берег Днепра, а в Ленинграде стояли белые ночи. В то утро солнце взошло над Москвой в 3:45.  К этому времени немецкие самолеты уже выходили на боевой курс. Через 15 минут открыли створки бомболетов, и на города посыпались бомбы. 

Великая Отечественная Война Началась!

____________________________________________________

Я очень надеюсь, что вам понравится. Возможно, я буду разбивать одну серию на несколько глав, в том числе и эту. Жду ваших отзывов, а самое главное, отзывы о том, хотите ли вы продолжения книги. Спасибо всем заранее!

2 страница24 января 2017, 04:49