27 страница17 мая 2015, 20:54

XIX.Н.В.ГОГОЛЬ,ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ, АНАЛИЗ

Публикация в 1831 году первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки», а в 1832 году - второй засвиде­тельствовала появление нового писателя - Н.В.Гоголя, вышедшего на авансцену русского и европейского роман­тизма. Неподражаемая оригинальность «Вечеров» на дол­гое время создала им репутацию художественного феноме­на, не имеющего аналогий. Белинский в 1840 году писал: «Укажите в европейской или русской литературе хоть что-нибудь похожее на эти первые опыты молодого человека, хоть что-нибудь, что бы могло натолкнуть на мысль писать так. Не есть ли это, напротив, совершенно новый, небыва­лый мир искусства?» Созданное Гоголем, украинцем по происхождению, вливалось в русло широко распростра­нившегося в русском обществе интереса к украинскому народному творчеству, быту, образу жизни. «Здесь так занимает всех все малороссийское», - писал автор в пись­ме к матери.

Публикации «Вечеров» вызвали открытый восторжен­ный отзыв Пушкина. Дружба с великим поэтом стала счастьем для Гоголя и величайшей творческой удачей для всей русской литературы. В их духовной близости, в твор­ческом содружестве выразился прекрасный закон преемст­венности в художественном процессе. Белинский охарак­теризовал это так: «Главное влияние Пушкина на Гоголя заключалось в той народности, которая, по словам самого Гоголя, «состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа».

Открытие Гоголя состояло в том, что он обнаружил поэзию естественной жизни в людях, наиболее близко стоявших у истоков природного бытия. Это была макси­мальная естественность. В «Вечерах» - праздник народно­го духа. Но в них нет намека на наивный сентиментальный восторг. Достаточно обратить внимание на образ «издате­ля» Пасичника Рудого Панька, в сказовой интонации ко­торого постоянно звучит ирония. Это - тот смех, где столько же простодушия, сколько и природной мудрости. «Веселое плутовство ума», которое Пушкин считал свойст­вом народа, в «Вечерах» нашло многообразное выражение. Недаром почти в каждом рассказе свой повествователь, оригинальный художественный тип. Эта живописная пе­строта стилей близка сложной и веселой гамме чувств и страстей украинских парубков, дивчин и их отцов, соеди­ненных «Вечерами» в праздничный хоровод.

Чувство гордости и восхищения своей родиной выра­жается писателем с исключительной проникновенностью, становится близким и общедоступным любому чуткому читателю, в любое историческое время. Вспомним знаме­нитое начало одной из глав «Майской ночи»: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее».

Уже много лет русский и европейский читатель с большой отзывчивостью вглядывается в юных героев «Сорочинской ярмарки», Параску и Грицько, напевающих друг другу на глазах всей толпы нежные и наивные песни.

Невозможно оторваться от фольклорного сказа Фомы Григорьевича в «Вечере накануне Ивана Купала», где от­крытие Гоголя состоит в невиданной психологической сложности повествователя - простодушного дьячка и почти романтического поэта.

Богат мир народного мышления. В нем фольклор совмещается с трезвостью в восприятии реального, быто­вое начало не противоречит национально-историческому чувству.

Поэтому во второй части «Вечеров» совершенно есте­ственно звучит тема освободительной борьбы. Конечно, «Страшная месть», где звучание это всего сильнее, по сюжету полулегенда, но благодаря образу Данилы Бурульбаша повесть претендует на вполне реалистическую трак­товку темы.

Но для полноты картины украинской ночи Гоголю нужна была в «Вечерах...» и такая повесть, как «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». Настроение повести рождено народным мышлением, которое не может не за­метить и соответственно оценить унылую пустопорожность прозаического прозябания. «Лукавство ума» здесь в метком изображении типов, представляющих ничтожный помещи­чий быт. Так намечается эскиз «Мертвых душ».

Время создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки», их публикация и обсуждение среди читающей публики - счастливейшее в жизни Гоголя. Он полон грандиозных замыслов, многие из которых позже осуществились.

Своеобразие сборника Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»
В 1831 году вышел первый сборник повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Осо­бенностью русской, литературы этого времени стало обращение писателей и поэтов к жизни простого народа, его быту и нравам. Многие писатели в своих произ­ведениях описывали своеобразие русского нацио­нального характера. Гоголь же, издав «Вечера на ху­торе близ Диканьки», открыл читателю совершенно новый, живой и яркий мир украинского народа.

Великое мастерство проявил писатель и в описании самобытной украинской природы с ее привольными степями, густыми лесами, свободолюбивыми реками. В повести «Сорочинская ярмарка» перед нами пред­стает знойный, сверкающий солнцем летний день и красавица река Псел. В «Майской ночи» нас поража­ет великолепие украинской ночи, таинственный ме­сяц, заливающий всю землю серебряным светом. В «Страшной мести» писатель рассказывает о несрав­нимом ни с одной рекой величественном Днепре.

«Сорочинская ярмарка», как и другие повести сборника, знакомит нас с жизнью украинских кресть­ян. Искренняя любовь к простому человеку, умение увидеть поэзию в его жизни являются основной цен­ностью произведений Гоголя.

Читая «Вечера на хуторе близ Диканьки», мы ста­новимся свидетелями живых картин украинского на­родного быта, исполненного движения, искрящейся радости. В «Сорочинской ярмарке» нарисована увле­кательнейшая картина шумной, наполненной массой разнообразных звуков, играющей яркими красками ярмарки. «Вот истинная веселость, искренняя, не­принужденная, без жеманства, без чопорности. А мес­тами какая поэзия! Какая чувствительность!» - пи­сал Пушкин после прочтения «Вечеров». Но, чтобы показать истинную жизнь народа, мало дать пред­ставление об окружающей природе и основных прояв­лениях его быта. Настоящий художник, писатель обязательно раскроет чувства, своеобразные характе­ры людей, так, как сделал это Гоголь. Мастерство мо­лодого писателя позволило ему создать целую галерею ярких, запоминающихся образов, в которых уга­дываются характерные национальные черты.

Как дополнение к ярким краскам богатой приро­ды, колоритным бытописаниям выступают славя­щиеся своей красотой девушки-украинки. Восемна­дцатилетняя Параска из «Сорочинской ярмарки», красавица Оксана из повести «Ночь перед Рождест­вом», прекрасная Катерина из «Страшной мести» - все они своеобразное национальное достояние, вопло­тившие в себе красоту своего, народа. А ловкие, весе­лые, сильные и смелые парубки, которые умеют так преданно любить и так настойчиво бороться за свое счастье? Их образы проникнуты духом свободолю­бия, присущего всему украинскому народу. И не слу­чайно Гоголь с любовью называет своих героев «воль­ными казаками».

В «Сорочинской ярмарке», так же как и в других по­вестях сборника много забавных сцен, описанных в народном духе, живым образным языком. Гоголь уже в этой книге проявляет свой талант сатирика, ловко высмеивающего слабости своих героев, непригляд­ные черты их характера. Так, мы смеемся над бес­сильной злобой мачехи Параски - сварливой бабы из «Сорочинской ярмарки», над ее глупой напыщенно­стью, щегольством. Смешна и сцена безмерного ужа­са, охватившего героев при виде просунувшейся в окно свиной рожи, страшно поводящей глазами.

По свидетельству самого Гоголя, типографские ра­бочие «помирали со смеху», набирая эту книгу. Смех Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» - это здоровый смех человека, ценящего прекрасное и не-приемлющего пошлость, человека, который верит, что добро и правда восторжествуют над злом.

27 страница17 мая 2015, 20:54